В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.
Последние годы на фоне политической, экономической и социальной ситуации в стране, изменения произошли и в каждой семье. Переход экономики на рыночные отношения обусловил появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая нестабильность, рост числа безработных. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семей. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе, а именно: на становление личности самого ребенка, на образовательный процесс. В неблагополучных семьях дети больше всего подвержены к значительным психологическим и психическим травмам, которые оказывают негативные последствия для дальнейшей жизни, а именно девиации.
Под неблагополучной семьей необходимо понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».
Неблагополучные семьи делятся на следующие категории:
– семья с прямым типом неблагополучия (остроконфликтные, трудные семьи, асоциальные, и семьи с дефицитом общевоспитательных средств);
– семья с закрытым типом неблагополучия (представляют из себя вполне обычные семьи, которые не привлекают внимания и не вызывают нареканий со стороны общества, но морально-ценностные ориентиры и поступки родителей идут в разрез с общечеловеческими моральными и нравственными установками, которые и проявляются на нравственном уровне воспитывающихся в этих семьях детей).
Главная задача социального педагога — это оказание помощи в создании наилучших условий для развития школьника в физическом, социальном, духовно-нравственном и интеллектуальном плане, а также оказание помощи в сохранении неприкосновенности его личностного пространства, это содействие, посредничество и наставничество при контакте с ребенком и родителями, его окружением.
На первоначальном этапе работы с семьей необходимо провести ее социальную проверку, сформировать алгоритм помощи семье, разъяснить родителям некоторые проблемы, которые возникают при воспитании детей. По возможности необходимо предотвратить источники возникновения проблемы, как можно раньше выявить и ликвидировать первопричины, которые ее порождают, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического). Иными словами, работа ведется как со школьником, так и с его родителями. Работу с семьей заключается в следующем:
– изучение семьи и выявление существующих в ней проблем;
– обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
– знакомство с членами семьи и ее окружением, оценка их условий жизни;
– изучение личностных особенностей членов семьи;
– составление социального паспорта семьи;
– координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, центр социальной поддержки населения (отдел по работе с семьёй, опеке и попечительства) и т. д.);
– текущие и контрольные посещения семьи;
– выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Залогом успешной работы с родителями является не только четкое представление ее направлений и результата, но и распределение функций между специалистами, работающими с ребенком и его семьей.
Социальный педагог анализирует жизненную ситуацию семьи и при негативных обстоятельствах, определяемых неадекватным стилем воспитания, что в результате нарушает семейную микросферу, содействует их преодолению. Педагоги (классный руководитель, воспитатель) выполняют недостаток педагогической компентентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений. Педагог-психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, связанные с общением, личностными особенностями членов семьи, оптимизировать психологический климат в семье, преодолеть психологические барьеры в детско-родительских отношениях. Учитель-дефектолог содействует родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи. Учитель-логопед помогает родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи.
Социальная помощь включает три основных составляющих:
В работе с детьми и их родителями использую следующие формы работы:
– индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог)
– консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.
Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей.
Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения работы необходимо периодически отслеживать и в дальнейшем корректировать работу, по каждому отдельному случаю ведется документация.
К сожалению, имеются семьи, которые тяжело идут на контакт не только с социальным педагогом, классным руководителем или представителем полиции, поэтому не видя улучшения положения в семье, поведении ребёнка, семью ставят на учёт. Для контроля ситуации необходимо организовывать повторные контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Можно использовать другую форму работы — выступление на классных родительских собраниях с лекциями " Типы семей» и " Семейные взаимоотношения».
Если при подведении итогов своей продолжительной работы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность социальной работы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.
Общая задача всех специалистов — выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка, нормализовать семейный микроклимат, оптимизировать социальные контакты семьи, ребенка и общества.
Общим результатом успешной работы с родителями является создание и поддержание в семье коррекционно-развивающей среды для реализации возможностей развития ребенка.
Литература:
- Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2001
- Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов на Дону, 2005
- Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
- Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2005
- Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л. Я. Олиференко [и др.]. М., 2010. 256 с.
- Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2010. с. 144.