Ключевые слова: автоматизация управления транспортной логистикой (аutomation of transport logistics management), TMS-системы (TMS-systems)
Постоянно возрастающая степень вовлеченности России во всемирные процессы глобализации неизбежно диктует необходимость создания условий для оптимального встраивания транспортно-логистической инфраструктуры России в мировую экономику, для максимально выгодного позиционирования ее на глобальных рынках. Интеграция России в мировую экономику требуют адекватной перестройки транспортно-логистической инфраструктуры, реализации транспортного потенциала России, повышения конкурентоспособности отечественных логистических компаний.
В настоящее время Россия в рейтинге логистических систем стран мира занимает 99 место (показатель LPI), находясь между такими государствами, как Коморские острова (Коморы) и Нигер (Западная Африка). Индекс эффективности логистики — LPI (Logistics Performance Index) — индекс Всемирного банка, рассматривающий легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне. Показатель измеряет эффективность работы цепей поставок в международной торговле и оценивается каждые два года (2007, 2010, 2012, 2014, 2016). По итогам рейтинга на 2016 год Россия ухудшила свои позиции почти по всем критериям. [1].
Таблица 1
Критерии России виндексе Эффективности логистики (LPI) в 2014–2016гг.
Критерий |
Место 2016 |
Значение 2016 |
Место 2014 |
Значение 2014 |
Эффективность процесса таможенного оформления |
141 |
2,01 |
133 |
2,20 |
Качество торговой и транспортной инфраструктуры |
94 |
2,43 |
77 |
2,59 |
Простота организации международных перевозок по конкурентоспособным ценам |
115 |
2,45 |
102 |
2,64 |
Качество логистических услуг и компетентность |
72 |
2,76 |
80 |
2,74 |
Отслеживание прохождения грузов |
90 |
2,62 |
79 |
2,85 |
Своевременность поставок грузов |
87 |
3,15 |
84 |
3,14 |
Оценки, представленные в рейтинге, становятся предметом критики, поскольку учитывают в основном деятельность крупных компаний. Вместе с тем, падение в нём России было весьма ожидаемо. Кризис в экономике и рост налоговой нагрузки существенно усложнил деятельность участников ВЭД, поэтому Россия реконструирует внутреннюю и международную логистические системы, в то время, когда другие страны внедряют в свою работу IT-технологии, оптимизируют существующие модели работы логистических систем и разрабатывают новые.
Иностранные фирмы, опыт которых в настоящий момент активно перенимают и российские бизнесмены, уже несколько десятилетий успешно исследуют область повышения эффективности бизнеса за счет интеграции товаропроводящих систем. Сквозной контроль всех этапов товародвижения от момента производства до момента потребления обеспечивает достижение синергетических эффектов, которые выражаются в сокращении издержек за счет более качественного планирования и роста оборотов бизнеса благодаря повышению привлекательности их услуг в глазах клиентов. Имея дело с альянсом, включающим в себя как минимум производителя, перевозчика и сбытовую структуру, клиенты получают в обещанные сроки высококачественную продукцию по конкурентоспособным ценам.
Учитывая современные тенденции внедрения IT-технологий в бизнес, в России появилась потребность в реализации проектов по оптимизации транспортной логистики.
До начала 2000-ых годов многие компании вели свой бизнес с рентабельностью до 100 % и выше, и доля транспортных расходов в общих расходах на реализацию товара не превышала 8–10 %.
Сейчас бизнесу стало выгодно иметь высокотехнологичную систему транспортной логистики, которая позволит обеспечивать доставку товара с издержками, поддающимися оптимизации по цене и качеству и способную удерживать долю транспортных расходов в определенном прогнозируемом диапазоне.
Хорошо понимая, что купить данную систему в готовом виде нельзя, а выстроить собственными силами очень непросто и долго, многие руководители бизнеса по-прежнему пытаются модернизировать свою транспортную систему самостоятельно.
Как показывает практика, бизнесмены, прежде всего в данном вопросе, делают акцент на систему контроля (устанавливают GPS навигацию на автомобили, считают каждый километр пробега и каждый литр горючего), но при этом забывают об аналитическом блоке, имеющим гораздо большее значение, чем контрольный блок.
Для построения оптимальной логистической модели необходимо:
- Провести профессиональный аудит цепи поставок, расширив зону исследования за счет присоединения к транспортным процессам входящих и исходящих процессов, непосредственно на них влияющих (это — складская логистика, в части приема/передачи и погрузки/разгрузки и процессы взаимодействия с подразделениями закупки, продаж и учета товарно-материальных ценностей (ТМЦ));
- На основании результатов проведенного аудита выявить «тонкие места» транспортных процессов, и определить каким, наиболее оптимальным способом их можно устранить;
- Подготовить план внедрения, рассчитать бюджет проекта, и выполнить его в установленные сроки.
Далее обозначения важности автоматизации логистических процессов, рассмотрим стандартный транспортно-логистический бизнес-процесс по доставке грузов на примере международной компании по производству электрооборудования Schneider Electric (рис. № 1):
Рис. 1. Стандартный бизнес-процесс исходящей доставки (Schneider Electric → Транспортная компания)
Большинство небольших и средних дистрибьюторских компаний, в разной степени, автоматизируют в основном только 2 первых шага данного бизнес-процесса:
а. «Обработка заявок»
б. «Разработка маршрута (Маршрутизатор)»
В некоторых компаниях отчет водителя-экспедитора как документ не оформляется, а зарплата Водителю начисляется на основании пометок на документе «Маршрутный лист».
После получения зарплаты такой «Маршрутный лист» помещают в корзину для мусора вместе с имеющейся на нем ценной информацией.
Таким образом, 3, 4 и 5 шаги бизнес-процесса, чаще всего, не выполняются вовсе, или выполняются сами по себе, не автоматизированным способом, без взаимосвязи.
Для чего нужен шаг № 3 «Отчет»?
При возвращении из рейса Водитель-экспедитор должен предоставить корректно заполненный бланк Отчет о доставке, содержащий первичную информацию о времени прибытия и убытия, о причинах возможных отклонений от маршрута.
Полученные данные из Отчетов водителей-экспедиторов далее должны передаваться Диспетчеру для проверки их корректности, при помощи соответствующего АРМ (автоматизированное рабочее место), с подключенным к нему блоком контроля GPS, и для внесения корректных данных о фактически произведенном рейсе в единую информационную базу компании.
Это один из самых ключевых шагов данного бизнес-процесса, потому что, на основании полученных в результате его выполнения, данных, далее рассчитывается эффективность транспортно-логистической деятельности:
а. каждого Водителя-экспедитора,
б. каждого конкретного рейса,
в. каждого произведенного маршрута,
г. эффективность работы всего подразделения доставки за отчетный период.
Перечисленные выше, показатели эффективности транспортно-логистической деятельности формируют два основных фактора, влияющих на эффективность всего бизнес-процесса.
Первый, который лежит на поверхности — это возможность мотивации персонала для увеличения производительности его труда и качества выполняемых операций, которых можно добиться, если правильно и справедливо мотивировать каждого участника процесса, относительно реально произведенных им трудозатрат.
А второй фактор, менее эффективный, с первого взгляда, но не менее полезный с точки зрения влияния на улучшение эффективности процесса доставки — это использование фактической информации по каждому рейсу, с целью ее правильной обработки для дальнейшего использования в шаге № 2 «Маршрутизатор», при составлении следующих маршрутов.
Далее, последний, пятый шаг, при помощи которого рассчитывается мотивация персонала.
Данный шаг выполняется в виде обработки, использующей входную информацию из предыдущих обработок и справочников.
Обработка построена на основании метода мотивации персонала (метод «МВО — Управление по целям»).
Выходные данные шага № 5 используются для:
а. расчета оплаты услуг;
б. расчета доли участия персонала в выполнении целей и планов подразделения;
в. планирования улучшения эффективности работы подразделения и его персонала, в соответствии с установленными критериями — KPI (Key Efficiency Indicators).
Проанализировав схему логистического процесса поставщика транспортных услуг, можно прийти к выводу, что в каждом этапе присутствует человеческий фактор. Такая модель транспортно-логистического процесса характерна для компаний малого бизнеса. Крупным компаниям необходимо оптимизировать и автоматизировать максимальное количество бизнес-процессов внутри компании, тем самым ускоряя всю процедуру доставки груза от этапа «заявки» до «расчета мотивации», исключая человеческий фактор (например, неправильный ввод данных, отсутствие сотрудника на рабочем месте и т. д.), сокращая количество рабочих мест и экономя средства компании.
Даже самые мощные цепочки поставщиков и производителей не способны в должной степени контролировать свои товаропотоки без интеграции с информационной системой перевозчика. В отсутствии актуальной информации о графиках поставок и точном времени прибытия автомашины их собственные системы комплексной автоматизации не принесут ожидаемого эффекта, и значительные средства будут потрачены в пустую. Построение информационной системы по мировым стандартам, обеспечивающим возможность интеграции с другими компаниями, может сыграть важную роль в стратегическом развитии любой компании. [3]
Внедрение специализированных систем управления транспортной логистикой (Transportation Management System, TMS-системы) позволит вести контроль исполнения транспортировок, включая удаленное слежение за транспортными средствами с помощью датчиков и возможность получения в автоматическом режиме данных о фактическом местоположении транспортных средств, расчет плановой стоимости перевозки для клиента.
Автоматизация управления транспортной логистикой также позволит сократить время обработки заявок на перевозку, осуществлять оптимальную комплектацию транспорта с автоматическим подбором оптимальной модели транспортного средства, сократить временные затраты на формирование товаросопроводительной и путевой документации, уменьшить затраты на персонал, сократить удельную стоимость перевозки единицы груза. Таким образом, TMS-система покроет весь транспортный процесс, начиная с момента получения заказов от смежных отделов и заканчивая сверкой счетов от перевозчиков с целью передачи их финансовому отделу на оплату. [4]
Аналитическая компания Gartner в 2014 году представила результаты исследования мирового рынка программного обеспечения для управления логистикой. Расстановку сил на рынке ПО для управления цепочками поставок и автоматизации процесса закупок можно увидеть на рисунке 2. При анализе TMS-систем Gartner исследует такие параметры, как «широта» и «глубина» TMS-решений, их удобство и возможность адаптации под требования конечных пользователей, возможность поддержки сквозного процесса SCE-платформы, партнерская экосистема, качество и объем внедрений, глобальная стратегия развития решения и вывода его на рынок.
По результатам исследования аналитической компании Gatner Oracle Transportation Management является абсолютным лидером рынка на данный момент. [2]
Рис. 1. Результаты исследования компании Gatner мирового рынка ПО для управления логистикой
Разработка и внедрение систем комплексной автоматизации не только в сфере транспорта, но и в целом на предприятии должно происходить в стандартной последовательности:
Рис. 3.
Для транспортных компаний, равно как и для подразделений производственных фирм, отвечающих за удовлетворение внутренних потребностей в перевозках, внедрение нового программного обеспечения — это всегда риск существенных потерь из-за возможных сбоев в графике перевозок. Сложности внедрения обусловлены, как правило, необходимостью серьезного пересмотра имеющихся процедур и регламентов. В таблице № 2 перечислены особенности и типовые проблемы внедрения TMS в России, а также предложены пути решения. [5]
Таблица 2
Проблемы внедрения TMS иих решение
Проблемы |
Решения |
|
|
Внедрение TMS — это не только внедрение системы. Бизнес процессы и система должны быть полностью синхронизированы. |
|
|
|
Корректная работа TMS очень сильно зависит от точности данных в ERP системах. Необходимые данные могут быть некорректно/не полностью обновлены в смежных системах, что не повлияет непосредственно на их работу, но будет являться значительным для выполнения операций в TMS. |
привлеченный на постоянной основе с опытом в транспорте, который уполномочен принимать решения. |
|
|
На этапе дизайна строится решение, покрывающее список четко определенных требований, который может быть составлен, если пользователи имеют представление о функционале TMS. |
чтобы дать представителям от бизнеса возможность лучше понять стандартный функционал TMS. |
|
|
Распространенной практикой на российском рынке является наличие фиксированной ставки на маршрут, но структура дополнительных платежей различная для каждой компании, поэтому перед началом конфигурации в TMS, необходимо произвести тщательный анализ и утвердить с клиентом будущую тарифную схему. |
должен быть разработан и согласован, помимо собственного руководства компании, еще и с экспедиторами и собственниками транспортных средств для достижения необходимой тарифной схемы. |
|
|
Компании, специализирующиеся на розничной торговле, используют большое количество рейсов с 3–10 пунктами выгрузки в течение рабочего дня (например, доставка в магазины в одном большом городе, таком как Москва или Санкт-Петербург). |
с детальными картами города. |
Процесс внедрения информационно-компьютерных технологий сегодня необходим и, более того, неизбежен. Это обусловлено все возрастающим объемом подлежащих обработке данных. Обычными, традиционными способами уже не удается из этого потока извлечь всю полезную информацию и использовать ее для управления предприятием. Определяющим фактором в управлении становится скорость обработки данных и получение нужных сведений. Оборот информации все существеннее влияет на эффективность управления предприятием, его финансовые успехи.
Литература:
1. World Bank. Режим доступа: http://lpi.worldbank.org/international/global/2016 (Дата обращения 15.02.2017).
2. Gatner. Режим доступа: http://www.gartner.com/technology/home.jsp (Дата обращения: 01.03.2017)
3. Беспалов Р. С. Транспортная логистика. Новейшие технологии построения эффективной системы доставки: моногр.; Вершина — М., 2007. — 384 c.
4. Курганов В. М. Логистика. Транспорт и склад в цепи поставок товаров. Учебно-практическое пособие. — М.: Книжный мир. 2009. — 432 с.
5. Ягузинская И. Ю., Бирюков Е. О. Перспективы внедрения и развития информационных систем в транспортной логистике // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — Т. 35. — С. 151–155. — URL: http://e-koncept.ru/2015/95584.htm.