В данной статье описывается инновация для спортсменов паралимпийцев колясочников. В ней показан новый механизм улучшающий и увеличивающий безопасность спортсмена во время игры. Это автоматизированный прибор, позволяющий быть более мобильным спортсмену и облегчающий коляску.
Ключевые слова: спорт, инвалидность, физическая культура, тренировочный процесс, ограничение физических возможностей, паралимпийцы, классификация спортсменов с ОВЗ, социализация
Спорт, каким мы привыкли видеть его сегодня, представляет собой мощную индустрию. В его основе заложено достижение побед и новых мировых рекордов. Но современное состояние нашего социума требует равные возможности для всех людей, поэтому в современном спорте нашлось место для инвалидов.
На сегодняшний день мировым сообществом не принято использовать термин инвалид, более распространен вариант — лицо с ограниченными возможностями.
Классификация спортсменов сограниченными возможностями. Классификация спортсменов с ограниченными возможностями имеет большое значение. Для того, чтобы обеспечить справедливое состязание между спортсменами-инвалидами, имеющими различные нарушения и отклонения Оргкомитет XI летних Паралимпийских игр 2000 года в Сиднее разработал порядок распределения спортсменов на шесть групп: лица с ампутациями и с прочими двигательными нарушениями (они относятся к I Международной спортивной организации инвалидов — ISOD), с церебральным параличом (Международная ассоциация спорта и рекреации лиц с церебральным параличом — СР-ISRA), с нарушением зрения (Международная спортивная ассоциация слепых — ISPA), с нарушением интеллекта (Международная спортивная федерация для лиц с нарушением интеллекта INAS-FID) спортсмены на колясках (Международная Сток-Мэндвиллская спортивная федерация колясочников — ISMWF) [2]. В каждой из групп спортсмены распределяются по классам — в соответствии с функциональными возможностями, а не категориями инвалидности. Такая функциональная классификация основывается, прежде всего, на тех способностях спортсмена, которые позволяют спортсмену или спортсменке соревноваться в определенной спортивной дисциплине, а потом уже — на медицинских данных. Это означает, что спортсмены, относящиеся к различным нозологическим группам, могут оказаться в одном функциональном классе, так как они имеют одинаковые или похожие функциональные возможности. Иногда, например, в соревнованиях по марафонскому бегу, спортсмены, относящиеся к различным функциональным классам, соревнуются вместе. Однако занятые ими места определяются в соответствии с их функциональными классами. Каждая из пяти упомянутых международных спортивных организаций совместно с международными спортивными паралимпийскими федерациями (IPSF) установила свои правила для установления классификации спортсменов, которую производят назначенные ими международные классификаторы. Класс, в который определяется спортсмен, может со временем меняться — в зависимости от того, улучшилось или ухудшилось функциональное состояние спортсмена. У каждого из спортсменов, прибывших на Паралимпийские игры, проверяются классификационные документы — и те спортсмены, которые нуждаются в переклассификации, приглашаются на комиссию, где международные специалисты или подтверждают имеющийся у спортсмена класс или присваивают ему новый.
Одной из ключевых задач современности, касательно особенных людей, является их максимальное приспособление к независимой жизни, помощь в приобретении возможности трудиться и учиться. Ведь человек сможет ощущать себя счастливо наравне с окружающими только в случае отсутствия любых форм дискриминации и относительно равных возможностей для личной реализации. Основной вектор действий для решения обозначенной проблемы состоит в следующем: человеку с трудностями в передвижении, с помощью социальных служб и различных организаций, предоставляется помощь в расширении социальных коммуникаций. Создаются верные условия для гармоничного вплетения роли такого человека в естественную общественную среду. Физкультура и спорт, разработка уникальных специфических программ развития — одни из ключевых этапов общей парадигмы решения обозначенной проблемы. Основные ключевые цели ее — максимальная социализация обозначенной группы, а также максимальное личностное упрощение отношения прочих социальных групп к данной категории.
В случае признания человека инвалидом или же лицом с ограниченными возможностями здоровья (сейчас речь идет не только о физическом аспекте, но и об интеллектуальном / эмоциональном здоровье), он получает возможность получить специальное образование, в том числе получает право участвовать в программе реабилитации (ст. 4 Законодательства РФ в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и прочие нормативы) [1]. В основном же абсолютно все нормативные акты РФ, касающиеся данного вопроса, не противоречат международным. Кроме возможности получения совершенно и абсолютно бесплатного образования и индивидуальной личностно-ориентированной реабилитационной системы, предоставляемой на основе средств государства, то есть на бесплатной основе, человеку, признанному частично недееспособным, предоставляется ряд прочих льгот. Данная политика имеет основную цель — сделать максимально качественной и удобной жизнь такого человека.
Сама по себе инвалидность связана с ограничением двигательной деятельности и работоспособности человека. Физическая культура помогает корректировать и совершенствовать моторику инвалида. Поэтому привлечение людей с ограниченными возможностями к занятиям спортом, рассматривается как один из факторов «социализации» этих людей.
В современном мире результаты спортсменов даются им за очень дорогую плату — высочайшее воздействие на организм физическими нагрузками. Это подтверждают частые травмы спортсменов, поэтому спорт высших достижений нуждается не только в хорошо подготовленных медиках, но и в качественном и улучшенном оборудовании.
Так как развитие всего спорта непрерывно связано и с развитием технологий, то на данном этапе развития, на рынке нет особого преимущественного лидера. Зато в этой сфере на рынке стран, обладающих наиболее высоким уровнем технического развития, которые в состоянии разработать новое оборудование или повысить технические характеристики спортивного инвентаря, развилась технологическая борьба.
Развитие современных технологий, несомненно, рождает новое снаряжение и оборудование для спорта, но, также, не смотря на все, стоит обратить внимание на улучшение условий в старом.
Во время тренировочного процесса появляется много проблем и задач, есть 3 основных уровня их распределения:
‒ научно-методический;
‒ медико-биологический;
‒ научно-технологический.
Последний уровень помогает обеспечить основание для предыдущих уровней, так как дает новые возможности в силу развития таких нужных технологий. Поэтому в современном мире практически нет проблемы ввести новые инновационные развития в спорт. Но так как и везде, здесь существуют ограничения, они объясняются некой «традиционностью» оборудования.
Для того чтобы не менять традиционность современного инвентаря и в целях автоматизирования процессов безопасности, можно ввести механизм для спортсменов инвалидов, уменьшающий вес коляски инвалида и увеличивающий фактор безопасности данного кресла.
Данное устройство будет крепиться на спинке кресла-коляски, будет выполнять функцию подножки, но автоматизированного плана.
Этот механизм должен располагаться в нижней части спинки кресла и между осевыми частями колеса. Датчиками это устройства будут являться лазеры, которые будут определять уровень наклона кресла. При отхождении от градусной нормы будет срабатывать насос, надувающий подушку. Надувшись, она будет создавать обратный эффект и переворачивать кресло в нужное положение для игрока. Мы можем установить на кресло, своего рода, подушку безопасности.
Данное устройство позволит игрокам не тратить время на поднимание напарника, и даст возможность не приостанавливать игру и повысит безопасность для игроков. Оно не будет выпирать из-за коляски и позволит улучшить маневренность самого кресла-коляски.
Заключение
«Человек с ограниченными формами реализации физического потенциала по сравнению с общепринятыми — не есть ущербный человек. Такой человек особенный, он не хуже и не лучше прочих категорий, он другой. Соответственно, он живет и реализуется в контексте совершенно иных рамок. Спорт любых видов, начиная от легкой атлетики, заканчивая другими видами, к примеру, занятия со штангой, — почетное и достойное занятие для упомянутой категории. Более того — такой спорт не менее эстетичен, чем классический вариант» [6].
В целом же сегодняшняя политика РФ в обозначенной сфере ведется в активном формате и имеет вполне благоприятный прогноз для своей полной реализации.
Литература:
- Спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата // Паралимпийский комитет России. URL: https://paralymp.ru/sport/sports/sport-lits-s-porazheniem-oporno-dvigatelnogo-apparata/ (дата обращения 13.04.2017).
- Классификация спортсменов с ограниченными возможностями // URL: https://aupam.ru/pages/invasport/in_mepofksport/page_31.htm / (дата обращения 14.04.2017).
3. Бойко В. В. Энергия эмоций // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. — 2004. СПб.: Питер. — С. 204–221.
4. Крестовников А. Н. Очерки по физиологии физических упражнений. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — 531 с.
5. Селье Г. На уровне целого организма. — М.: Наука, 1972. — 122 с.
6. Соловьева К. О., Москаленко И. С. Физическое воспитание и спорт лиц с ограниченными возможностями здоровья // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2016. — № 50 (2). — С. 142–146.
7. Основы теории и методики физической культуры: учебник / под ред. А. А. Гужаловского. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.