Новые регулятивные требования банка России, влияющие на финансовую устойчивость банков | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.04.2017

Статья просмотрена: 551 раз

Библиографическое описание:

Лысенко, П. А. Новые регулятивные требования банка России, влияющие на финансовую устойчивость банков / П. А. Лысенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 365-367. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42784/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассмотрена современная политика Центрального Банка, которая влияет на финансовое положение и устойчивость коммерческих банков в России, а также влияющая на формирование капитала банков.

Политика роста и структурно-инновационной перестройки национальной экономики требует высокого уровня капитализации отечественных банковских учреждений. Рост и укрепление капиталов в российских банках способствует усилению доверия к банковской системе со стороны вкладчиков и кредиторов. Формирование необходимого капитала позволит банковским учреждениям осуществлять широкомасштабное кредитование и инвестирование в отрасли национальной экономики. Вместе с тем размер банковского капитала и создание соответствующих резервов является важной задачей для поддержания ликвидности, стабильности и прибыльности банковской системы.

Целью статьи является анализ влияния введения новых регулятивных требований Банка России на финансовую устойчивость российских банков и, в том числе, выявление современных тенденций развития банковского капитала.

Последний финансовый кризис подтвердил необходимость использования монетарного и регулятивного воздействия Центрального Банка на развитие банковского капитала. Указанный факт подтверждает усиление требований к банковскому капиталу со стороны Базельского комитета по банковскому надзору с принятием Базеля III.

Следует отметить, что макроэкономическую политику государства характеризуют, прежде всего, ее основные составляющие: монетарная и фискальная политики, внешнеэкономическая политика и политика доходов, которые своими инструментами прямо или опосредованно влияют на развитие банковского капитала. Денежно-кредитная политика осуществляется с учетом развития общей макроэкономической ситуации и направлена на обеспечение внутренней и внешней стабильности национальной валюты.

Основными инструментами монетарной политики являются операции на открытом рынке, регулирование учетной ставки и формирование обязательных резервов банковских учреждений в Центральном Банке. С помощью монетарной политики Правительство контролирует денежный оборот государства и банковскую систему.

Определяют такие основные рычаги влияния монетарной экономики на развитие банковского капитала: спрос и предложение денег; увеличение и уменьшение банковских резервов в Центральном Банке; процентная политика; капитал образующая деятельность Центрального Банка [1].

Рассмотрим подробнее, как воздействуют на банковский капитал основные инструменты монетарной политики. Спрос на деньги для совершения сделок предопределяется не только удовлетворением текущих потребностей потребительского характера, но и необходимостью осуществления деловых операций, что позволяет получить определенный доход. Спрос на деньги формируется в зависимости от цен на акции и облигации и привязан к их изменению.

Последовательная реализация денежно-кредитной политики способствует повышению капитализации банковской системы, росту кредитования реального сектора экономики, поддержанию стабильности национальной валюты и обменного курса, увеличению международных резервов Центрального Банка.

Капитал образующую деятельность Банка России можно рассматривать в двух аспектах:

– во-первых, это постоянный и тщательный мониторинг за процессом капитализации национальной банковской системы, составными элементами которой являются банковские учреждения, осуществляющие свою деятельность на территории страны в соответствии с законодательством;

– во-вторых, это скоординированная, целенаправленная деятельность Центрального Банка с целью достижения оптимальной величины его капитала для надлежащего выполнения поставленных перед ним задач. [2]

С 1 января 2016 года Банк России повысил вес риска для младших траншей сделок структурированного финансирования со 100 % до 1250 %.

Несмотря на то, что эта мера стала причиной снижения коэффициентов достаточности регулятивного капитала многих банков, она не привела к изменению методологии S&P по расчету коэффициента капитала, скорректированного с учетом рисков, и, как следствие, не оказала влияния на рейтинги банков-первопроходцев.

Вместе с тем в агентстве ожидают, что новые требования будут своего рода отрицательным стимулом для проведения новых сделок секьюритизации, включая младшие транши, а также (на фоне низкого спроса со стороны инвесторов и низких темпов роста активов, используемых в сделках секьюритизации) окажут сдерживающее влияние на объемы новых сделок секьюритизации в 2017 году.

Тем не менее, в S&P полагают, что в будущем банки создадут альтернативные механизмы для минимизации негативного влияния высоких степеней риска на показатели достаточности капитала. Однако остается неясным, будут ли новые продукты пользоваться спросом со стороны инвесторов, заключают аналитики.

Базель-III выдвигает более жесткие требования к банковскому капиталу. Требования Базель-III сосредоточены на собственном капитале, поскольку он представляет собой самую высокую степень ликвидности и, поэтому, выступает лучшей формой амортизации финансовых убытков.

Согласно исследованиям, которые провел Базельский комитет, реализация новых стандартов будет происходить поэтапно, что позволит аккумулировать капитал и при этом обеспечивать финансирование кредитно-инвестиционных операций (табл. 1).

Таблица 1

Поэтапное введение требований ккапиталу банков,% [4]

Показатели

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Коэффициент уставного капитала

3,5

4,0

4,5

4,5

4,5

4,5

4,5

Буфер капитала

0,625

1,25

1,875

2,5

Минимальное значение с учетом буфера капитала

3,5

4,0

4,5

5,125

5,75

6,375

7,0

Капитал 1-го уровня

4,5

5,5

6,0

6,0

6,0

6,0

6,0

Регулятивный капитал

8,0

8,0

8,0

8,0

8,0

8,0

8,0

Регулятивный капитал к буферу капитала

8,0

8,0

8,0

8,625

9,25

9,875

10,5

Одним из самых важных результатов действий в банковском регулировании и надзоре в последнее время можно назвать возросшую способность российского банковского сектора противостоять серьезным внешним угрозам. В целом банковская система устойчива, имеет хороший запас капитала и может эффективно функционировать без коррекционных послаблений, что подтверждается стресс-тестами, проводимыми Банком России и крупнейшими кредитными организациями.

Таким образом, сегодня Банком России проводится радикальная перестройка всей системы надзора за кредитными организациями, влияющая на финансовую устойчивость банков. Повышается скорость принятия надзорных решений, более того, Банк России стремится усилить профилактический характер надзора.

Суть изменений состоит в переходе от анализа post factum показателей банковской отчетности и периодического выборочного анализа части активов к анализу всех операций банка в режиме онлайн и анализу бизнес-модели банка с учетом стресс-тестирования. Для этого обеспечено построение современной единой надзорной ИТ-системы и централизованного хранилища данных, позволяющих накапливать информацию обо всех сделках и операциях банков.

Ключевым элементом реорганизации надзорной деятельности является отделение центра анализа оценки рисков от центра подготовки надзорных решений.

Особую роль в ближайшее время играют стресс-тесты, проводимые, как самими кредитными организациями, так и Банком России. Стресс-тесты перестанут быть чисто мониторинговым упражнением. От их результатов зависит объем требований к банкам.

В 2018 году Центральный Банк Российской Федерации планирует ввести новые регулятивные требования к финансовым холдингам, группам и коммерческим банкам. Таким образом, будут установлены для финансовых групп обязательные нормативы и требования к системам управления рисками и капиталу, требования к деловой репутации членов совета директоров, руководителей головной организации.

В тех случаях, когда в рамках банковского или финансового холдинга будут осуществлять деятельность нефинансовые компании (промышленные, строительные, торговые), холдинг должен будет создать или определить в своём составе управляющую компанию, которая будет консолидировать отчётность входящих в холдинг финансовых организаций. Этой управляющей компании должны быть переданы полномочия по их управлению.

Такую же управляющую компанию для банковских и финансовых активов должны будут создавать и собственники параллельных финансовых организаций, а также холдинги и объединения, у которых головная организация находится за рубежом.

При этом Центральный Банк Российской Федерации до сих пор не наделён полномочиями по надзору за банковскими холдингами и финансовыми группами, куда входят негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, а также за, так называемыми, параллельными банками, которые имеют одних и тех же собственников.

Отсутствие надзора за такими объединениями и обязанности у них соблюдать принятые нормативы, позволяет маскировать наличие проблем и создаёт для собственников стимул структурировать объединение финансовых компаний таким образом, чтобы на них не распространялись требования по соблюдению обязательных нормативов по внутреннему контролю и управлению рисками.

Нужно устранить неравное регулирование, зависящее от организационной структуры объединения.

В результате для собственников финансовой организации будет неважно, стоит ли во главе объединения поднадзорный банк, созданный собственниками, или главная организация холдинга.

Литература:

  1. Кириченко Е. П. Анализ факторов, влияющих на формирование и проведение денежно-кредитной политики России / Е. П. Кириченко // «Экономика и социум». — 2016. — № 8(27). — С. 193–195.
  2. Пугачев И. О. Влияние валютной политики Центрального банка России на динамику экономической конъюнктуры / И. О. Пугачев // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Экономика. Управление. Право. — 2015. -№ 4. — С. 367–376.
  3. Сорокоумова Ю. М. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2014 год и период 2015–2016 годов / Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. — 2014. — № 14. — С. 4–8.
  4. Министерство финансов Российской Федерации. URL: http://minfi n.ru
Основные термины (генерируются автоматически): Центральный Банк, банковский капитал, Банк России, банковская система, банк, монетарная политика, регулятивный капитал, требование, управляющая компания, Базельский комитет.


Похожие статьи

Использование инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

Кредитные риски заемщика и возможные пути их снижения

Особенности учета кредиторской задолженности в условиях перехода на международные стандарты бухгалтерского учета

Инновационные пути развития банковского сектора России в период кризиса

Факторы, определяющие конкурентную стратегию торговых организаций

Обеспечение финансовой устойчивости банковской системы России

Выход компаний на рынок ценных бумаг и факторы, влияющие на их курс

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России

Антикризисные меры правительства РФ для субъектов малого предпринимательства и изменение в системе налогообложения

Совершенствование деятельности российских банков на современном этапе развития национальной экономики

Похожие статьи

Использование инструментов денежно-кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

Кредитные риски заемщика и возможные пути их снижения

Особенности учета кредиторской задолженности в условиях перехода на международные стандарты бухгалтерского учета

Инновационные пути развития банковского сектора России в период кризиса

Факторы, определяющие конкурентную стратегию торговых организаций

Обеспечение финансовой устойчивости банковской системы России

Выход компаний на рынок ценных бумаг и факторы, влияющие на их курс

Актуальные вопросы долговой устойчивости Российской Федерации и ее влияние на экономическую безопасность России

Антикризисные меры правительства РФ для субъектов малого предпринимательства и изменение в системе налогообложения

Совершенствование деятельности российских банков на современном этапе развития национальной экономики

Задать вопрос