В статье рассматриваются такие категории в управлении персоналом, как: мотивация персонала, стимулирование трудовой деятельности и вовлеченность руководителей в трудовой процесс.
Ключевые слова: мотивация, стимулирование, трудовая деятельность, методы стимулирования, работник, руководитель
В настоящее время в нашей стране основной мотивацией труда, является материальное благо, рассматриваемое как средство выживания. Вследствие этого, сложно добиться высокой производительности труда и эффективного роста и развития квалифицированного персонала, отсутствует мотивация и инициатива работников. К сожалению, руководители редко принимают в расчет социальные последствия принимаемых решений, а сами решения часто носят не комплексный, а сугубо экономический или технический характер. Каждый руководитель понимает, что нужно стимулировать людей работать на организацию, при этом считает, что для этого достаточно только лишь материального вознаграждения. Не всегда такая политика бывает успешной, хотя по существу она верна.
Целью данной статьи является исследование существующих подходов мотивации персонала на предприятии, а так же выработка новых, современных методов мотивации. Рассмотрим, что оказывает влияние на мотивацию и стимулирование персонала. На мотивацию сотрудника оказывают влияние факторы мотивации. Они бывают внутренние и внешние. К внутренним факторам можно отнести самореализацию, самоутверждение, творчество, удовлетворение от выполненной работы. Внешними факторами мотивации могут выступать доход, продвижение по служебной лестнице, признание и положение в обществе. Таким образом, внутренние факторы служат для получения удовлетворения от имеющихся условий и объектов, а внешние направлены на приобретение отсутствующих объектов и обеспечение отсутствующих условий. Каждой организации, имеющей в распоряжения штат сотрудников, необходимо иметь внутренний документ регламентирующий систему мотиваций и стимулирования работников. Это необходимо для открытости организации. Таким образом, руководство становиться ближе к сотрудникам, и дает им уверенность в том, что в случае необходимости они будут услышаны и приняты. Через такой, казалось бы, простой документ решаются так же и социальные потребности в лидерстве и признании для самого сотрудника. Одного документа, конечно, для стимулирования работников недостаточно. Необходима налаженная система, которая позволит обеспечить необходимую мотивацию труда, то есть стимулирование работников предприятия к активной деятельности через удовлетворение их собственных же потребностей. Мотивация — это одна из главных функций менеджмента, которая является неотъемлемой для успешного выполнения, требуемых от руководства, задач. Именно от мотивации зависит качество продукции (услуг) и общее настроение рабочих. Классическая теория менеджмента рассматривает мотивацию, как процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, a также целей организации.
Важная роль в мотивации и стимулировании персонала также отводится руководителю организации, без соответствующего планирования, координации и контроля персонала невозможно сформировать конкретную мотивацию у подчиненных, а так же правильно стимулировать их. Работники, испытывая, неудовлетворенность занимаемой их должности или условий труда находятся в состоянии постоянного напряжения, что снижает их работоспособность. Для решения данной проблемы, рассмотрим принципиальные ошибки со стороны руководителей, которые влекут за собой последствия несоответствующего стимулирования и формирования неправильной мотивации у сотрудников.
Профессиональный руководитель должен учитывать все до мелочей, не оставлять без внимания внезапно возникший вопрос, ссылаясь на свою личную занятность.
Компетентный руководитель, который стремиться к успеху своей компании, должен углубляться во все детали, связанные с его трудовой деятельностью.
Каждый руководитель должен всегда быть готов при необходимости осуществить ту работу, которую он может потребовать от своих сотрудников.
Руководитель, взявший на себя всю славу за сделанную работу, должен отдавать себе отчет, в том, что его подчинённые могут возмутиться.
Грамотный руководитель всегда оценит труд своих работников по достоинству. Некоторые люди лучше работают, когда делают это не только ради денег.
Во всем мире людям платят не за знания, а за умение их применить или убедить других сделать это. Для формирования правильной мотивации и стимулирования персонала, руководителю следует соблюдать конкретные правила:
− определить задачи, для которых нужен конкретный сотрудник;
− дать четкие требования по выполнению определённой работы;
− сформировать краткосрочные и долгосрочные планы мотивации и стимулирования персонала.
Руководитель обязан вести себя достойно по отношению к своему персоналу, правильно настраивать и развивать сотрудников, избегать управленческих ошибок, связанных с управлением персоналом.
Литература:
- Сорочайкин А. Н., Управление персоналом, глоссарий: терминологический словарь / А. Н. Сорочайкин, Л. В. Ермолина. Самара: Изд-во «Самарский университет, 2012. – 104 с.
- Сорочайкин А. Н., Информационное общество и теория управления персоналом // Основы экономики, управления и права. № 1 (1) – с. 121–125.
- Бакирова Г. Х. Психология развития и мотивации персонала; Юнити-Дана — Москва, 2013. — 440 c.
- Википедия — свободная энциклопедия. URL: http://ru.wikipendia.org/wiki/.
- Управление персоналом — сайт Сергея Фишмана. URL: http://www.hrfaq.ru/.