Статья посвящена определению значения концессионного соглашения в современных условиях. Рассмотрены объекты концессионных соглашений, значение и выгоды для концедента и концессионера концессионных соглашений, меры по повышению эффективности и объемов концессионных соглашений. Определены ключевые направления внедрения концессий в современной России.
Ключевые слова: концессионное соглашение, ЖКХ, лесопользование, значение, достоинства, проблемы
Действующий с 2005 года Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессионных соглашениях), имел целью обеспечить эффективное использование государственного и муниципального имущества и повысить качество выполнения полномочий государственных (муниципальных) органов власти путем привлечения частных инвестиций в объекты государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем, на современном этапе достижение указанных целей при реализации концессионирования в рамках действующего законодательства является затруднительным.
Рассматривая социальный эффект от принятия Закона о концессионных соглашениях [4], который ставился во главу угла при его разработке, необходимо сделать акцент на объектах концессии, имеющих несоизмеримое социальное значение и призванных удовлетворять общественные потребности. Перечень указанных объектов представлен на рисунке 1.
Рис. 1. Объекты концессионных соглашений
Таким образом, заключение концессионных соглашений в отношении перечисленных объектов предположительно позволит государственной власти на всех уровнях управления не только переложить часть своих полномочий и расходных обязательств перед обществом, но и получить улучшенные объекты инфраструктуры с доплатой за пользование.
Российская Федерация, имеющая в своем распоряжении богатейшие природные ресурсы и территории, демонстрирует убыточную неэффективность их использования. Кроме того, «нефтедолларовая» зависимость национальной экономики, военные конфликты с участием страны, экономические санкции не дают возможности для улучшения качества исполнения государственных обязательств в отношении населения, в том числе по причине оттока бюджетных ресурсов на «погашение» негативных явлений внешнеполитической ситуации.
Такое перераспределение бюджетных средств ведет к дефицитности бюджетов субъектов и муниципальных образований и упадку и так «выживающих» окраин страны.
Наряду с мнимой централизацией власти, за счет ужесточения контроля за расходованием бюджетных средств, государство предлагает внедрить механизм концессий с целью повышения возможностей для самоокупаемости территорий, что в рамках повсеместной рыночности вполне оправдано.
Концессионный механизм исполнения государственных полномочий по удовлетворению общественных потребностей имеет для органов государственной власти неоспоримое значение, содержание которого представлено на рисунке 2.
Рис. 2. Значение концессионных соглашений для государственной власти
Заинтересованность бизнеса в заключении концессионных соглашений может быть рассмотрена с точки зрения выгод, получаемых от данной деятельности, которые представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Выгоды бизнеса при заключении концессионных соглашений
Неоспоримые преимущества для обеих сторон концессионных договоров, в том числе свобода маневра для решения бюджетных вопросов государством, очевидно должны способствовать росту числа заключенных концессионных соглашений на разных уровнях государственного управления. Однако, этого не происходит.
Обеспечить рост объемов и эффективность функционирования концессий в российской экономике позволит ряд стимулирующих мер, представленных на рисунке 4.
Рис. 4. Стимулирующие меры по повышению распространенности и эффективности концессионных соглашений
Рассмотрим наиболее значимые отрасли народного хозяйства и общественные блага, призванные удовлетворять общественные потребности, внедрение концессионных соглашений в которых будет способность повышению эффективности их функционирования и использования.
Сфера жилищно-коммунального хозяйства (далее — ЖКХ) представляет особый интерес с точки зрения острой необходимости привлечения частного капитала путем заключения концессионных соглашений в части строительства, реконструкции и модернизации объектов ЖКХ. Во многих регионах уже существуют реальные примеры реализации концессий в сфере ЖКХ. Так, в муниципальных районах Забайкальского края (Сретенском, Балейском, Оловяннинском) в период 2012–2017 гг. заключены концессионные соглашения в отношении имущественного комплекса, предназначенного для оказания коммунальных услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, находящегося в муниципальной собственности.
Значение концессионных соглашений в сфере ЖКХ раскрывается в следующем:
1) происходит наиболее кратковременно освоение частных капитальных вложений;
2) наблюдается восстановление производственной инфраструктуры, снижение степени износа оборудования и аварийности сетей в системе ЖКХ;
3) улучшение качества услуг;
4) пополнение (дефицитного) муниципального бюджета.
Для дальнейшего развития концессий в сфере ЖКХ предлагается:
1) пересмотреть практику заключения концессионных соглашений в отношении объектов тепло-, энерго- и водоснабжения, очистки сточных вод, отдельно расписав в действующем законодательстве соответствующие процедуры;
2) отдельно прописать значения долгосрочных параметров регулирования тарифов, перечень мероприятий по достижению плановых показателей деятельности концессионера, суммарную величину расходов на капиталовложения в течение всего срока действия соглашения;
3) четко и законодательно установить критерии конкурса в отношении объектов ЖКХ (расходы на капиталовложения в течении каждого года действия соглашения, объем предлагаемого участия концедента в финансировании расходов на создание и эксплуатацию объекта, а также на его реконструкцию).
Российская Федерация в виду наличия огромной территории обладает значительными лесными ресурсами. Лесопользование является еще одной перспективной формой реализации концессий. Однако, на сегодняшний день имеются ключевые проблемы в реализации данных проектов, а именно отсутствие разработанной для различных природных ресурсов, в том числе и лесного фонда, нормативно-правовой базы, регламентирующей и уточняющей порядок заключения и реализации концессионных соглашений в указанной сфере.
Если говорить о концессиях, объектами которых выступают участки лесного фонда, то следует отметить, что по аналогии с продажей древесины на корню они передаются по результатам лесных конкурсов или аукционов, что позволяет получить наибольшую плату за пользование лесными ресурсами. Преимуществом концессионных соглашений в отношении участков лесного фонда является наличие обязательных условий осуществления лесопользователями комплекса лесохозяйственных и лесовосстановительных работ, а также обязательств по строительству и содержанию дорог и других инфраструктурных объектов территорий, на которых расположены участки лесного фонда. Что, в свою очередь, обеспечивает вовлечение в эксплуатацию участков лесного фонда, расположенных в труднодоступных и неразвитых в инфраструктурном отношении лесных районов [2].
На основании вышеизложенного, следует полагать, что концессия является более прогрессивной формой эксплуатации лесных ресурсов по сравнению с краткосрочным пользованием и арендой.
Вместе с тем, концессии не стоит рассматривать только с точки зрения привлечения инвестиций. В современных условиях мировой глобализации концессия имеет и иное значение — сохранение экономического суверенитета страны [5], которое может быть выражено в следующих ограничительных рамках прав концессионера (в том числе иностранного) в отношении государственной (муниципальной) собственности, выступающей объектом концессионного соглашения:
1) отсутствие у частного инвестора права распоряжения государственным имуществом, что препятствует перепрофилированию или распродаже государственных активов в интересах бизнеса и ставит прибыль концессионера в зависимость от рационального использования предоставленного имущества, повышая при этом качество оказываемых услуг и уровень жизни граждан;
2) возложение на концессионера возлагаются значительных обязательств в процессе реализации инвестиционного проекта (страхование риска случайной гибели или повреждения объекта концессионного соглашения), а также предоставлять льготы различным категориям граждан, что в целом повышает доступность оказываемых услуг;
3) долгосрочность концессионных соглашений способствует снижению вероятности оттока частного (иностранного) капитала, который в процессе реинвестирования в объект концессионного соглашения покрывает его износ;
4) конкурсное производство при выборе концессионера позволяет выбрать претендентов, которые могут обеспечить лучшее соотношение затрат и результатов, что, в конечном счете, повышает эффективность функционирования отдельных отраслей народного хозяйства страны;
5) рост предложения на национальном рынке труда, которая обеспечивается ресурсоемкостью инвестиционных проектов в рамках концессионных соглашений;
6) перераспределении инвестиций (в том числе иностранных) в пользу наиболее значимых и приоритетных отраслей народного хозяйства.
Таким образом, концессия способствует решению наиболее острых социальных проблем, за счет нее происходит повышение качества оказываемых услуг, снижаются цены на них за счет усиления конкуренции. При реализации концессионных проектов в строительстве значительно сокращаются сроки сдачи объектов инфраструктуры. Происходит это за счет того, что частные организации возводят объекты намного быстрее в силу опыта, но к тому же и с наименьшими затратами, нежели государство. Помимо этого, высвобождаемые государством за счет концессий средства должны направляться непосредственно в социальную сферу, на удовлетворение нужд населения.
Литература:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ: ред. от 28.12.2016 // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
2. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ: ред. от 01.03.2017 // СЗ РФ. 2006. № 50. Ст. 5278.
3. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2006. № 31. Ст. 3434.
4. О концессионных соглашениях: Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3126.
5. Кожин С. В. Концессия как инструмент национальной безопасности // Государственное управление. Электронный вестник. — 2015. — № 33. — С. 1–8.