Цели занятия: актуализировать знания детей о погоде осенью, об изменениях в природе, конкретизировать знания детей о проведении уроков развития речи, ведения диалога во время урока, учить правильно отвечать на вопросы, давать полные и краткие ответы. Дифференцировать звуки С и З в словах, словосочетаниях и предложениях, корректировать произношение этих звуков.
Занятие начинается с диалога по теме «Погода осенью».
— Какое сейчас время года?
— Сейчас … (осень, зима).
— Какое время года ты любишь больше?
— Больше я люблю … (осень, зиму, весну, лето).
— Какая сегодня погода?
— Сегодня … (солнечная, хорошая, ясная, пасмурная, дождливая) погода.
— Сегодня холодно?
— Да. Сегодня холодно. Нет. Сегодня прохладно.
— Сегодня холоднее, чем вчера.
— Да. Сегодня холоднее, чем вчера. Нет. Сегодня теплее, чем вчера.
— Вчера был дождь.
— Не было дождя. Да. Вчера был дождь.
—Посмотри на термометр и скажи, какая температура воздуха?
—Температура воздуха плюс (минус) … градусов.
Сначала диалог проводится слухо-зрительно. Если ребёнок затрудняется, не знает, как ответить на вопрос, ему предлагаются карточки с ответами, из которых он должен выбрать правильный ответ. Потом предлагаются картинки, чтобы ребенок сам смог найти правильные слова для ответа. По данному диалогу мною была создана презентация с картинками и ответами на вопросы. Ответы всплывают с помощью анимации.
Далее проводится дифференциация звуков «С» и «З». Сначала в слогах, открытых и закрытых, объясняю, что в конце слов звук «З» произносится как «С». Произносим эти звуки кратко и продолжительно. Потом произносим слова с этими звуками. Слова выбираю из тех, что будут часто употребляться на занятии. Далее выбираю 2–3 словосочетания. Например, разноцветные листья, интересный рассказ. И составляю предложение из этих словосочетаний или выбираю из текста данного занятия. Например, Ребята собирают разноцветные листья в букеты. Ира написала очень интересный рассказ. Учу читать предложение на одном дыхании, плавно. Также проводится работа по слуховому восприятию слов, словосочетаний и предложений на разном расстоянии от ребёнка.
Основную часть занятия составляет работа над текстом. На первом занятии проводится работа по знакомству с текстом и слуховому восприятию некоторых предложений из текста.
Далее предлагаю составить текст из разрезных предложений, учу пересказу. Если текст содержит диалог, разыгрываем его по ролям.
— Ты кем хочешь быть? (Я хочу быть учителем. Я хочу быть учениками.)
— Я буду учителем. Я буду учениками, Ирой, и т. д.
Для того, чтоб вызвать интерес к игре в диалог, связала куклы учителя и ребят, которые надеваем на пальцы в зависимости от выбранной роли.
Снова провожу работу над слуховым восприятием предложений из текста.
На следующем занятии учу отвечать на вопросы по содержанию текста, учу давать краткие и полные ответы, а затем пересказывать текст, опираясь на вопросы.
Вот текст из программы по РСВ и ФП для 3 класса школ I — II вида.
Текст. «На уроке развития речи. Осень».
Учительница: Ребята, вы выполнили задания по развитию речи?
Ребята: Да.
Учительница: А что было задано по развитию речи?
Ребята: Нужно было написать рассказ «Осень».
Учительница: Ира, прочитай свой рассказ.
Ира: Наступила осень. Погода солнечная, тёплая. На деревьях жёлтые, красные, оранжевые листья. Ребята собирают разноцветные листья в букеты.
Учительница: Ира написала очень интересный рассказ. Молодец!
Ира: Я ещё нарисовала осень. Вот посмотрите.
Учительница: Покажи всем ребятам.
Ребята: Как красиво!
Учительница: Ребята, посмотрите, какие разноцветные листья на деревьях. А вот ребята собирают листья в букеты.
Ира: И солнышко светит. Солнечная погода.
Учительница: Молодец, Ира!
Вопросы:
- Какой урок? (Урок развития речи).
- Что было задано по развитию речи?
- Кого учительница попросила прочитать рассказ? (Иру. Учительница попросила прочитать рассказ Иру.).
- Прочитай рассказ, который написала Ира.
- Как учительница похвалила Иру? (Учительница сказала...
- Что нарисовала Ира?
- Какие листья на деревьях нарисовала Ира? (Разноцветные листья. На деревьях Ира нарисовала разноцветные листья.).
- Что делают ребята на рисунке Иры? (Ребята собирают листья в букеты).
- Что ещё нарисовала Ира? (Солнышко. Ира нарисовала солнышко.).
- Какая погода на рисунке? (Солнечная погода. На рисунке …..).
- Что ты хочешь нарисовать про осень? (Я хочу нарисовать ….).
Ребёнок рассказывает, что бы он хотел нарисовать про осень, и если позволяет время, делает рисунок цветными карандашами.
Вот некоторые слайды моей презентации к данному тексту. Весь диалог всплывает с помощью анимации.
Литература:
- Программа для классов специальных коррекционных (образовательных) учреждений I — II вида под редакцией К. Г. Коровина, А. Г. Зикеева и др., 2006 г.
- Л. М. Быкова «Развитие связной речи глухих учащихся начальных классов», М., «Просвещение», 1989.
- Т. Р. Соколовская «Развитие слухового восприятия глухих учащихся», М., «Просвещение», 1987.