В статье рассмотрен метод проектов как одно из эффективных средств воспитания всесторонне развитой, самостоятельной, инициативной личности. Описана деятельность воспитателя в реализации данной технологии, охарактеризована педагогическая ценность использования проектной деятельности в работе с детьми дошкольного возраста.
Ключевые понятия: дошкольное учреждение, дети дошкольного возраста, метод проектов, проектная деятельность, воспитатель
Постановка проблемы. Внедрение инновационных технологий является условием, которое обеспечивает качество и доступность реализации учебно-воспитательной работы в современном дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Современные педагогические методы направлены на развитие социально-коммуникативной, познавательной, общекультурной и других компетентностей детей дошкольного возраста и оптимально соответствуют цели развития личности. Одним из наиболее действенных способов формирования компетентности дошкольников является проектная деятельность, которая способствует использованию эвристических, поисковых, проблемных и творческих методов.
Цель статьи. В данной статье мы рассмотрим роль воспитателя в организации работы по использованию метода проектной деятельности в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения.
Анализ литературы. Метод проектов не является принципиально новым направлением в педагогике. Использование проектной деятельности в педагогике часто связывают с именем Джона Дьюи — американского философа и педагога, а так же Уильяма Килпатрика — последователя Дж. Дьюи, который в своей статье «Метод проектов» (1918 г.) впервые применил этот термин. Метод проектов нашел отражение и в педагогических идеях отечественных прогрессивных педагогов начала прошлого века — П. Ф. Каптерева, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова [3, с. 97].
Изложение основного материала. Современная система дошкольного образования сегодня ориентирована на полноценное развитие каждого ребенка, традиционное теоретическое образование сменяется продуктивным, главной целью которого является развитие и формирование творческой, коммуникативной, инициативной личности. Задачами педагогической деятельности являются воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно себя вести в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко планировать свои действия. Именно поэтому в работе с дошкольниками целесообразно применять проектный метод.
В переводе с латинского «проект» переводится как «брошенный вперед», значит, сам проект — организованная практическая деятельность, направленная на достижение поставленной цели, дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка [5, с. 7].
Проект представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности ребенка [1]. Использование проектной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях стимулирует интерес детей к решению неких проблемных ситуаций, использованию приобретенных, в ходе учебно-воспитательного процесса, знаний, активизирует, организовывает, направляет дошкольника на творческую деятельность, познание, способствует самореализации личности дошкольника [4, с. 54].
Однако, не смотря на самоценность использования данного метода в ДОУ, нельзя забывать о том, что он имеет свои особенности: сложность и динамичность протекания хода проекта опираются на возрастные особенности и индивидуальные предпочтения детей-дошкольников.
Координатором проектной деятельности является воспитатель. Он должен понимать, что только способность организовать свою деятельность, как своеобразный проект, является залогом успешного будущего. Педагогу необходимо научить детей правильно ставить перед собой цель, которая будет достигнута по окончании реализации проекта, видеть перспективу достижения этих целей, строить план действий. Необходимо отметить, что это нелегкая и энергоемкая способность — научить детей организовывать свою деятельность и достигать поставленные цели. Укрепление преемственности между ДОУ и семьями воспитанников является одним из важных аспектов внедрения проекта, ведь участники образовательного процесса (дети, воспитатель, родители) объединяют усилия для достижения совместной цели.
Для успешной реализации проекта детьми, воспитатель из педагога превращается в их помощника, советника, который лишь координирует деятельность воспитанников, ставя перед ними проблему. Важно в этом процессе не «главенствовать» над ребенком, а быть рядом. Преобладание демократического стиля взаимоотношений между участниками проекта способствует активизации познавательной деятельности дошкольника, у него возникает желание поделиться знаниями, накопленными в ходе реализации проекта, привлечь новых участников.
Каждый проект состоит из четырех этапов:
- Постановка проблемы;
- Обсуждение проблемы, определение заданий;
- Работа над проектом;
- Подведение итогов, презентация [3, c. 124]
Воспитатель наибольшую активность проявляет на первом этапе — этапе целеполагания, так как это наиболее сложный этап.
Рассмотрим пример проекта «Птицы нашего города» в средней группе. Цель проекта — расширение знаний детей о птицах родного края. Здесь главная задача педагога — заинтересовать детей намеченной темой, углубить представления о животном мире, окружающем ребенка, формировать эмоциональный подъем и отзывчивость детей. На первом этапе необходимо ввести проблемную ситуацию, которая способствовала бы активизации познавательной деятельности и интереса ребенка, например: поставить перед детьми проблему: чем питаются птицы зимой в городе? Как мы им можем помочь? Поставленная проблема подводит ребенка к необходимости решить ее, он включается в поиски неизведанного, в процессе чего воспитатель может выявить знания, усвоенные детьми ранее и закрепить их. Наличие проблемных ситуаций является мощным толчком в стремлении ребенка к получению знаний, обеспечивает открытость ко всему новому, неизведанному.
Правильно намеченный план проекта — залог его успешности. На втором этапе (обсуждение проблемы, определение заданий) планируется работа над проектом, которая расширяет знания детей по теме проекта, определяются участники и их место в реализации данного мероприятия. На этом этапе воспитатель предлагает детям ответить на вопросы, ответы детей на них и будут являться частичным решением проблемы, поставленной перед ними:
- О чем мы хотим и можем узнать? (Какие птицы живут в Симферополе? Чем они питаются в зимнее время года? Как взрослые и дети им могут помочь выжить в холода?)
- Где искать, у кого спросить? (Спросить у родителей, бабушки, дедушки, посмотреть в интернете, энциклопедии)
- Как будем узнавать? (Задавать вопросы, смотреть видеофильмы, телевизионные передачи, попросим взрослых прочитать книгу)
- Кому и как расскажем? (Ребятам в детском саду, воспитателю, родителям, соседям, можем создать фотоальбом, лепбук, стенгазету и др.) [2, с. 15].
На этом этапе воспитатель берет на себя роль помощника и слушателя. Он может высказать свою мысль, дать толчок для новых размышлений, предложить свой вариант деятельности. Однако, окончательное решение принимают дети, так как на этом этапе происходит процесс интенсивного самоопределения ребенка, осознания им отведенной роли в данном проекте.
На третьем этапе происходит практическое воплощение проекта. Дети работают индивидуально, в подгруппах или все вместе (в зависимости от количества детей, участвующих в проекте). К работе активно привлекаются родители.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных вопросов и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.
Конечным этапом является презентация проекта. Показ результата проделанной работы по теме проекта можно провести в виде развлечения, театральной постановки, выставки работ, лепбука и др. Большое значение здесь приобретает самоанализ работы детьми, показ приобретенных знаний и возможностей.
На каждом этапе проекта происходит взаимное общение между детьми, воспитателями и родителями. Общение способствует улучшению взаимоотношений между участниками проекта, развитию коммуникативных навыков детей, формированию нравственных принципов. За счет возможности презентовать свой проект, ребенок имеет возможность получить наслаждение и удовлетворенность от проделанной работы.
Вывод. Заинтересованный развитием своих воспитанников педагог, не сможет оставить без внимания такую деятельность как проект. Проект, как метод работы с детьми, требует творческого руководителя, который сможет научить детей неординарно мыслить и действовать. Умение педагога координировать работу дошкольников является показателем высокого уровня его компетентности.
Литература:
- Варенцова Н. С. Развитие способностей в проектной деятеятельности// Современное дошкольное образование. Теория и практика. — 2008. — № 1.
- Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. — 64 с.
- Виноградова, Н.А., Панкова, Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. — М.: Айрис-пресс, 2008. — 208 с.
- Журавлева, В. Н. Проектная деятельность старших дошкольников/ В. Н. Журавлева. — Волгоград: Учитель, 2009. — 202 с.: ил.
- Михеева, Е. В. Современные технологии обучения дошкольников/ Е. В. Михеева. — Волгоград: Учитель, 2014. — 223 с.