Работа социального педагога в образовательном учреждении с неблагополучными семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 29.04.2017

Статья просмотрена: 669 раз

Библиографическое описание:

Чичкова, Т. И. Работа социального педагога в образовательном учреждении с неблагополучными семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Т. И. Чичкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 309-311. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42873/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье отражена система работы социального педагога с неблагополучными семьями, в образовательном учреждении.

Последние годы на фоне политической, экономической и социальной ситуации в стране, изменения произошли и в каждой семье. Переход экономики на рыночные отношения обусловил появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая нестабильность, рост числа безработных. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Увеличение числа разводов и снижение рождаемости, рост преступности в сфере семейно- бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам из-за неблагополучного психологического климата в семье. На формирование личности огромную роль оказывает внутрисемейная жизнь, и не только взаимоотношения ребенка и родителей, но и самих взрослых. Постоянные ссоры между ними, ложь, конфликты, драки, деспотизм способствуют срывам в нервной деятельности ребенка и невротическим состоянием. Эти и другие признаки дезорганизации семьи свидетельствуют о кризисном состоянии ее развития на современном этапе и увеличении количества неблагополучных семей. Именно в таких семьях дети чаще всего получают серьезные психологические травмы, которые далеко не лучшим образом сказываются на их дальнейшей судьбе, а именно: на становление личности самого ребенка, на образовательный процесс. В неблагополучных семьях дети больше всего подвержены к значительным психологическим и психическим травмам, которые оказывают негативные последствия для дальнейшей жизни, а именно девиации.

Под неблагополучной семьей необходимо понимать такую семью, в которой нарушена структура, размыты внутренние границы, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, вследствие чего нарушается психологический климат в ней, и появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи делятся на следующие категории:

– семья с прямым типом неблагополучия (остроконфликтные, трудные семьи, асоциальные, и семьи с дефицитом общевоспитательных средств);

– семья с закрытым типом неблагополучия (представляют из себя вполне обычные семьи, которые не привлекают внимания и не вызывают нареканий со стороны общества, но морально-ценностные ориентиры и поступки родителей идут в разрез с общечеловеческими моральными и нравственными установками, которые и проявляются на нравственном уровне воспитывающихся в этих семьях детей).

Главная задача социального педагога — это оказание помощи в создании наилучших условий для развития школьника в физическом, социальном, духовно-нравственном и интеллектуальном плане, а также оказание помощи в сохранении неприкосновенности его личностного пространства, это содействие, посредничество и наставничество при контакте с ребенком и родителями, его окружением.

На первоначальном этапе работы с семьей необходимо провести ее социальную проверку, сформировать алгоритм помощи семье, разъяснить родителям некоторые проблемы, которые возникают при воспитании детей. По возможности необходимо предотвратить источники возникновения проблемы, как можно раньше выявить и ликвидировать первопричины, которые ее порождают, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического). Иными словами, работа ведется как со школьником, так и с его родителями. Работу с семьей заключается в следующем:

– изучение семьи и выявление существующих в ней проблем;

– обследование жилищных условий неблагополучной семьи;

– знакомство с членами семьи и ее окружением, оценка их условий жизни;

– изучение личностных особенностей членов семьи;

– составление социального паспорта семьи;

– координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, инспекция по делам несовершеннолетних, центр социальной поддержки населения (отдел по работе с семьёй, опеке и попечительства) и т. д.);

– текущие и контрольные посещения семьи;

– выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.

Залогом успешной работы с родителями является не только четкое представление ее направлений и результата, но и распределение функций между специалистами, работающими с ребенком и его семьей.

Социальный педагог анализирует жизненную ситуацию семьи и при негативных обстоятельствах, определяемых неадекватным стилем воспитания, что в результате нарушает семейную микросферу, содействует их преодолению. Педагоги (классный руководитель, воспитатель) выполняют недостаток педагогической компентентности родителей, дефицит педагогических знаний и умений. Педагог-психолог помогает преодолеть трудности в семейных отношениях, связанные с общением, личностными особенностями членов семьи, оптимизировать психологический климат в семье, преодолеть психологические барьеры в детско-родительских отношениях. Учитель-дефектолог содействует родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи. Учитель-логопед помогает родителям в выработке эффективных приемов обучения ребенка с ОВЗ в условиях семьи.

Социальная помощь включает три основных составляющих:

В работе с детьми и их родителями использую следующие формы работы:

– индивидуальная, групповая и фронтальная (примерами этих работ могут быть консультирование, дискуссионный диалог)

– консультирование — это ориентация детей и подростков по воспитанию культуры семейных отношений, по возрастным и индивидуальным особенностям психического развития с целью психокоррекции и профилактики отклонений от нормы в семейного благополучия.

Если семья не является инициатором взаимодействия с социальным педагогом, консультирование может проводиться в завуалированной форме. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально-организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы семьи, повысить ее реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к ребенку. Наряду с индивидуальными консультативными беседами применяются групповые методы работы с семьей.

Динамика изменений, происходящих в семье в результате проведения работы необходимо периодически отслеживать и в дальнейшем корректировать работу, по каждому отдельному случаю ведется документация.

К сожалению, имеются семьи, которые тяжело идут на контакт не только с социальным педагогом, классным руководителем или представителем полиции, поэтому не видя улучшения положения в семье, поведении ребёнка, семью ставят на учёт. Для контроля ситуации необходимо организовывать повторные контрольные посещения на дому, повторное проведение диагностических методик, консультации с детьми и родителями для определения уровня и степени ликвидации признаков неблагополучия. Можно использовать другую форму работы — выступление на классных родительских собраниях с лекциями " Типы семей» и " Семейные взаимоотношения».

Если при подведении итогов своей продолжительной работы заметна ликвидация факторов неблагополучия в семье, то это дает основание для снятия с учета семью. Чаще всего эффективность социальной работы наблюдается по следующим параметрам: у детей улучшилась успеваемость, сократились прогулы, эмоциональное настроение поднялось и общее психологическое состояние приблизилось к норме.

Общая задача всех специалистов — выявить и реализовать возможности родителей в воспитании ребенка, нормализовать семейный микроклимат, оптимизировать социальные контакты семьи, ребенка и общества.

Общим результатом успешной работы с родителями является создание и поддержание в семье коррекционно-развивающей среды для реализации возможностей развития ребенка.

Литература:

  1. Василькова Ю. В. Методика и опыт работы социального педагога: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М., 2001
  2. Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Ростов на Дону, 2005
  3. Методика и опыт работы социального педагога. М., 2001
  4. Методика и опыт работы социального педагога / Под. ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2005
  5. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л. Я. Олиференко [и др.]. М., 2010. 256 с.
  6. Олиференко Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. М., 2010. с. 144.
Основные термины (генерируются автоматически): семья, социальный педагог, родитель, неблагополучная семья, ребенок, классный руководитель, личностная особенность членов семьи, психологический климат, успешная работа, эффективный прием обучения ребенка.


Похожие статьи

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с детьми старших классов школы-интерната с нарушением слуха.

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...

Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.

Технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

В статье рассматриваются технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.

Похожие статьи

Организация взаимодействия образовательного учреждения с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья

Статья посвящена вопросу организации взаимодействия школы и семьи ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья. В материале описывается действующая система педагогического взаимодействия с образовательным учреждением, включение родителей в кор...

Профориентационная работа в школе-интернате с подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья

В статье описаны комплексные мероприятия по профориентационной работе с детьми старших классов школы-интерната с нарушением слуха.

Подготовка педагогов дошкольных учреждений к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье рассматриваются вопросы подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях инклюзивного образования, выделены педагогические компетенции, а также показано краткое содержание модульной програ...

Организация работы консультативного пункта для оказания психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ

Работа специалистов консультативного пункта направлена на тесное сотрудничество дошкольного учреждения с родителями и решение проблем воспитания, обучения, развития и оздоровления детей с ОВЗ. Обеспечение максимального сокращения социальной изоляции ...

Особенности педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

В данной публикации рассмотрены особенности педагогического взаимодействия педагогов, родителей и детей и влияние сотрудничества педагогов с родителями на взаимоотношения родителей с детьми.

Система работы воспитателей группы семейного типа с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Организация клуба выходного дня как одна из инновационных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

В статье отражен опыт работы клуба выходного дня в муниципальном дошкольном учреждении для семей воспитанников. Отражены направления работы и достигнутые результаты.

Технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

В статье рассматриваются технологии реабилитационной работы с безнадзорными детьми и подростками в ОКУ «Черемисиновский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних».

Сказкотерапия в работе с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

В статье рассказывается о применении метода сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье определяется актуальность проблемы использования здоровьесберегающих технологий для детей с ограниченными возможностями в образовательном процессе.

Задать вопрос