Атопический дерматит (АД) — это один из самых распространенных и очень часто тяжело протекающих дерматозов. По результатам эпидемиологических исследований АД чаще встречается среди детей, чем у взрослых. В течение последних лет распространенность заболевания резко увеличилась. Наблюдается увеличение удельного веса АД в структуре детской заболеваемости с 3 % до 18 % [1], при том, что он в 40–60 % случаев сочетается с конъюнктивитом, бронхиальной астмой, аллергическим ринитом, где комплексная базисная терапия недостаточно эффективна, делают ещё более значимой данную проблему.
По Смирновой Г. И. в ряде эпидемиологических исследований наблюдалось, что особенности течения АД в большей части связаны с возрастом, полом, климато-географическими факторами, техногенными воздействиями, условиями жизни в семье [2].
При всем этом невыясненным остается вопрос изучения влияния факторов, способствующих формированию АД у детей дошкольного возраста
Цель работы. Изучить влияние факторов, способствующих формированию АД у детей дошкольного возраста
Материалы и методы исследования. Под наблюдением находились 49 детей в возрасте от 2 до 6 лет с АД. Среди них мальчиков — 27 (55,1 %) и девочек — 22 (44,8 %). Обследование и лечение данных больных проводилось в условиях поликлиники и клиники при Ташкентском Педиатрическом медицинском институте.
Проводились обследования: клинический осмотр ребенка, общий анализ крови и мочи, биохимический анализ крови, копроовоцистоскопия, бактериологическое исследование кала на дисбактериоз, ультразвуковое исследование внутренних органов (по показаниям), электрокардиография, а также определение специфических иммуноглобулинов класса Е иммуноферментным методом.
Клинический диагноз был сформулирован с учетом Международной классификации болезней 10-го пересмотра и отражал основное заболевание и сопутствующую патологию.
Оценка степени тяжести АД в период обострения проводили на основании бальной системы SCORAD (scoring of atopic dermatitis — шкала АД). Оценку проводили в четыре этапа.
I этап. Определение и оценка признаков интенсивности (объективные симптомы). В системе SCORAD выделено 6 признаков:
1) эритема (гиперемия),
2) отек / папулообразование,
3) мокнутие / корки,
4) экскориация,
5) лихенификация,
6) сухость.
Каждый признак оценивали от 0 до 3 баллов (0 — отсутствие, 1 — легкий, 2 — средний, 3 — тяжелый)
II этап. Расчет площади поражения кожных покровов. Площадь поражения оценивали у детей по правилу “девяток”
III этап. Оценка субъективных признаков. Они включали оценку степени зуда и нарушений сна по 10-ти бальной шкале 3дня/ночи.
IV этап. Расчет величины индекса SCORAD. Индекс SCORAD рассчитывали по формуле:
SCORAD=А/5+7*B/2+C, где А — площадь пораженной кожи, в %; B — сумма баллов объективных признаков (эритема, отек, мокнутие, экскориации, лихенификация, сухость); С — сумма баллов субъективных признаков (зуд, потеря сна). [3, 4, 5]
Результаты исследования и их обсуждение. Больные дети были разделены на 3 группы по тяжести заболевания:
I — группа — с легкой степенью тяжести АД — n=23 (46,9 %)
II — группа — со средней степенью тяжести АД — n=17 (34,7 %)
III — группа — с тяжелой степенью тяжести АД — n=9 (18,3 %)
Таблица 1
Факторы, способствующие развитию АД у детей дошкольного возраста (n=49)
Факторы |
I— группа |
II— группа |
III— группа |
Всего |
||||
n=23 |
n=17 |
n=9 |
n=49 |
|||||
n |
% |
n |
% |
n |
% |
n |
% |
|
Наследственная отягощенность по аллергическим заболеваниям |
14 |
60,8 |
15 |
88,2 |
8 |
88,9 |
37 |
75,5 |
Пищевая сенсибилизация |
16 |
69,5 |
12 |
70,5 |
7 |
77,8 |
35 |
71,4 |
Пыльцевая сенсибилизация |
9 |
39,1 |
7 |
41,1 |
5 |
55,5 |
21 |
42,8 |
Эпидермальная сенсибилизация |
1 |
4,3 |
2 |
11,7 |
2 |
22,2 |
5 |
10,2 |
Бытовая сенсибилизация |
2 |
8,6 |
2 |
11,6 |
2 |
22,2 |
6 |
12,2 |
При исследовании наследственной отягощенности по аллергическим заболеваниям было выяснено, что отягощенность по линии матери отмечается у 17 (45,9 %) детей из 37 больных с наследственной отягощенностью в анамнезе, у 11 (29,7 %) детей — по линии отца и у 9 больны (24,3 %) по линии матери и отца (Таб. 1).
В зависимости от тяжести течения АД встречаемость наследственной отягощенности по аллергическим заболеваниям была различна. А именно, при легком течении АД наследственная предрасположенность встречалась у 60,8 % (n=14) больных. Для среднетяжелого и тяжелого течения характерен высокий процент наследственной отягощенности (88,2 % и 88,9 % соответственно).
Определение специфических иммуноглобулинов Е в сыворотке крови выявило у большинства больных (71,4 %) наличие пищевой сенсибилизации. Также в зависимости от тяжести заболевания варьировалась частота пищевой сенсибилизации. А именно при легкой степени АД частота равна 69,5 % (n=16). При среднем и тяжелом течении АД этот процент возрастает до 70,5 % и 77,8 % соответственно.
Пыльцевая сенсибилизация отмечалась у 42,8 % больных, эпидермальная сенсибилизация у 10,2 % больных, бытовая сенсибилизация у 12,2 % больных. Следует подчеркнуть, что пыльцевая, эпидермальная и бытовая сенсибилизации часто сочетаются — у 19 детей (38,8 %) из 49.
Вывод. На основании полученных данных следует заключение, что у детей дошкольного возраста с АД основными факторами, способствующим обострению заболевания, являются: пищевая (71,4 %) и пыльцевая (42,8 %) сенсибилизация организма на фоне наследственной отягощенности по аллергическим заболеваниям (75,5 %).
Литература:
1. Тропова Н. П., Сорокина К. Н., Лепешкова Т. С. Атопический дерматит у детей и подростков — эволюция взглядов на патогенез и подходы к терапии // Российский журнал кожных и венерических болезней. 2014. № 6 С. 50–59.
2. Смирнова Г. И. Атопический дерматит и инфекции кожи у детей // Российский педиатрический журнал. — 2014. № 2. С. 49–56.
- Severity scoring of atopic dermatitis: the SCORAD index. Consensus Report of the European Task Force on Atopic Dermatitis // Dermatology 1993; 186 (1): 23–31.
- Торопова Н. П., Синявская О. А., Градинаров А. М. // Русский медицинский журнал – 1997. – № 11.
- Денисов Ю. М., Мельник В. А. Оценка тяжести атопического дерматита у детей по международной системе SCORAD // Торсуевские чтения. Сборник научно-практических работ. Вып. 1. — Донецк, 1999. — С. 65–67.