Машиностроение — одна из наиболее сложных отраслей промышленной экономики любой страны, ею определяется степень развития научно-технического прогресса. Разработки отличаются большой трудоемкостью и высокими затратами на научные исследования. В совокупности с металлообрабатывающей отраслью машиностроение образует отдельный машиностроительный комплекс экономической системы России.
В наши дни машиностроение занимает среди всех отраслей мировой промышленности первое место как по числу занятых, так и по стоимости продукции. Место и роль, которую эта отрасль занимает в народном хозяйстве страны, предопределяет во многом направление политики государства в области экономики. Машиностроение, создавая наиболее активную часть основных производственных фондов — орудия труда — в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства.
В современном мире практически любая успешно развивающаяся компания в конечном итоге задумывается о принятии такого серьезного для ее дальнейшего процветания решения, как расширение границ реализации своей продукции и выход на зарубежные рынки. Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности предприятий машиностроения. Однако, если рассматривать возможности выхода российских предприятий машиностроения на внешние рынки в условиях сложившейся в мире ситуации, возникает ряд проблем, связанный как с политическими, так и с экономическими санкциями, введенными в отношении России и ряда российских организаций в связи с событиями на Украине, которые произошли в 2014 г. Данное явление потверждает и усиливает значимость верного выбора стратегии выхода на зарубежный рынок, машиностроительной продукции.
Разработка стратегии на внешние рынки предприятия будет реализованной только условии полного всех факторов, присутствуют на внешнем и рынке.
во внимание то, совокупность факторов, выбор стратегии, проведена оценка каждого фактора и внутренней среды на деятельность машиностроительного .
П в классификации факторы и внешней среды предприятия, позволят эффективное формирование машиностроительного предприятия 1). В числе значимых факторов выделить: систему продукции, информационные своевременность проникновения на рынки, конструкторский маркетинговые ресурсы [3.7,6].
1
Классификацияфакторов ивнешнейсреды предприятия
Признакклассификации |
Виды |
фактора |
ФАКТОРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ |
||
1. Финансовые ресурсы |
Заемные |
Уровень средств. Уровень средств. |
потенциал |
Научно-технический Производственно-технический |
НИОКР. обеспечение. Прогрессивное оборудование. Модульная автоматизированная автоматизации производства и |
3. Конструкторский потенциал |
Конструкторские разработки. Усовершенствованные процессы изготовления и разработки. |
|
4. Кадровые ресурсы |
Социальные |
Уровень кадров. Уровень работников Безопасность труда. Условия и отдыха. Продолжительности жизни (жителей). |
5. Информационные |
Глобальные |
Современная сеть страны обеспечение. Уровень технологических процессов. И база данных разработок Информационная база оценки успешности на внешний рынок |
6. Система качества |
Качественные |
ГОСТ, СНИПы. Оперативность решения вопросов. качества закупаемого и комплектующих. соответствия стандарту 9001. |
3. Временные ресурсы |
Тактические |
Уровень конкурентов. рекламы. проникновения на рынок ремонта оборудования. |
7. Маркетинговые факторы |
Специфические Психологические |
Сроки насосного оборудования. управления между и предприятием. Достаточность маркетинговой о внешних рынках. Условия интенсивность освоения нефти, объем скважин, безотказность Уровень партнеров. Лояльность. к ресурсам, объем Сокращение затрат. |
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ |
||
1. Государственное |
Налоговое Политическое Таможенное |
Налоговая система. государственного регулирования Стабильность ситуации в стране. Безопасность в стране. Законодательная в стране. обеспечения экономической страны. Таможенное регулирование. рыночных отношений в Экономическая ориентированная на экспорт. |
2. Конкуренция |
Низкая |
продукции. на оборудование и комплектующие. показатели продукции. Конкурентоспособная стратегия. |
3. Природные |
Природно-географические |
Страна, природными ресурсами. выгодное географическое страны. Рост интенсивности новых залежей Уровень экологической |
4. Система качества |
Экологические |
Условия и обслуживания. оборудования. Сертификат соответствия ISO 9001. Система экологического экологической эффективности. |
Принимая во результаты классификации, выделяем приоритетные представляющие особую для машиностроительного (Рисунок 1).
Рис. 1. Приоритетные машиностроительного
Для оценки реализации стратегии было выбрано предприятие по производству полнокомплектных установок электроцентробежных насосов (УЭЦН) для добычи нефти.
Эффективность стратегии выхода компании на рынок зависит от политики производителей оборудования. Во внешнеэкономической маркетинговая политика предприятия производителя представляет собой, системы организации и сбыта товара, услуг, ориентированных на потребителя, на основе и прогнозирования тенденций мирового рынка.
Оценка успешности стратегии проникновения на рынки машиностроительного производителя насосного проводится по каждому рынка (N) отдельно 2).
Ключевые успешности по рынку N на три уровня средний, низкий) определения степени и измерения показателя для предприятия. значение положительного показателя — 5 баллов, — 3 балла и низкого — 1
Таблица 2
Оценкамаркетинговойстратегии на внешнийрынокNпредприятий
факторы успешностипроникновения на рынокN |
измерения КФУ по N |
Показатель значимостипредприятия (хi) |
Оценка в баллах по рынкуN (zi) |
Показатель успешности УNi по рынкуN (хi.zi) |
Группы факторов |
1. Рост интенсивности новых залежей |
Средний Низкий |
Х1= |
5 3 1 |
Х1.z i |
ключевые факторы |
2. объемов ввода с насосным оборудованием |
Высокий Средний |
||||
3. Условия эксплуатации и насосных установок |
Средний Низкий |
||||
4. Безотказность насосного |
Средний Низкий |
||||
5. Доступность и организованность |
Средний Низкий |
||||
6. Гибкость в различных моделей и |
Высокий Низкий |
||||
7. у потребителей |
Высокий Средний |
||||
8. сроков поставки |
Высокий Средний |
||||
9. гарантий на товары и выполнения обязательств |
Высокий Средний |
||||
10. Достаточность о внешних рынках |
Средний Низкий |
||||
11. Координация представительством на рынке и |
Средний Низкий |
||||
12. Возможность индивидуальных запросов |
Средний Низкий |
||||
13. на рынок |
Быстро Постепенно |
Х13= |
5 1 –5 |
Х13.z i |
|
Итоговый показатель успешности стратегии на внешний рынок N |
Σ УNi |
||||
Показатель проникновения на рынок N исходя из времени, в которого произошло поставленных целей Расчеты проводятся
1. Рассчитываются показатели УNi по рынку N:
УNi = хi. zi max, (1)
где, хi — значимости комплексных успешности предприятия по типу рынка;
zi — оценка в баллах факторов успешности предприятия по отдельному рынка.
2. Определяется итоговый оценки успешности проникновения на внешний N, путем суммирования успешности по N-му каждого комплексного
Σ УNi = УN1+ УN2 + …… УN13 (2)
Этап 3. Определяются и минимальные значений успешности:
Σ У = Σ хimax + Σ zimax,
где, Σ Уimax — суммарный показатель факторов успешности на внешний рынок N.
Σ хimax — максимальный показатель значимости по комплексным факторам
Σ z — максимальный суммарный оценки в баллах по комплексным факторам
Σ УNmin = Σ х + Σ zimin. (4)
Σ УNmin — минимальный показатель комплексных успешности проникновения на рынок N.
Σ х — минимальный суммарный значимости по всем факторам успешности.
Σ zimax — суммарный показатель в баллах по всем факторам успешности.
Этап 4. Определяется максимальных и минимальных значений показателей где, необходимо условия:
Σ УNmax ≤ Σ УNср ≥ Σ УNmin.
Σ УNср — средний суммарный оценки в баллах по комплексным факторам или точка успешности стратегии на N.
Предложено «точка определения стратегии» (Σ УNср) проникновения на рынок как успешности стратегии выявленных недостатках и комплексных факторов предел максимальных и суммарных значений успешности, при применяемая на внешнем маркетинговая стратегия устойчивую положительную
службами предприятия анализ успешности проникновения на внешний по каждому отдельному опираясь на полученные при расчете показателя оценки стратегии.
Анализ преимущества и недостатки по комплексному фактору на рынке, что предприятию наглядно необходимые маркетинговые по улучшению работы на рынке отдельно и решительные действия по выявленных недостатков.
Разработанная по оценке успешности стратегии на внешнем машиностроительных предприятий насосного оборудования в течение 2015–20116гг. на примере одного из российской нефтяной промышленности ПАО производителя модульных установок для нефти. Методика положительный отзыв и к дальнейшему внедрению в деятельность предприятия.
Проведен успешности стратегии на зарубежные рынки предприятия и приведены расчеты предложенной методике 3).
Расчет производился по типам рынка: рынок, Азиатский и рынок стран (на примере Казахстан).
Таблица 3
Своднаяпоказателейуспешности по представительствам на внешних
по типамрынка |
Американское представительство |
представительство |
Представительство СНГ |
||||||||||
Период Наименование показателя |
2015 |
2016год |
2015 |
2016год |
2015 |
2016год |
|||||||
и минимальные показатели по типу |
max |
max |
min |
min |
max |
max |
min |
min |
|||||
условия ΣУNmax ≤ Σ УNср Nmin |
баллы |
255 |
11 |
11 |
255 |
11 |
255 |
11 |
12 |
270 |
12 |
||
Условие выполняется |
Условие выполняется |
Условие выполняется |
Условие выполняется |
Условие выполняется |
Условие выполняется |
||||||||
показатель оценки стратегии |
баллы |
121 |
27 |
39 |
167 |
211 |
|||||||
Точка определения |
баллы |
133 |
133 |
||||||||||
результатов апробации методического подхода к успешности маркетинговой проникновения на внешние машиностроительного предприятия, увеличение значение показателей успешности по с прошлым периодом, свидетельствуют об улучшении деятельности, в связи с комплексной стратегии на «маркетингово-сервисном» принципе.
Положительная объема продаж, которого представлены в 4, является весомым эффективности разработок.
4
Своднаятаблицаобъемареализацииоборудования на рынках за 20156г.г.
Потребители по рынка |
2015год |
|||||||
насосы |
Двигатели |
двигатели |
||||||
Кол-во, |
Выручкабезмлн.руб. |
шт. |
безНДС,руб. |
Кол-во, шт. |
ВыручкаНДС,млн. |
Кол-во, |
Выручкабезмлн.руб. |
|
1. рынок |
12 |
4893,3 |
12 |
34 |
1484,9 |
26 |
1598,8154 |
|
2. рынок |
4 |
1631,1 |
4 |
11 |
4804,2 |
8 |
4919,432 |
|
3. стран СНГ |
19 |
7557,7 |
21 |
8983,5 |
47 |
39 |
17151,7 |
|
ИТОГО |
35 |
37 |
18534,4 |
92 |
39814,1 |
73 |
||
На основании расчетов определены по которым определяются и недостатки по каждому фактору успешности, дает преимущества принятии маркетинговых по улучшению работы и выявленных недостатков.
успешности была в компьютерной программе estimation», позволяющей рассчитывать показатели и дополнительно представляющую данных для внешнеэкономической деятельности по каждому типу в течение длительного времени.
По итогам разработанного методического получено 39814000 годовой прибыли от продукции, что на 24 % чем предоставленные на начало исследования.
Создание представительств компании на внешних рынках, на «маркетингово-сервисном» принципе предприятию решить проблемы:
‒ сервисного обслуживания установок зарубежных
‒ соблюдения сроков погружного насосного
‒ наличия частей для обслуживания насосного
‒ информации о состоянии рынков;
‒ покупателями продукции;
‒ международной координации и
‒ технических и маркетинговых
Создание представительств основанных на маркетинге и сервисных центрах компании занять долю на внешних насосного оборудования, самым значительно цену для покупателей на насосное и сервисное обслуживание.
Такой к ведению международного маркетинга даст машиностроительным предприятиям позиции на международном снизить уровень зависимости, повысить взаимоотношений между и потребителями продукции, увеличение объема в и расширить объемы
Литература:
- Ансофф И. управление. — М.: 2013. — 518 с.
- Аньшин Инвестиционный анализ: — практ. пособие. — Дело, 2013. — с- (Сер. Библиотека менеджера).
- Баландина Коновалов Л. А., З. Л. Экономико- модель оптимизации организации// Математика. математики в экономических, и педагогических исследованиях: науч. тр./ ред. М.В. — Магнитогорск: MТУ, — С.58–62.
- Баландина Т. А., З. Л. К вопросу о стратегии промышленного Проблемы и опыт управления предприятием: сб. науч. — Уфа: УГНТУ, 6. — С.21–24.
- Баландина Степикина З. Л. комплексного показателя, финансовое состояние Вопросы формирования и функционирования рыночной Межвуз. сб. тр. — Магнитогорск: 2015. — Вып.5. —
- Волков Экономическая политика Экономика. — 2014. -№ 3.-С.14–22.
- Глинн Дж., В., Перкинс Д. бизнеса. — 2-е — Новосибирск: ИЭиОПП СО Canterbury Business 2014.