Сейчас используются много методов, такие как организация совместной деятельности преподавателя и студента, при которых преподаватель является главным организатором, модератором процесса, который даёт информацию, а студент является заинтересованным и активным участником учебного процесса. Каждое занятие — это обучение, изучение посредством обмена информацией, обсуждение, закрепление, поиск пути разрешения проблем, постоянное усовершенствование, самосовершенствование, как преподавателя, так и студентов.
*В процессе проводимых вУзбекистане широкомасштабных реформ особое внимание уделяется глубокому изучению жизни идеятельности, богатого наследия наших великих предков, внесших огромный вклад вразвитие мировой цивилизации.
*В докладе первого Президента Узбекистана Ислама Каримова на состоявшейся в мае 2014 года в Самарканде международной конференции“Историческое наследие ученых и мыслителей средневековья Востока, его роль и значение для современной цивилизации”дана достойная оценка вклада наших великих предков в развитие мировой науки и культуры, в том числе и Ибн Сино.
*Ибн Сино писал всвоём труде ороли иместе физических упражнений воздоровительной илечебной практике. Дал определение физическим упражнениям— произвольные движения, приводящие кнепрерывному, глубокому дыханию.
Абу али ибн Сино— выдающийся ученый Востока
Абу Али Хусейин ибн Абдаллах ибн Сино — великий энциклопедист, философ, медик, фармаколог, астроном, математик, химик, музыковед, литератор, правовед, поэт, известный в Европе под именем Авиценна.
Он родился 16 августа в 980 году в селении Афшана близ города Бухары. Когда ему было 5 лет, семья переехала в Бухару. Учиться он начал в 6 лет, к 10 годам закончил курс словесных наук, а к 15 годам постиг ‘индийский счет’ — арифметику, геометрию, алгебру, осваивал юридические науки, логику. Позже приступил к самостоятельному изучению наук, закончил учебу к 18 годам. В возрасте 18 лет Абу Али ибн Сино был известным врачом и вступал в научные споры с известными учеными Востока.
Ибн Сино жил в Хорасане, затем в Хамадане. Там он был придворным врачом и министром. Умер ибн Сино 24 июня в 1037 году.
Заслуги Абу Али ибн Сино в развитии науки огромны. Он оставил научные труды по медицине, астрономии, математике, философии, литературе. Но больше всего ибн Сино прославился своими открытиями в медицине.
Ибн Сино успешно занимался почти всеми отраслями знаний своего времени. Известно свыше 450 его сочинений, из которых до нас дошло около 240, в основном, на арабском языке. В библиотечном фонде нашего центра хранятся 50 сочинений ученого в 60 рукописях.
Ибн Сино писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию. Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье. Высказывался о массаже, закаливании холодной и горячей водой. Оздоровительная физкультура, придуманная им, жива по сей день и тысячу лет помогает людям.
В условиях средневековья религия запрещала изучать строение человеческого тела, но ибн Сино под страхом смерти тайно изучал анатомию и психику человека. Он сделел важный вывод о взаимосвязи физических и психических процессов в организме человека.
Самым главным его научным трудом является пятитомный «Канон врачебной науки». «Канон врачебной науки» — одна из самых выдающихся книг истории медицины, которая включает в себя 200 печатных листов. Она изданная впервые в 1473 году. Эта медицинская энциклопедия в течение многих веков являлась главным учебником для врачей мира и была переведена на многие языки, переиздавалась десятки раз.
Имя Абу Али ибн Сино и сейчас широко известно во всем мире. Ибн Сина принадлежит к числу тех великих личностей, заслугу которых перед человечеством трудно переоценить. С его именем связана одна из самых востребованных во все времена отрасль наук — медицина. Согласно решению ЮНЕСКО в 1980 году в мире был широко отмечен его 1000-летний юбилей.
Словарь
деятельность — faoliyat, ish- harakat
захватить (завоевать) — bosib olmoq
захватчик — bosqinchi, bosib oluvchi
преследовать — ta’qib qilmoq
Интерактивная минутка
‒ Провести блиц-опрос!
Условия: группа делится на 2 команды. Им задаются вопросы по теме. Времени для совещания нет. Команда, которая ответит быстрее на вопрос, получает очко. Побеждает, та команда, которая набрала больше очков.
Вопросы для блиц-опроса:
- Под каким именем в Европе был известен Абу Али ибн Сино?
- Где родился Абу Али ибн Сино?
- Когда родился Абу Али ибн Сино?
- В каком возрасте ибн Сино был известным врачом?
- Кем был Абу Али ибн Сино?
- Какой наукой тайно занимался ибн Сино?
- Как называется главный труд Абу Али ибн Сино?
- Какой науке он посвящен?
- Какие научные труды оставил ибн Сино?
- Какое образование получил ибн Сино?
В постоянном усовершенствовании, самосовершенствовании, как преподавателя, так и студента особое место имеет интерактивный метод «Словарный кросс».
Данный методпредполагает необходимость вырваться вперёд для достижения результата, игра на отработку правильно ставить ударение:
«Кросс на ударение»
Группа делится на две подгруппы. Даётся ряд предложений, чтобы быстро поставить ударение. Какая группа быстро поставит правильное ударение, та подгруппа является победителем. Предложения выбираем из текста.
Группа А
Ибн Сино писал в своём труде о роли и месте физических упражнений в оздоровительной и лечебной практике. Дал определение физическим упражнениям — произвольные движения, приводящие к непрерывному, глубокому дыханию.
Группа Б
Он утверждал, что если человек умеренно и своевременно занимается физическими упражнениями и соблюдает режим, то он не нуждается ни в лечении, ни в лекарствах. Прекратив эти занятия, он чахнет. Физические упражнения укрепляют мышцы, связки, нервы. Он советовал при занятиях учитывать возраст и здоровье.
«Кросс добавь или нет (ь)»
Группа делится на две подгруппы. Даётся ряд предложений и слов, чтобы быстро добавить (ь) знак или нет. Какая группа быстро поставит правильно (ь) знак, та подгруппа является победителем. Предложения выбираем из текста.
Учится он начал в 6 лет; захватит; его деятельност; запрещат; преследоват; прославится; издават; родился; являлас; переиздавалас; средневековя; култура; семя; переехала; самостоятелно изучил; успешно занимался; изучал анатомию; переиздавалас десятки раз; трудно переоценит; отрасл наук — медицина; широко отмечен важный вывод;тысячу лет помогает людям;физические упражнения; укрепляют мышцы; связки; нервы.; советовал при занятиях; учитыват возраст и здорове.
«Кросс на ремонт (а) или (о)»
Группа делится на две подгруппы. Даётся ряд предложений и слов, чтобы быстро поменять (а) или (о). Какая группа быстро поставит выделенные буквы правильно, (а) или (о), та подгруппа является победителем. Предложения выбираем из текста.
Группа А
Он рАдился 16 августа в 980 г ду в селении Афшана близ горАда Бухары. КАгда ему былА 5 лет, семья переехалО в БухОру. Учиться он нОчал в 6 лет, к 10 годам зОкАнчил курс слАвесных наук, а к 15 гАдам пАстиг ‘индийский счет’ — арифметику, геАметрию, алгебру, Асваивал юридические науки, лАгику. Позже приступил к самАстоятельному изучению наук, зОкончил учебу к 18 гАдам. В вАзрасте 18 лет Абу Али ибн Сино был известным врачАм и вступал в нОучные споры с известными учеными ВАстока.
Группа Б
ЗОслуги Абу Али ибн Сино в рОзвитии нОуки Агромны. Он Аставил научные труды пА медицине, астрАнАмии, математике, филАсофии, литературе. Но бОльше всего ибн Сино прАславился свОими Аткрытиями в медицине. Ибн Сино успешнА занимался пАчти всеми Атраслями знаний свОего времени. Известно свыше 450 его сочинений, из кАторых до нас дАшло около 240, в Асновном, на арабскАм языке. В библиотечнАм фонде нашего центра хранятся 50 сАчинений ученого в 60 рукописях.
Игровое задание «Помоги пересказать»
Комментарий: Преподаватель даёт текст «Абу Али Ибн Сино — выдающийся ученый Востока» одному студенту. Студент читает текст про себя и отдаёт текст обратно преподавателю. Прочитавший студент должен пересказать содержание интересного текста однокурснику своими словами. (при подготовке пар учитывается сильный и средний, средний и слабый)
Вид работы с текстами выбирается с учетом реальной ситуации в группе, её настроения и физического состояния, словарного запаса. Преподаватель, входя в аудиторию, должен уловить настроение студентов и, правильно выбрав форму работы, суметь изменить его в нужном для себя русле. Поэтому желательно все тексты иметь в нескольких вариантах.
Данная работа может иметь несколько вариантов.
Вариант 1. Студентам среднего уровня раздаются заранее составленные вопросы, которые они будут задавать «рассказчикам» для уточнения содержания текстов. Это позволяет организовать беседу в парах, а не простой пересказ текста одного лица.
Вариант 2. Беседа протекает без заготовленных вопросов, роль рассказчика поручает слабым студентам. Сильные студенты помогают им своими вопросами спонтанно по ходу рассказа.
Вариант 3. Всем раздаётся прослушанный текст, напечатанный с пропусками слов, сочетаний. Мотивация задания: Текст напечатан с пропусками. Нужно восстановить в тексте пропущенные элементы.
После каждого варианта игры можно менять пары.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Где родился Абу Али ибн Сино?
А) в селении Афшона,
Б) в Бухаре,
В) в Герате,
Г) в Самарканде.
2. Какое из указанных произведений создал Абу Али ибн Сино?
А) «Хамса»,
Б) «Звездные таблицы»,
В) «Канон врачебной науки»,
Г) «Бабур-намэ».
3. Назовите имя крупнейшего русского педагога, врача, общественного деятеля.
А) М. В. Ломоносов,
Б) Д.Менделеев,
В) И.Курчатов,
Г) П. Ф. Лесгафт.
4. В чем главная заслуга П. Ф. Лесгафта?
А) разработал систему физических упражнений;
Б) возродил Олимпийские игры;
В) открыл спортивные школы для детей;
Г) создал научную теорию физического образования.
5. Кого из выдающихся русских ученых называли ученым-энциклопедистом?
А) П. Ф. Лесгафта,
Б) Абу Райхан Беруни,
В) Д.Менделеева,
Г) М. В. Ломоносова.
6. Куда поступил учиться юный М. В. Ломоносов в Москве?
А) в университет,
Б) в лицей,
В) в славяно-греко-латинскую академию,
Г) в школу.
7. Основоположником какой науки является М. В. Ломоносов?
А) математики,
Б) физической химии,
В) философии,
Г) медицины.
8. Назовите произведение М. В. Ломоносова, посвященное языкознанию.
А) «Научная грамматика русского языка»,
Б) «Звездные таблицы»,
В) «Канон врачебной науки»,
Г) «Авесто».
Профессиональные знания, умения, словарный запас и поддержка государства создает серьезную основу для спорта высших достижений в Узбекистане.
В данной работе была сделана попытка выбрать наиболее характерные для обращения в процессе учебы в институте физической культуры и занятия спортом ситуаций. Активное усвоение и закрепление спортивных терминов позволяет студентам легче ориентироваться в текстовом материале, лучше понимать и выражать суть ситуации, более свободно участвовать в диалогическом общении.
Литература:
- Ахмедова Х. О. Русский язык: Учебное пособие для студентов национальных групп института физической культуры. Министерство высшего и среднего специального образования Руз. Узбекский государственный институт физической культуры.-Ташкент: «Ta′ lim», 2016, — 256 С.
- Быкова А. Л., Сафиязова Д. Ж. Сборник заданий интерактивной направленности. Учебно-методическое пособие по практическому курсу русский язык. Т.: Издательско-полиграфический отдел УзГИФК, 2011.
- Ишмухамедов Р.,Абдуқодиров А.,Пардаев А. Таълимда инновацион технологиялар. Амалий тавсиялар.-Т:.”Истеъдод”, 2008