Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Фаттахова, В. М. Изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста / В. М. Фаттахова, Е. А. Исакова, Н. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 295-298. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42748/ (дата обращения: 16.11.2024).



Самооценка — является формой отражения человеком самого себя как объекта познания и определяет характер социального поведения, активность человека, а также его потребность в достижениях и постановки целей. Главная ее функция — это регулирование отношений человека с окружением при сохранении своей самобытности. Воспитание активной, социально-адаптированной и творческой личности одна из главных задач современного образования. Для осуществления этой задачи, молодому педагогу необходимо иметь полное представление о самооценке своих воспитанников, чтобы контролировать качественные изменения в самооценке детей. В настоящее время необходимы методики, доступные педагогам и эффективные в изучении самооценки для выстраивания индивидуальных линий поведения. Но при большом разнообразии диагностических методик, направленных на изучение самооценочного компонента самосознания детей, стоит отметить сложность ориентации в них со стороны педагогов. На наш взгляд, с особой актуальностью выступает проблема поиска эффективных методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста. Возникает необходимость практического решения данного направления в диагностической работе педагогов в дошкольной организации — изучение эффективности применения методов диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста.

Необходимо отметить проблемы диагностики самооценки детей старшего дошкольного возраста: присутствие неоднозначных трактовок и интерпретаций в процессе обработке результатов (особенно в проективных методах); сложная система обработки фактических данных; отсутствие единых критериев для сравнительной характеристики; низкая информативность. Выше обозначенные трудности указывают на необходимость практического решения данного направления в диагностической работе педагогов в дошкольной организации. На основании выше изложенного мы выделили критерии отбора диагностических методик: информативность, широта отражения качественных характеристик самооценки; стандартные схемы обработки информации; соответствие возрастным особенностям развития самооценки, фиксирование постепенного возникновения и оформления самооценочного компонента «Образа Я»; минимальные затраты ресурсов и времени; результативность диагностических процедур.

Для решения поставленных в работе задач мы обратились к исследованиям таких ученых как Даниил Борисович Эльконин, Мая Ивановна Лисина 3, 6. Основываясь на положениях, представленных в работах этих ученых, мы сформулировали понятие самооценки и проследили динамику развития самооценки в дошкольном детстве. К старшему дошкольному возрасту происходит переход от абсолютной самооценки к относительной, формируется осознанный стиль поведения, проявляется адекватность и дифференцированность самооценки. Самооценка в дошкольном возрасте превращается в особый компонент «образа Я» — важнейшее звено мотивационно-потребностной сферы личности. На основании изученных работ, М. И. Лисиной, Г. А. Урунтаевой, О. А. Белобрыкиной, Т. В. Галкиной мы можем говорить, что в старшем дошкольном возрасте наиболее адекватной самооценкой является завышенная (в 6–7 лет — высокая и дифференцированная), относительная и абсолютная позитивная самооценка1,2,4,5.

Экспериментальное исследование было направлено на изучение эффективности методик по диагностики самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 28 «Дельфин» г. Осинники (с сентября 2016 г. по ноябрь 2016 г). В экспериментальном исследовании принимали участие 28 детей старшей группы, средний возраст которых составил 5,4 года и 26 детей подготовительной к школе группы, средний возраст которых составляет 6,5 лет. При отборе методик нам было важно выявить реальный характер переживаний ребенка, его уровень мотивационной сферы и степень адекватности, позволяющий увидеть целостный характер изучаемого явления. Необходимо проводить сравнительный анализ полученных результатов, что позволит более полно охарактеризовать направленность развития самооценки у старших дошкольников.

При составлении комплекса особое внимание уделялось тем процедурам, использование которых позволит получить полную информацию о развитии самооценки и позволит осуществление количественного — качественного анализа и оценки, а также будут достаточно экономным. Кроме того, возможность проведения различных диагностических процедур с детьми на двух ступенях дошкольного детства (старшая и подготовительная группа) позволяет отследить динамику развития самооценки, постепенное возникновение и оформление самооценочного компонента «Образа Я», возможные трудности и проблемы развития, поэтому нами был разработан алгоритм проведения процедур (см. таблицу -1).

Таблица 1

Алгоритм работы сдиагностическими методиками

1.Обьеденение детей в группы и формирование двух комплексов методик

Комплекс «А»

Комплекс «В»

Методика Г. А. Урунтаевой. Изучение самооценки в различных видах деятельности.

Методика «Игра в мяч» Т. А. Репина

Методика Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн.

Методика «Лесенка»

В. Г. Щур.

Дети 5–6 лет

Дети 6–7 лет

Сравнение результатов

Выявление наиболее эффективной методики для каждой возрастной группы

Обобщение результатов по двум возрастным группам по каждому комплексу. Формирование рекомендаций.

Процедуры диагностики в комплексе «А» принципиально различны по содержанию, по энергозатратности и по объёму полученной информации, но схожие по цели. В комплекс «В» вошли методики, которые так же имеют одну цель — исследование особенностей развития частной самооценки и являются разными вариантами одной модели, имея небольшие отличия по обработке результатов, но отличаются графически, и имеют различный перечень изучаемых качеств. Включение схожих по целям диагностических процедур в одну группу позволит, на наш взгляд, оценить для какой возрастной группы детей, и в каком соотношении процедуры более эффективны для изучения самооценки у детей старшего дошкольного возраста. Каждый комплекс был апробирован нами в обеих возрастных группах, но с разными подгруппами детей. Это позволило нам с одной стороны увидеть особенности применения процедур в зависимости от возраста, с другой стороны позволило выделить достоинства и ограничения в их применении.

На основании выше изложенных позиций мы провели диагностику самооценки и проанализировали результаты:

  1. Методика «Игра в мяч», (автор Т. А. Репина) позволяет изучить уровень притязаний ребенка. Вметодике «Игра в мяч» ребенок включен в игровую ситуацию. Если дети 5–6 лет воспринимали процедуру как игру, и она вызывала у них положительные эмоции, то для детей 6–7 лет это было скорей соревнование и после процедуры дети обсуждали свои успехи. Процедура очень проста по содержанию и не требует подготовительной работы и дополнительного оборудования. Вместе с тем она достаточно информативная и проста в обработке.
  2. Методика по изучению уровня самооценки детей в разных видах деятельности (автор Г. А. Урунтаева). Процедура очень информативна, дает возможность увидеть все стороны формирующейся самооценки в дошкольном возрасте в различных видах деятельности. Позволяет увидеть не только индивидуальные линии самооценки детей, но уровни мотивации самооценки, которые очень точно указывают на зависимость адекватности самооценки от внешнего взаимодействия с окружающими.
  3. Методика Т. Дембо-С. Я. Рубинштейн. Методика имеет достаточно простую и понятную процедуру обработки, позволяя сделать общие выводы, характеризуя эмоциональную направленность и определяя уровни самооценки, так же можно увидеть формирование у детей гендерных различий при выборе качеств личности. Но при всех очевидных плюсах, мы не рекомендовали эту процедуру для детей 5–6 лет, так как дети не понимают смысл некоторых слов, обозначающих качества личности и не всегда детям понятен принцип работы. Для детей 6–7 лет методика достаточно доступна, понятна и позволяет определить уровень и характер дифференциации самооценки и оценить уровень её адекватности.
  4. Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур). Методика «Лесенка» (автор В. Г. Щур) позволяет изучить различные характеристики самооценки, такие как дифференциация конкретной и общей самооценки, а также различие идеальной и реальной видов самооценки. Общие результаты экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста по этой методике говорят о преобладании у большинства детей положительной завышенной самооценки. Для детей 5–6 лет более интересна, актуальна методика «Лесенка», так как в этом возрасте дети не уходят в отрицательные характеристики самооценки, сохраняя завышенную положительную самооценку. Эта методика понятна детям и больше похожа на игровую ситуацию, где наглядно они могут представить различные ступени лесенки и себя на них.

При сопоставлении полученных результатов, мы выявили большое количество совпадений по результатам этих двух методик. Методика «Игра в мяч» хорошо подходит для общей диагностики уровня притязаний во всех возрастных группах. Методика Г. А. Урунтаевой можно использовать для уточнения характера самооценки, ее положительной направленности и мотивации. Методики «Игра в мяч» (автор Т. А. Репина), «Изучение самооценки детей в разных видах деятельности» (автор Г. А. Урунтаева) легко могут трансформироваться в развивающие игры, направленные на формирование позитивного образа «Я», развитие и обогащение его новыми качествами.

Важно отметить, что самооценка служит системообразующим ядром личности: она определяет уровень притязаний, влияет на формирование стиля и поведение ребенка. Так как самооценка дошкольника находится на стадии становления, то психологическая диагностика в этом возрасте крайне необходима в целях профилактики и коррекции нарушений в сфере самосознания ребенка. Своевременное восстановление самооценки до адекватного уровня позволит не только реализовать работу по формированию готовности к школьному обучению, но и нормализовать развитие многообразных сфер личности. Личностно — ориентированный подход, являясь фундаментом современного образования, предполагает построение педагогического процесса на основе диагностической работы3. Диагностическая работа является основанием для коррекционно — развивающей работы с детьми и без неё очень затруднительно эффективно осуществлять педагогические воздействия. Наша исследовательская работа ставила перед собой цель нахождения наиболее эффективных и малозатратных по времени и по ресурсам диагностических методик, что было продиктовано реалиями современного детского сада. Нам необходимо было не просто описать и выявить сущность самооценки у детей с целью оценки её актуального состояния, но и увидеть работу самих методик, выяснить насколько они эффективны, экономны, доступны по времени проведения, какой объём информации могут предоставить.

Полученные данные по каждому ребенку, и в целом по всей возрастной группе, поможет педагогам понять, каким образом можно вносить новое содержание в различные виды деятельности, как стимулировать развитие дифференцированной самооценки в естественных условиях детского сада. Все процедуры позволяют комплексно изучить проявление различных характеристик самооценки, что в совокупности дает целостное представление об индивидуальных особенностях ее функционирования у всех детей в старшей и подготовительной к школе группе. Результаты, полученные по отдельным методикам, могут сопоставляться между собой, для составления более полной картины. Таким образом, представленные нами методики позволяют диагностировать старших дошкольников и изучать самооценку по таким показателям, как общая направленность (эмоциональное принятие себя), дифференцированность, критичность, осознанность, адекватность. Определение уровня сформированности новых качеств позволяет получить целостное представление о возрастных и индивидуальных вариантах развития самооценки дошкольников, что выступает исходным моментом в планировании и организации индивидуально ориентированной поддержки и помощи детям в развитии и образовании.

Литература:

  1. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. Методическое пособие по курсу «Основы психодиагностики» для студентов психологических факультетов и практических психологов образовательных учреждений. [Текст] / О. А. Белобрыкина — Новосибирск: ГЦРО, 2000. — 132 с.
  2. Галкина, Т. В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход / Т. В. Галкина. — Москва: Институт психологии РАН, 2011. — 401 с. — ISBN 978–5-9270–0208–5; То же [Электронный ресурс]. — URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86271.
  3. Диагностика в детском саду. Содержание и организация диагностической работы в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие [Текст] / Под ред Е. Н. Ничипорюк, Г. Д. Посевиной.Изд. 2-е — Ростов н/Д: «Феникс», 2004.- 288 с.
  4. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения /Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. [Текст] / М. И. Лисина — Москва: Педагогика, 1986.
  5. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб.пособие для студ. высш. и сред. Пед. учеб.заведений Текст / Г. А. Урунтаева. — Москва.: Издательский центр «Академия», 2009. — 368 с.
  6. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д. Б. Эльконин; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. — 4-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с. Режим доступа: http://psychlib.ru/mgppu/Edp-2007/Edp-001.htm.
Основные термины (генерируются автоматически): методика, ребенок, старший дошкольный возраст, процедура, изучение самооценки, различный вид деятельности, самооценка, возрастная группа, детский сад, диагностическая работа.


Похожие статьи

Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Изучение вопросов овладения письменной формой речи детьми младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников

Анализ современных образовательных методик и систем для детей раннего возраста в условиях дошкольного пространства

Похожие статьи

Изучение особенностей психического здоровья детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения

Изучение роли семьи в сохранении психологического здоровья ребенка дошкольного возраста

Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста

Исследование условий и факторов эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста

Изучение страхов и тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Методы диагностики психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной отзывчивости детей старшего дошкольного возраста

Изучение вопросов овладения письменной формой речи детьми младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе

Изучение стилей семейного воспитания родителей старших дошкольников

Анализ современных образовательных методик и систем для детей раннего возраста в условиях дошкольного пространства

Задать вопрос