В статье проанализированы результаты обследования сформированности речи и неречевых функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, III уровень. Представлены этапы опытно-экспериментальной работы, основные задачи. Проанализированы результаты констатирующего эксперимента.
Ключевые слова: общее недоразвитие речи; речевые и неречевые процессы; констатирующий эксперимент
Всесторонний анализ речевых нарушений у детей с недостатками речевого развития представлен в трудах Р. Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой,
Г. В. Чиркиной и других авторов. Одним из приоритетных направлений логопедии можно рассматривать разработку научно обоснованных методов и содержания психолого-педагогического изучения детей с общим недоразвитием речи. Накоплен определённый опыт работы по организации и проведению диагностики в трудах С. Д. Забрамной,
Т. Б. Филичевой Л. С. Волковой, О. Е. Грибовой, О. Б. Иншаковой и других ученых. Однако, по-прежнему, многие организационно-методические вопросы, касающиеся принципов, методов и конкретно содержания комплексного обследования, остаются недостаточно разработанными. Вышесказанное определяет актуальность и значимость вопроса по детальному рассмотрению научно-методических и практических рекомендаций к организации психолого-педагогического обследования дошкольников с общим недоразвитием речи.
Успешность воспитания и обучения, социальной адаптации детей с ОНР зависит от правильной оценки их возможностей и особенностей развития. Диагностика этих детей является важным этапом в системе мероприятий, обеспечивающих специальное обучение, коррекционно-педагогическую и психологическую помощь. Результаты многочисленных исследований отечественных ученых свидетельствуют о том, что недоразвитие или повреждение различных звеньев речевой системы при отсутствии специальных коррекционных мероприятий приводит к возникновению ряда вторичных и третичных отклонений.
Ещё Л. С. Выготский выдвинул положение о том, что при определённых благоприятных педагогических условиях, возможно предупредить появление вторичных проявлений недоразвития высших психических функций. В условиях детского сада при обследовании на первый план выступает задача комплексного, всестороннего, качественного анализа особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Важно своевременно и полно обследовать речь ребёнка. Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средством оптимизации этого процесса.
Углубленное всестороннее обследование позволяет построить оптимальные индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие и обучающие программы, определить эффективность коррекционно-педагогического воздействия. Всестороннее обследование у детей речевых и неречевых процессов, сенсомоторной сферы, интеллектуального развития, а также личностных особенностей и социального окружения помогает правильно организовать коррекционное обучение и воспитание, что в дальнейшем может привести к положительным результатам в развитии, при поступлении в школу. Вот почему важно и необходимо рано выявлять детей с выраженным недоразвитием речи, с одной стороны, и разработки адекватного коррекционного их обучения, с другой стороны.
Главной целью психолого-педагогической диагностики является определение индивидуально-возрастных особенностей психического развития детей с нарушениями речи. Работая с детьми, имеющими нарушения в речевом развитии, педагог при организации психологического обследования решает следующие задачи:
– определение индивидуального хода психического развития ребёнка в связи с различными видами речевых нарушений;
– определение характера психического развития ребёнка (какие функции, системы, сферы сформированы, какие сформированы недостаточно или сформированы неправильно), т. е. дифференциальная диагностика состояния развития ребёнка;
– оценка соответствия уровня и темпа развития ребёнка с нарушениями речи возрастным нормативам;
– установление возможных причин отклонений в психическом развитии ребёнка (органических, например, перинатальное поражение ЦНС; психологических — отношение окружения и самого ребёнка к дефекту;
– постановка психологического «диагноза» — отнесение к тому или иному типу (группе) психического развития;
– выявление потенциальных возможностей ребёнка, прогноз его психического развития и определение психолого-педагогических условий, необходимых данному ребёнку для гармонизации стабилизации психического, в том числе и его речевого, развития [4, с.53].
Организация и содержание констатирующего эксперимента по обследованию речевых и неречевых процессов у детей пятилетнего возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения представлено в данной статье. В исследовании приняли участие десять детей с логопедическим заключением ОНР, III уровень — воспитанники детского сада г. Смоленска. Вся опытно-экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
Первый этап — констатирующий: психолого-педагогическое обследование дошкольников с ОНР, анализ результатов, и разработка программы по коррекции неречевых и речевых процессов;
Второй этап — формирующий: коррекционная работа с детьми дошкольного возраста (на основе разработанных программ по уровням);
Третий этап контрольный: итоговое обследование детей, анализ динамики формирования речи у детей дошкольного возраста с ОНР.
На первом этапе экспериментальной работы нами была изучена медицинская документация и речевые карты. На основе анализа речевых карт мы определили уровни речевого развития и возможностей дошкольников по степени сформированности таких параметров, как артикуляционная моторика, фонематический слух, звукопроизношение, слоговая структура, словообразование, грамматический строй, связная речь.
Речевые уровни развития:
Низкий — 1–2 балла (слабо развиты все основные компоненты).
Ниже среднего — 3–4 балла (навык в начальной степени, носит непостоянный характер).
Средний — 5–6 баллов (навык находится в развитии, требует помощи взрослого или владеет навыком не в полной мере).
Выше среднего — 7–8 баллов (ребёнок пользуется своими знаниями при умеренной поддержке взрослого).
Высокий — 9–10 баллов (навык устойчиво развит).
Анализ результатов показал, что половина детей имеет уровень речевого развития ниже среднего, и половина — низкий уровень.
Целым рядом исследователей (Л. А. Венгером, О. М. Дьяченко,
С. Д. Забрамной, О. В. Боровиком, Р. С. Немовым и другими) разработана структура психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ, но в настоящее время значимым остаётся вопрос определения содержания обследования неречевых процессов у детей дошкольного возраста.
Мы предприняли попытку систематизировать ранее описанные в литературных источниках методики по изучению психических процессов и попытались разработать серии диагностических заданий, направленных на обследование неречевых процессов у дошкольников с ОНР [1,2,3].
Все задания разбили на пять частей. Первая серия заданий направлена на исследование восприятия. Вторая серия заданий — на изучение внимания. Третья серия заданий направлена на исследование состояния процесса воображения. Четвёртая серия — задания направлены на изучение памяти. Пятая серия заданий направлена на исследование мышления: операций обобщения, анализа и синтеза.
Анализ обработки данных, полученных по каждой методике диагностики познавательных процессов показал следующие результаты. Нами было выделено 30 % детей со средним уровнем развития познавательных функций, 60 % детей с низким уровнем развития и 10 % детей с очень низким уровнем развития психических процессов.
Обобщив полученные данные по уровням развития речевых и неречевых процессов нами были выделены следующие группы детей:
Первая группа — это дети со средним уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Для этих детей характерна недостаточная концентрация внимания, сниженный объём памяти, вследствие этого слабо развито словесно-логическое мышление. Возникают сложности в составлении развёрнутых рассказов. Эту группу детей составили 30 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.
Вторая группа — дети с низким уровнем развития психических процессов и ниже среднего уровнем развития речи. Этим детям свойственны недостаточность произвольного внимания, его объёма и концентрации, отмечается низкая способность к переключению и распределению внимания; слабость запоминания, а также повышенная суетливость, возбудимость или, наоборот, заторможенность, вялость, пассивность, что в обоих случаях ведет к недостаточному развитию речи. Недостаточность развития восприятия ведет к трудностям в формировании всех мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации). 20 % дошкольников вошли в эту группу.
Третья группа — дети с низким уровнем развития как неречевых, так и речевых процессов. Для детей данной группы характерны пониженная работоспособность, а также недостаточность внимания, снижение объёма памяти, замедленность процесса запоминания, неточность воспроизведения информации, в связи с чем, речь отстает от нормы. Нарушено произношение нескольких групп звуков. 40 % детей составили данную группу.
Четвертая группа — дети с очень низким уровнем развития неречевых процессов и низким уровнем развития речевых процессов. Словарный запас невелик. Используются двух-трехсловные предложения. Нет развернутого рассказывания. В эту группу вошли 10 % дошкольников, принимавших участие в обследовании.
Таким образом, проведенный констатирующий эксперимент показал недостаточность развития речевых и неречевых процессов у дошкольников с общим недоразвитием речи и позволил выявить основные направления дальнейшей коррекционной работы по их исправлению и совершенствованию.
Наш эксперимент подтвердил данные, полученные из теоретического анализа специальной отечественной и зарубежной литературы (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина,
М. Е. Хватцев, Е. Ф. Рау, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, К. П. Беккер, З. Ремлер и других ученых) о том, что у значительной части детей старшего дошкольного возраста имеются отклонения от нормы как в речевом развитии, так и отклонения в развитии неречевых функций.
На основе данных, полученных в ходе первого констатирующего этапа эксперимента, нами была разработана система коррекционных упражнений, направленных на развитие высших психических функций (внимания, памяти, воображения, восприятия, мышления) и формирование речевой деятельности.
Литература:
- Забрамная С. Д., Боровик О. В. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- 32 с.; 115 карт.
- Меженцева Г. Н. Особенности познавательной деятельности обучающихся с общим недоразвитием речи в начальной школе // Вестник научных конференций. 2017.
- № 2–5 (18). С. 60–61.
- Немов Р. С. Психология. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Кн. 3: Психодиагностика. 640 с.
- Чернова Е. П. Психологическая помощь дошкольникам с нарушениями речи // Воспитание и обучение детей с нарушениями речи. 2005. № 2. С.51–55.