В статье рассматриваются вопросы соотношения функций уголовного преследования, обвинения и прокурорского надзора. На основании изучения доктринальных источников и российского законодательства предложен авторский подход к разграничению и соотношению указанных функций.
Ключевые слова: функция, прокурор, уголовное преследование, обвинение, прокурорский надзор
The article deals with the issues of the correlation between the functions of criminal prosecution, prosecution and prosecutor's supervision. Based on the study of doctrinal sources and Russian legislation, an author's approach to the delineation and correlation of these functions is proposed.
Keywords: function, prosecutor, criminal prosecution, prosecution, prosecutor's supervision
Исследования проблематики функции уголовного преследования и роли различных органов в ее реализации остаются одними из приоритетных не только в науке уголовного процесса, но и в рамках прокурорского надзора, правоохранительных органов и криминалистики. При разделении уголовно-процессуальных функций на три основных направления (обвинение, защита и разрешение уголовного дела — ч. 2 ст. 15 УПК РФ), процессуальным законодательством не было определено место уголовного преследования в данной системе, и в связи с этим нерешенным остается вопрос о соотношении уголовного преследования и обвинения. Отсутствует нормативное определение и классификация форм уголовного преследования, в рамках которых постоянно действуют специальные субъекты порой без достаточного понимания пределов своей компетенции, ограничивая тем самым права и законные интересы объектов изобличительной деятельности — подозреваемых, обвиняемых и подсудимых [8]. Например, нынешний правовой статус прокурора в сфере уголовного судопроизводства, как основного субъекта уголовного преследования, требует дальнейшего совершенствования в целях реализации внутренней государственной функции охраны прав и свобод человека и гражданина, всех форм собственности и правопорядка. Можно констатировать, что решение поставленного вопроса поможет определить реальную роль прокуратуры в механизме российского государства. Другие теоретические и практические проблемы заключаются в отсутствии четкого законодательного закрепления непосредственно уголовного преследования, его содержания, распространения на ту или иную стадии уголовного процесса и, соответственно, круга участников, его осуществляющих [1].
Под уголовно-процессуальной функцией понимается установленный уголовно-процессуальным законом вид деятельности того или иного участника уголовного судопроизводства, обусловленный его ролью, задачами и целью участия в деле. Уголовно-процессуальные функции реализуются соответствующими участниками уголовного судопроизводства посредством осуществления своих прав и исполнения обязанностей, предоставленных им уголовно-процессуальным законом, в предусмотренных законом формах, соблюдая при этом установленную законом процедуру. Именно в функциях проявляется специальное предназначение того или иного органа или должностного лица.
Уголовное преследование само по себе является функцией. По мнению П. С. Элькинд, функции — это определяемые нормами права и выраженные в соответствующих направлениях уголовно-процессуальной деятельности специальное назначение и роль ее участников [9; С. 4]. В. Н. Шпилев, полагает, что «…все лица, участвующие в уголовном деле, имеют установленные законом процессуальные функции» [2; С. 322] и рассматривает уголовно-процессуальные функции как «…урегулированные законом отдельные направления уголовно-процессуальной деятельности, в которых проявляется роль и специальное назначение участников процесса» [2; С. 322]. К основным уголовно-процессуальным функциям относятся: функция защиты, функция уголовного преследования и функция юстиции.
Следует сначала обратить внимание на доктринальные подходы к соотношению функций уголовного преследования и обвинения:
- Функция уголовного преследования и функция обвинения обозначают одну и ту же сферу деятельности, т. е. они тождественны и совпадают по-своему значению [6; С. 156].
- Функция уголовного преследования и функция обвинения находятся в определенном соотношении. Функция уголовного преследования соотносится с функцией обвинения как общее с частным: обвинение является одной из форм уголовного преследования [5; С. 48].
- Функция уголовного преследования помимо обвинения охватывает функцию предварительного расследования, начинает осуществляться на стадии возбуждения уголовного дела [7; С. 88–89].
По мнению О. М. Ефремовой, наиболее последовательно обосновывал функцию уголовного преследования как неравнозначную обвинению, а также расследованию дела A. M. Ларин [2; С. 323]. По его мнению, «…обвинение является одной из форм функции уголовного преследования, причем основной формой. Уголовное преследование прекращается при прекращении уголовного дела или постановлении приговора» [4; С. 25, 38]. На основе анализа научных источников и положений действующего УПК РФ, можно прийти к выводу, что функциями уголовного преследования является, во-первых, расследование (возложена на органы дознания и предварительного следствия) и, во-вторых, обвинение (возложена на органы прокуратуры и других участников стороны обвинения).
Понятие «обвинение», как уже отмечалось выше, закреплено в УПК РФ (п. 22 ст. 5 УПК РФ). Обвинение является составной частью уголовного преследования и берет свое начало лишь с момента принятия процессуального решения о привлечении лица в качестве обвиняемого. Поэтому рассматривать данные понятия, как тождественные друг другу, не представляется возможным. Под государственным обвинением понимается судебная форма уголовного преследования, выражающаяся в утверждении государственного обвинителя о виновности подсудимого в совершении инкриминируемого ему преступления, основанном на совокупности доказательств, собранных в результате предварительного расследования и указанных в обвинительном заключении или обвинительном акте, а также в ходе судебного следствия.
Таким образом, можно сделать вывод, что функциями уголовного преследования является, во-первых, расследование (возложена на органы дознания и предварительного следствия) и, во-вторых, обвинение (возложена на органы прокуратуры и других участников стороны обвинения). Для реализации функций уголовного преследования нельзя недооценивать значимость определенной формы. Уголовное преследование имеет следующие формы:
1) подозрение;
2) обвинение;
3) государственное обвинение;
4) частное обвинение;
5) предварительное расследование.
Функция уголовного преследования в деятельности прокуратуры в суде реализуется в виде поддержания обвинения, выражающегося в утверждении государственного обвинителя о виновности подсудимого в совершении инкриминируемого ему преступления, основанном на совокупности доказательств, собранных в результате предварительного расследования и указанных в обвинительном заключении или обвинительном акте, а также в ходе судебного следствия. На прокурора в соответствии со специальным законом возложена функция прокурорского надзора, обусловленная самим предназначением прокуратуры, выраженная задачах данного органа, характеризующаяся определенным предметом и направленностью прокурорской работы. Функция прокурорского надзора в суде первой инстанции выражается в проверке законности и обоснованности решений, приговоров и других актов в рамках рассмотрения уголовного дела. В рамках реализации обозначенной функции прокурор участвует в заседаниях суда, непосредственно в судебном разбирательстве по первой инстанции, в случаях и в порядке, предусмотренных законом, вносит представления. Фактически функция прокурорского надзора и уголовного преследования в судебном производстве осуществляются параллельно, но не совпадают, т. к. функция прокурорского надзора гораздо шире и обусловлена предназначением органов прокуратуры в целом. В отличие от защитника по делу прокурор обязан реагировать на любые нарушения закона при рассмотрении дела, что далеко не всегда связано с предназначением уголовного преследования — изобличением виновного лица.
Литература:
- Дорошков В. В. Общие и специальные полномочия прокурора в уголовном процессе // Мировой судья. 2015. № 11.
- Ефремова О. М. Функция юстиции и функция уголовного преследования как процессуальные альтернативы // Ученые записки Орловского государственного университета. 2012. № 4.
- Королев Г. Н. Теоретические и правовые основы осуществления прокурором уголовного преследования в российском уголовном процессе: автореф. дисс. д-ра юрид. наук. — Нижний Новгород, 2005.
- Ларин А. М. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. М., 1986.
- Лупинская П. А. Уголовный процесс. М., 1995.
- Строгович М. С. Уголовное преследование в советском уголовном процессе. М., 1951.
- Чельцов М. А. Советский уголовный процесс. М.: Госюриздат, 1951.
- Шишкина Е. В. Институт уголовного преследования: автореф. дисс. канд. юрид. наук. — Саратов, 2008.
- Элькинд П. С. К вопросу о функции обвинения в советском уголовном процессе // Вопросы теории и практики прокурорского надзора. Саратов, 1974.