Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Медицина

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 753 раза

Библиографическое описание:

Кравченко, Л. Ш. Организация профилактических мероприятий по выявлению и устранению стресса в работе врача / Л. Ш. Кравченко, Ш. У. Ахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 127-129. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42749/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены результаты изучения факторов стресса в работе врача и разработка организационных мероприятий по его раннему выявлению и профилактике. Также даны основные понятия и терминология по профессиональному стрессу.

Ключевые слова: профессиональное выгорание, синдром эмоционального выгорания, ранняя диагностика, профилактика, медперсонал

The article presents the results of a study of stress factors in the work of the doctor and organizational development measures for its early detection and prevention. Also given the basic concepts and terminology for work-related stress.

Key words: burnout, emotional burnout syndrome, early diagnosis, prevention, nurses

Профессиональный стресс — это феномен, который выражается в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: «стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью»).

Существует несколько определений профессионального стресса такие как «психическое выгорание», «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) под которым обычно понимают синдром, возникающий вследствие длительных профессиональных стрессов. Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности [1, c. 105]. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3–4 % валового национального дохода [4, c. 171].

Сравнительный анализ особенностей формирования и протекания синдрома «выгорания» в разных профессиональных группах показал, что это явление наиболее часто встречается и наиболее резко выражено у представителей профессий системы «человек — человек». Это в полной мере относится к медицинским специальностям. По данным английских исследователей, у лиц коммуникативных профессий, в частности медицинских работников, нетрудоспособность почти в половине случаев связана со стрессом. Среди обследованных в этой стране врачей общей практики высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, клинически выраженная депрессия — в 26 % случаев. Треть врачей принимала медикаментозные средства для коррекции эмоционального напряжения, количество употребляемого алкоголя превышало средний уровень. Установлено, что одним из факторов синдрома «выгорания» является продолжительность стрессовой ситуации, ее хронический характер. На развитие хронического стресса у представителей коммуникативных профессий влияют:

− ограничение свободы действий и использования имеющегося потенциала;

− монотонность работы;

− высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы;

− неудовлетворенность социальным статусом.

Профессиональное «выгорание» сотрудников может быть обусловлено структурно-организационными особенностями предприятия; характером самой деятельности; личностными особенностями работников, а также характером их межличностных взаимодействий [2, c. 108]. В качестве основных характеристик синдрома «выгорания» отмечают:

− неадекватный уровень требований к специалисту;

− недостаточные индивидуальные адаптивные способности к этим требованиям (сниженные ресурсы личности);

− дефицит внешней поддержки;

− ситуационные ограничения, влияющие на профессиональную адаптацию;

− заниженность профессиональной самооценки;

− эмоциональное истощение, приводящее к снижению профессиональной продуктивности;

− деперсонализация (обезличенность и стремление формализовать работу).

Существует тесная взаимосвязь между профессиональным «выгоранием» и мотивацией деятельности. Выгорание может приводить к снижению профессиональной мотивации: напряженная работа постепенно превращается в бессодержательное занятие, появляется апатия и даже негативизм по отношению к рабочим обязанностям, которые сводятся к необходимому минимуму. Нередко «трудоголизм» и активная увлеченность своей профессиональной деятельностью способствуют развитию симптомов выгорания. Зачастую у сотрудников, подверженных длительному профессиональному стрессу, наблюдается внутренний когнитивный диссонанс: чем напряжённей работает человек, тем активнее он избегает мыслей и чувств, связанных с внутренним «выгоранием». Люди, работающие в медицинских учреждениях, часто подвержены значительному личностному стрессу [3, c. 70].

Им трудно раскрываться перед кем-нибудь. Преобладающая особенность врачебной профессии — отрицать проблемы, связанные с личным здоровьем. Развитию этого состояния способствуют определенные личностные особенности — высокий уровень эмоциональной лабильности (нейротизма), высокий самоконтроль, особенно при выражении отрицательных эмоций со стремлением их подавить, рационализация мотивов своего поведения, склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний, ригидная личностная структура. Парадокс состоит в том, что способность медицинских работников отрицать свои негативные эмоции может иногда быть силой, но нередко это становится их слабостью. Поэтому полезно помнить о том, что мы сами всегда либо часть наших проблем, либо часть их решений. В настоящее время все большее внимание специалистов привлекают новые технологии предупреждения и преодоления профессионального стресса. Некоторые из них направлены на адекватное информирование представителей коммуникативных профессий о ранних признаках «выгорания» и факторах риска. Наиболее эффективными являются групповые формы работы: специальные занятия в группах профессионального и личностного роста, повышения коммуникативной компетентности (Балинтовский метод). Человек может переносить значительный стресс без повышенного риска развития психического или соматического заболевания, если он получает адекватную социальную поддержку. Эта точка зрения выдающегося психолога G. Roberts находит подтверждение в практике психопрофилактики и психокоррекции синдрома «выгорания».

Врачи занимают особую социальную нишу среди почти 40 тысяч существующих ныне профессий. Труд большинства врачей характеризуется значительной интеллектуальной нагрузкой, в ряде случаях он сопровождается большими физическими усилиями, но всегда предъявляет повышенные требования к объему оперативной и долговременной памяти, вниманию, выносливости, длительному сохранению работоспособности, а также к совокупности личностных качеств врача, позволяющих ему в течение всего профессионального стажа работать в контакте с больными людьми с сохранением необходимого уровня профессионализма и сострадания [4, c. 172].

Проблема профессиональных рисков врачей актуальна не только для Узбекистана. В мировой литературе сегодня уделяется достаточно большое внимание здоровью врачей высокоразвитых стран. Так, известно, что частота скелетно-мышечных нарушений у работников здравоохранения и социального обеспечения в 1,2–1,6 раза выше средних показателей и сопоставима с показателями в строительстве и на транспорте, а число случаев временной нетрудоспособности в системе здравоохранения, образования и социального обеспечения превышает средние показатели вдвое. Около 18 % всех проблем со здоровьем работающего населения приходится на стресс, депрессию и беспокойство. В отношении врачей более всего тревожит широкое распространения у них синдромов хронической усталости и профессионального выгорания, которые специалисты связывают с социальной сущностью профессии врача, то есть необходимостью постоянной эмоциональной отдачи при работе с больными людьми [3, c. 67].

Выводы. Статистические данные зарубежных специалистов показали что синдромом эмоционального выгорания страдают медицинские работники всех специальностей, но чаще других: работники хирургических отделений, акушеры гинекологи, анестезиологических и реанимационных отделений, медработники скорой помощи, работающие в отдалённых районах и др. Большинство это медицинские работники с опытом работы более 20 лет, имеющие большой профессиональный опыт, добившиеся определённых успехов в профессии, абсолютно соматически здоровые, критичны к своим знаниям, трезво оценивающие свои возможности и условия работы. Эти специалисты, как правило, не обращаются за медпомощью, скрывают своё состояние даже от близких людей. Поэтому очень важным представляется организация проведения мероприятий по профилактике и раннему выявлению СЭВ, особенно среди профессий, в которых он чаще наблюдается.

Практические рекомендации. Сцелью ранней диагностики профессионального выгорания среди врачей, руководителям медицинских учреждений необходимо регулярно проводить тестирование (существует множество авторских методик) на предмет определения профессионального выгорания среди сотрудников. Создание на рабочем месте благоприятного психоэмоционального климата. Повысить информированность врачей о том, как общедоступными методами помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность. Помощь, направленная на восстановление психоэнергетических ресурсов и преодоление негативных последствий профессиональных стрессов. Этому способствуют разгрузочные и реабилитационные тренинги, корпоративные праздники, дни здоровья и т. д. Повышение коммуникативных умений с помощью активных методов обучения (тренинги, неформальные сборы, дискуссии). Тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста. Проводить работу с профессиональными группами, дающие возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой; хобби, доставляющее удовольствие.

Литература:

  1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 2009. — 105 с.
  2. Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г. П. Горбунова, Н. И. Морозова, Т. Е. Аргентова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. — 108 с.
  3. Мамедова Г. Б., «Совершенствование ключевых компетенций менеджера в области организационной культуры», Восточно-Европейский журнал общественного здоровья, — 2008 год, № 2 (2), стр. 67–70.
  4. Мамедова Г. Б., «Развитие организационной культуры в учреждениях здравоохранения», Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы экологии и гигиены в Узбекистане» 2008г., стр. 171–172.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное выгорание, профессиональный стресс, эмоциональное выгорание, стресс, проблема, профессия, работа, работник, ранняя диагностика, социальное обеспечение.


Похожие статьи

Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики

В статье определяется история, понятие профессионального выгорания, приводится классификация и описание основных моделей, а также классификация основных причин, приводящих к профессиональному выгоранию.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Синдром эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и практические рекомендации по его профилактике

В статье авторы рассматривают особенности и причины эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и предлагают практические рекомендации для его профилактики.

Профилактика стресса молодых специалистов в школе

Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.

Пути профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

В статье рассмотрены теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Автором представлены варианты организации профилактических мероприятий, делается акцент на важнос...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Феномен профессионального выгорания у HR-менеджеров

Научная статья посвящена проблеме профессионального выгорания HR-менеджеров. В статье проанализированы понятия «синдрома профессионального выгорания» и «синдрома эмоционального выгорания», раскрыты особенности профессиональной деятельности HR-менедже...

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Похожие статьи

Основные причины профессионального выгорания социальных работников и супервизия как метод его профилактики

В статье определяется история, понятие профессионального выгорания, приводится классификация и описание основных моделей, а также классификация основных причин, приводящих к профессиональному выгоранию.

Профилактика профессиональной деформации педагогов с помощью арт-терапевтических технологий

В данной статье авторы рассматривают вопрос необходимости профилактики профессиональной деформации педагогов, описывают виды профессиональной деформации. Также в статье исследуется и апробируется модель методической системы по профилактике профессион...

Синдром эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и практические рекомендации по его профилактике

В статье авторы рассматривают особенности и причины эмоционального выгорания сотрудников социальной сферы и предлагают практические рекомендации для его профилактики.

Профилактика стресса молодых специалистов в школе

Данная статья посвящена изучению проблем профилактики профессионального стресса молодых педагогов. В работе рассматриваются причины стресса молодого учителя и основные формы работы по профилактике стресса.

Пути профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних

В статье рассмотрены теоретические аспекты профилактики профессионального выгорания педагогов социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних. Автором представлены варианты организации профилактических мероприятий, делается акцент на важнос...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Феномен профессионального выгорания у HR-менеджеров

Научная статья посвящена проблеме профессионального выгорания HR-менеджеров. В статье проанализированы понятия «синдрома профессионального выгорания» и «синдрома эмоционального выгорания», раскрыты особенности профессиональной деятельности HR-менедже...

Социальная работа с детьми и подростками в психиатрии

В статье рассмотрено явление социальной работы с детьми и подростками в психиатрии. Проведен анализ заболеваемости этой возрастной группы, факторы повышающие риски распространения психического расстройства. Рассмотрены обязанности социального работни...

Социальные технологии по профилактике и коррекции девиантного поведения

В данной статье автором предпринята попытка раскрыть основные вопросы касающихся причин отклоняющего (девиантного) поведения. В работе анализируется социальные технологии по профилактике и коррекции форм девиантного поведения связанные непосредственн...

Проблема эмоционального выгорания у педагогов дошкольных образовательных учреждений

В статье авторы раскрывают проблему эмоционального выгорания у педагогических работников в среде дошкольного образовательного учреждения, описывают используемые методы диагностики и профилактическую работу в данном направлении.

Задать вопрос