Тема исследования «Особенности профессиональной компетенций молодых педагогов» является актуальной и интересной, т. к. основой аттестационной процедуры является оценка уровня профессиональной компетенции молодых педагогов. Для каждого педагога это является важным моментом профессиональной жизни. За счет этой оценки у педагога возникает потребность в улучшении качества профессиональной деятельности, для этого необходимо осмыслить достигнутые цели и предпринимать дальнейшие шаги для профессионально- личностного роста.
Эмпирическое исследование социально-психологической адаптации педагогов к профессиональной деятельности включало три основных этапа: подготовительный, основной и итоговый.
Для проведения диагностики была использована методика В. Д. Шадрикова, которая основана на компетентностном подходе и ориентирована на определение самооценки профессиональной педагогической компетенции у педагогов.
Материалы, которые находятся в методике, повествуют о следующих темах:
1) Что такое оценка (самооценка), каково её значение в аттестации;
2) Каков процесс проведения оценки;
3) Как выдвигается решение о том, что педагог соответствует занимаемой должности;
4) Соответствует ли педагог требованиям квалификационной категории;
5) Что можно порекомендовать педагогу после прохождения экспертного листа оценки уровня квалификации учителя.
Для кого же предназначена эта методика? Это руководители образовательных учреждений, а также эксперты аттестационных служб. Эти люди отвечают за качество педагогической деятельности. Но и любому педагогу, который заинтересован в профессиональном росте, эта методика рекомендуется к использованию.
Методика основана на следующих понятиях:
Компетентность педагога — «новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности».
Профессиональный стандарт педагогической деятельности — «система требований к качествам (компетентности) субъекта деятельности, которые в своей целостности определяют возможность занятия конкретной должности и определяют успех в педагогической деятельности».
В профессиональном стандарте педагогической деятельности содержится 6 основных компетенций [1], которые отражены в методике:
- В области личностных качеств.
- В постановке целей и задач педагогической деятельности.
- В мотивировании обучающихся на осуществление учебной деятельности.
- В разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
- В обеспечении информационной основы педагогической деятельности
- В организации педагогической деятельности.
В эмпирическом исследовании в качестве выборки приняли участие 42 девушки в возрасте от 21 до 24 лет. Все испытуемые — педагоги начального общего образования со стажем работы от 1 до 2-х лет.
Согласно полученным данным, большая часть опрошенных педагогов имеют средний уровень развития компетентности в области личностных качеств (62,4 %), а также имеют средний уровень развития компетентности в области постановки целей и задач педагогической деятельности (79,2 % опрошенных педагогов)
– высокий уровень развития компетентности в области мотивации учебной деятельности имеют 19,2 %; средний уровень имеют 69,6 % опрошенных педагогов; имеют 11,2 % опрошенных педагогов;
– высокий уровень развития компетентности в области обеспечения информационной основы деятельности имеют 14,4 %; опрошенных педагогов;
– высокий уровень развития компетентности в области разработки программы деятельности и принятия педагогических решений, согласно собственной самооценке, имеют лишь 9,6 % опрошенных педагогов
– высокий уровень развития компетентности в области организации учебной деятельности, согласно собственной самооценке, имеют почти половина опрошенных педагогов.
Педагоги, принявшие участие в исследовании, наиболее высоко оценивают свою компетентность в области личностных качеств. Этот факт означает, что согласно самооценке исследуемых педагогов, они полагают, что обладают высокой эмпатийностью и социорефлексией, достаточной самоорганизованностью и общей культурой. В наименьшей мере, согласно самооценке исследуемых педагогов, у них развита компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности [1]. Это факт означает, что педагоги считают, что у них недостаточно развиты умения ставить цели и задачи, которые бы соответствовали возрастным и индивидуальным особенностям учеников, тему урока преобразовывать в педагогическую задачу, помогать учащимся формулировать целей и задачи урока.
Таким образом, проведенный анализ уровня профессиональных компетенций молодых педагогов позволяет отметить, что, в целом, исследуемые педагоги, согласно их собственной самооценке, обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности.
В наименьшей мере, согласно самооценке исследуемых педагогов, у них развита компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности. Это факт означает, что педагоги считают, что у них недостаточно развиты умения ставить цели и задачи в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся, переводить тему урока в педагогическую задачу, вовлекать обучающихся в процесс формулирования целей и задач.
Таким образом, проведенный анализ уровня профессиональных компетенций молодых педагогов позволяет отметить, что, в целом, исследуемые педагоги, согласно их собственной самооценке, обладают достаточным уровнем профессиональной компетентности.
Однако очевидно, что незначительный профессиональный стаж и жизненный опыт не позволяют им ощущать себя в полной мере компетентными и готовыми к неожиданным поворотам преподавания. В связи с этим исследуемым педагогам рекомендовано продолжить повышение своего профессионального уровня посредством самообразования и консультаций с более опытными коллегами и наставниками.
Литература:
- Профессионализмсовременного педагога: методика оценки уровня квалификации педагогических работников / под науч. ред. В. Д. Шадрикова. — М.: Логос, 2011. — 168 с.
- Шадриков В. Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. № 5. С. 13–26.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. — 320 с.