В статье рассматривается сущность понятий «социализация», «социальное развитие». В работе исследована проблема особенности социального развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи, рассмотрена и охарактеризована речевая деятельность учащихся с тяжелым нарушением речи.
Ключевые слова: социализация, социальное развитие, семья, окружающий мир, сверстники, речь, общение, младшие школьники
The article deals with the essence of the concepts of “socialization”, «social development». In this work, the problem of the peculiarities of social development of pupils of classes with SSD is studied, speech activity is described and characterized.
Key words: socialization, social development, family, surrounding world, peers, speech, communication, younger schoolchildren
Школа уже на протяжении длительного исторического времени является ведущим фактором социализации личности. Выявление особенностей социализации учащихся с ТНР является актуальной задачей для организации эффективного педагогического содействия их личностному развитию, разработки педагогических условий преодоления трудностей социализации в условиях образовательного учреждения. Во многих исследованиях, посвященных изучению особенностей социального развития учащегося младшего и среднего звена специального (коррекционного) образовательного учреждения V вида, отмечается, что эффективность логопедической коррекции и социального развития учащегося в значительной степени зависит от их общей и коммуникативной культуры, качества общения с окружающими.
Многозначительный термин «социализация» обозначает совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияют на формирование личности.
Социализация — процесс двусторонний: с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, ценности, нормы, установки, присущие обществу и социальным группам, к которым он принадлежит, а с другой — активно привлекается к системе социальных связей и приобретает социальный опыт. Процесс социализации человека разворачивается по возрастным стадиям, каждая из которых характеризуется формированием определенной группы личностных качеств и ценностных установок, развитием конкретных психических новообразований личности и, соответственно, характером восприятия внешних воздействий. В частности, по А. В. Петровским, дорога к зрелости проходит микрофазы: детства (адаптация личности); отрочества (социализация ребенка через самоидентификацию личности); юности, которая ведет к интеграции личности в обществе [7].
Анализ научных подходов к определению проблем социализации учащихся с нарушением речи позволил выделить, что в структурном плане социализация детей с ТНР является системным образованием и включает в себя такие аспекты, как: способность к самооценке, самовыражения; способность к взаимооценки партнерами друг друга; адекватность форм сотрудничества и взаимодействия в различных ситуациях.
Социальное развитие учащихся оказывает влияние на деятельность, общение и самосознание личности. Развитие социального поведения прослеживается в деятельности каждого ребенка школьного возраста. Вследствие ограниченных возможностей развития детей с ТНР школьного возраста И. С. Зайцев [4] отмечает ряд специфических особенностей развития социального поведения, проявляющихся в несвоевременности и фрагментарности развития, что необходимо учитывать в работе с учащемся с ТНР.
Занимающиеся проблемами развития и воспитания учащихся c ТНР, отмечают, что у обучающихся с нормально развивающейся речью умения и навыки социального реагирования формируются последовательно на основе приспособлением их поведения к потребностям общения с окружающими, а у детей с нарушениями речи они в нужном объеме и качестве спонтанно не образуются, и происходит процесс их формирования, как правило, в более поздние сроки. Поэтому необходимо определенное воздействие, которое будет являться процессом направленного формирования социального развития.
В сложном комплексе нарушений развития при тяжелых нарушениях речи отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие учащихся должным образом не формируется. Для учащихся с тяжелым недоразвитием речи характерно следующее: недостаточная общительность; неумение устанавливать и развивать эмоциональные связи; снижение подражательной деятельности, самостоятельности; низкий уровень сформированности навыков самообслуживания; неустойчивость внимания; повышенная психическая истощаемость, утомляемость; нарушения поведения.
Особый этап социального становления и развития ценностно-смысловой сферы ребенка начинается с ее приходом в школу. Психологи и педагоги рассматривают начальный период школьного обучения, как наиболее важный для развития таких социальных качеств, как трудолюбие, работоспособность, чувство долга и ответственности. Если школьная социализация проходит успешно, то у ребенка развивается уверенность в собственных силах и стремление к достижению успеха, сопровождающееся адекватной самооценкой. В начальной школе ребенок занимает социальную позицию в системе формальных и неформальных отношений среди сверстников. Постепенно формируется собственный, относительно устойчив социометрический статус, который впоследствии может быть перенесен и в другие социальные группы. Нужно отметить, что именно в младшем школьном возрасте формируются также волевые механизмы регуляции общественного поведения — этот период является сенситивным для развития свободы. Для успешного социального развития важно также, чтобы ребенок смог достичь успеха в какой-либо деятельности.
Взаимозависимость и взаимообусловленность процессов социализации и воспитания раскрывается, прежде всего, за счет включения учащихся с ТНР в различные виды социальных отношений, формы жизненной деятельности, а также формирования сознания. Важно также направление усилий личности на познание самого себя, применения внутренних резервов. Процессы социального становления и развития ценностно-смысловой сферы личности должны носить прогнозируемый характер; их основой должна стать совместная деятельность семьи, школы, других социальных институтов в создании образовательного социализирующую пространства.
И. С. Зайцев отмечает что развитие всех аспектов самосознания, (познавательного — образ Я, эмоционального — самооценка, поведенческого — рисунок поведения), имеет определенную специфику [4]. Для учащихся с ТНР характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Нарушения в формировании социального поведения учащихся с ТНР тесно связаны с особенностями формирования эмоционально-волевой сферы, расстройства в эмоционально-волевой сфере снижают работоспособность учащихся в целом и приводят к явлениям социальной дезадаптации, в том числе оказывают негативное влияние на адекватное формирование готовности учащихся к принятию социальной роли среди сверстников и окружающего мира.
Таким образом, условием успешности социализации выступает полноценное общение учащихся с окружающими людьми, требующее от него владение языковыми средствами, коммуникативными навыками как обязательными компонентами социального взаимодействия. В свою очередь, затруднения социального характера могут препятствовать успешной компенсации и коррекции речевого дефекта, как в период накопления языковых средств, так и в процессе их продуцирования в межличностном взаимодействии. Процесс социализации учащихся с тяжелыми нарушениями речи в условиях специального образовательного учреждения будет успешнее, если будут созданы педагогические условия для социальной адаптации; если работу по социализации и интеграции в общество строить с учетом психологических особенностей таких детей; если использовать специально подобранные методы и приёмы формирования личности ребенка.
Литература:
- Выготский Л. С. Предыстория письменной речи // Антология гуманной педагогики. Л. С. Выготский. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. — 222 с.
- Гoлoвaнoвa, Н. Ф. Coциaлизaция и вocпитaниеpебенкa / Н. Ф. Гoлoвaнoвa. — CПб.:Pечь, 2004. — 272 c.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов: Пособие для логопеда.– М.: Владос, 2001. — 332 с.
- Зайцев И. С. Социальная адаптация детей с нарушениями речи / И. С. Зайцев // Дефектология.–2003.-№ 5.-с.107–115
- Иваненко С. Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения/ М.: Просвещение, 1984. — 144 с.
- Лещинская Т. Л. Лисовская Т. В. Механизмы социального включения ребенка с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями [Электронный ресурс] // Специальное образование Выпуск № XI. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/mehanizmy-sotsilnogo-vklyucheniya-rebenka-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-psihofizicheskimi-narusheniyami.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский.– М., 1982. — 255 с.