В общем смысле любой экономический союз подразумевает под собой один из видов экономической интеграции государств, имеющий определенные признаки: отмена таможенных пошлин в торговле между странами союза, форма коллективного протекционизма от третьих стран; наличие соглашений о свободе передвижения других факторов производства, т. е. финансового и человеческого капитала; наличие соглашений о гармонизации фискальной и монетарной политики.
Евразийский экономический союз был создан на базе Таможенного союза Евразийского экономического сообщества между Россией, Беларусью и Казахстаном для укрепления экономик стран-участниц, распад хозяйственных и экономических связей которых произошел при их выходе из СССР, и «сближения друг с другом», а также для модернизации и повышения конкурентоспособности стран-участниц на мировом рынке, увеличения спроса и конкурентоспособности производимых на данных территориях товаров для их массового потребления внутри ЕАЭС. Договор о создании ЕАЭС был подписан 29 мая 2014 года в Астане и вступил в силу с 01 января 2015 года [1].
В настоящий момент в состав ЕАЭС входят: Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия и Россия [3]. По словам В. В. Путина: «Евразийский союз открыт для работы со всеми нашими соседями, и в рамках СНГ открыт для наших партнеров и на востоке, и на западе» (выдержка из сообщения от 23.12.2014). Приоритетными направлениями развития отношений является проведение скоординированной политики в сельском хозяйстве, промышленности, транспорте и энергетике.
В связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации, продовольственного эмбарго, ужесточением контроля на таможенных постах при пересечении грузов с продовольственными товарами, вопрос влияния вступления в ЕАЭС на экономику всех стран-участниц является наиболее актуальным.
Макроэкономический эффект от интеграции стран в ЕАЭС создается за счет: снижения цен на товары, благодаря уменьшению издержек перевозки сырья или экспорта готовой продукции; стимулирование «здоровой» конкуренции на общем рынке ЕАЭС а счет равного уровня экономического развития; наращивания производства, благодаря увеличению спроса на товары; повышения окупаемости новых технологий и товаров благодаря увеличенному объему рынка; снижения уровня безработицы благодаря созданию новых рабочих мест; улучшения социальной и демографической политики за счет роста благосостояния населения стран-участниц ЕАЭС; сокращения государственных комитетов в поддерживаемых отраслях экономики за счет создания межгосударственных органов по координации и взаимодействию экономических субъектов в данных отраслях.
Но только ли положительный экономический эффект создается от интеграции стран в ЕАЭС?
Прежде всего, чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо оценить страны-участницы ЕАЭС с точки зрения легкости ведения бизнеса в соответствии с мировыми критериями Doing Business 2015–2016 гг. (таблица 1) [2].
Таблица 1
Оценка стран ЕАЭС по DoingBusiness за 2015–2016гг.
|
2015 год |
2016 год |
||||||||
Армения |
Белоруссия |
Казахстан |
Киргизия |
Россия |
Армения |
Белоруссия |
Казахстан |
Киргизия |
Россия |
|
Рейтинг легкость ведения бизнеса |
38 |
43 |
53 |
67 |
54 |
35 |
44 |
41 |
67 |
51 |
Регистрация предприятий |
3 |
39 |
53 |
28 |
34 |
5 |
12 |
21 |
35 |
41 |
Получение разрешений на строительство |
72 |
34 |
100 |
20 |
117 |
62 |
34 |
92 |
20 |
119 |
Подключение к системе электроснабжения |
96 |
85 |
68 |
161 |
53 |
99 |
89 |
71 |
160 |
29 |
Регистрация собственности |
14 |
6 |
25 |
7 |
8 |
14 |
7 |
19 |
6 |
8 |
Получение кредитов |
36 |
105 |
71 |
36 |
61 |
42 |
109 |
70 |
28 |
42 |
Защита миноритарных инвесторов |
46 |
54 |
64 |
33 |
64 |
49 |
57 |
25 |
36 |
66 |
Налогообложение |
41 |
60 |
17 |
136 |
50 |
41 |
63 |
18 |
138 |
47 |
Международная торговля |
58 |
25 |
121 |
82 |
169 |
29 |
25 |
122 |
83 |
170 |
Обеспечение исполнения контрактов |
36 |
29 |
14 |
136 |
5 |
28 |
29 |
9 |
137 |
5 |
Разрешение неплатежеспособности |
69 |
68 |
83 |
126 |
51 |
71 |
69 |
47 |
126 |
51 |
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что по показателю легкости ведения бизнеса страны-участницы Евразийского экономического союза находятся примерно на одинаковом уровне, однако, лучше всего данный показатель у Республики Армения, что связано с простотой регистрации предприятий и собственности на территории данного государства.
Республика Беларусь характеризуется практически невозможностью кредитования бизнеса со стороны коммерческих банков из-за государственной системы финансирования промышленных предприятий, отсутствия поддержки частного бизнеса и активного участия государственных регуляторов (банки, налоговая служба, контролирующие органы) в предпринимательской деятельности. Государство и банковская система полностью контролирует все финансовые потоки коммерческих предприятий и ограничивает свободу их использования действующим законодательством.
Республика Казахстан имеет приоритеты в области защиты прав миноритарных инвесторов, а также имеет гибкую систему налогообложения.
Наименее экономически развитой среди стран-участниц ЕАЭС является Республика Кыргызстан, которая наряду с легкостью регистрации собственности и получения разрешений на строительство промышленных объектов, пи отсутствии развитой энергетической отрасли, создает проблемы при подключении коммерческих предприятий к системе энергоснабжения, имеет высокие ставки налогов, слабое обеспечение исполнения контрактов и защиту инвесторов при разрешении вопросов неплатежеспособности.
Россия характеризуется наилучшим показателем по обеспечению исполнения контрактов, что связано с жесткой финансовой дисциплиной и развитой системой арбитражных судов, надежно защищающих права хозяйствующих субъектов. Кроме того, учитывая развитую систему энергетики, наличие свободных мощностей во многих субъектах федерации, Россия имеет лучший показатель по возможности подключения к системе электроснабжения, что позволяет организовывать энергоемкие предприятия со значительным объемом финансовых инвестиций. Необходимо отметить, что показатель международной торговли можно охарактеризовать как негативный, что связано с введением санкций и продовольственного эмбарго, взаимоотношений со странами Европы, Турции, являющихся основными поставщиками продовольственных товаров до начала импортозамещения на территории стран-участниц ЕАЭС.
Для защиты экономических интересов государств-участниц ЕАЭС от недобросовестной конкуренции и пресечения потока товаров, запрещенных к ввозу на территорию России из санкционных стран через сопредельные государства, в которых данные санкции не применяются, было принято решение об усилении таможенного, паспортного, фитосанитарного и ветеринарного контроля на таможенных постах данных государств. Необходимо обратить внимание на то, что таможенный контроль и таможенное оформление товаров на пограничных постах внутри ЕАЭС практически отменен, что является поводом для злоупотребления отдельными предприятиями полученных преференций.
Для оценки влияния вступления стран в Евразийский экономический союз на их экономическое развитие необходимо провести исследование приоритетных направлений в деятельности каждого государства-члена ЕАЭС и их прогнозных показателей.
Республика Армения.
Ухудшение ценовых условий, усиление рецессии в странах — торговых партнерах и снижение денежных переводов продолжают оказывать негативное воздействие на экономический рост республики Армения.
Несмотря на рост реальных заработных плат в государственном и частном секторе, рецессия в Российской Федерации будет сдерживать потребительский спрос ввиду сокращения факторных доходов и денежных переводов, а также сохранения на высоком уровне безработицы. Немаловажным является и тот факт, что динамика потребительских цен находится под влиянием продолжительного падения цен на энергоносители и продовольственные товары, а также укрепления реального эффективного обменного курса.
Республика Беларусь.
Сокращение экономического роста в республики Беларусь в 2015–2016 гг. проходило на фоне значительного падения спроса со стороны стран — основных торговых партнеров и отсутствия возможности реализации экспансионистской макроэкономической политики фискальными и монетарными органами. На данный момент Беларусь характеризуется замедлением инфляционных процессов, что стало результатом ужесточения денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, сокращения квазифискальных операций. Сохранение высоких в реальном выражении процентных ставок по кредитам оказывает ограничивающее влияние на инвестиции и спрос со стороны домашних хозяйств. Это сдерживает возможности роста бюджетных доходов, и, ввиду ограниченных возможностей по заимствованию на внутреннем и внешнем рынках, не позволяет увеличить расходную часть бюджета для стимулирования экономики.
Республика Казахстан.
В 2015 году рост экономики Казахстана замедлился вследствие ухудшения условий торговли, продолжения падения цен на нефть и металлы, снижения внешнего и более медленного роста внутреннего спроса в результате ужесточения финансовых условий и сокращения потребительского кредитования. В 2017–2018 годах на фоне восстановления внешнего спроса со стороны России и Евросоюза, постепенного роста нефтяных цен, а также начала эксплуатации шельфового нефтегазового месторождения в Каспийском море ожидается положительный рост экспорта и частного потребления. Реализация государственных проектов поддержки инвестиций в инфраструктурные проекты, программы индустриально-инновационного развития на 2015–2019 годы будут способствовать ускорению потенциального роста выпуска. В то же время вероятное нахождение нефтяных цен на уровне 30–50 долл./барр. в течение продолжительного периода ограничит возможности бюджетно-налоговой политики по стимулировании. Внутреннего спроса. В этих условиях в среднесрочном периоде ожидается усиление бюджетной консолидации, а среднегодовой прирост ВВП в 2017–2018 годах прогнозируется на уровне 1,8–1,9 %. Сохранение отрицательного разрыва выпуска, относительно низких цен на продовольствие на мировых рынках, а также стабилизация валютного курса будут способствовать снижению инфляции и ее нахождению в 2017–2018 годах в границах 6,0–6,2 %.
Кыргызская Республика.
В 2015 году экономика Кыргызстана столкнулась с существенным ухудшением внешнего спроса: замедлением роста в Китае и Казахстане, рецессией в России — стран, на которые приходится основная доля экспорта без учета золота. Негативная динамика выпуска в России и обесценение российского рубля привели к падению поступлений денежных переводов в долларах США в 2015 году на 25,8 %, что способствовало сжатию частного потребления и инвестиций, замедлению роста строительной отрасли — одного из основных источников несырьевого роста в 2012–2014 гг. Снижению курсов валют основных торговых партнеров, а также сокращение объемов добываемого золота и падение его цены обусловили обесценение сома в 2015 году почти на 30 % по отношению к доллару США.
После ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к ЕАЭС в августе 2015 года наблюдался прирост числа мигрантов на 6,7 % (с августа 2015 года по январь 2016 года). Одновременно наблюдалось сокращение числа безработных в экономике.
Российская Федерация.
В течение 2015 года, а также в начале 2016 года негативные тенденции в экономики России, усилившиеся на фоне резкого падения цен на нефть и продления режима санкций и ответных контрсанкций, несколько ослабли, а экономика постепенно смогла адаптироваться к новым экономическим условиям. Вместе с тем, внутренний спрос остается слабым. Отражая как сокращение реальных доходов домашних хозяйств, так и инвестиций частного сектора.
Среди факторов, формирующих слабое восстановление внутреннего спроса, остаются негативные ожидания инвесторов, связанные как с действием секторальных санкций, так и с сохранением на низком уровне потребительской и предпринимательской уверенности.
В целях поддержки уровни жизни населения и ключевых секторов экономики для выхода на траекторию устойчивого экономического роста Правительство РФ приняло программу антикризисных мер. Ключевым направлением, которой является поддержка российского производителя, особенно в сфере сельского хозяйства.
Постепенное смягчение кредитных условий в результате расширения операций бюджетного сектора при сохранении неизменной ключевой ставки Банка России способствовало снижению внутренних макроэкономических рисков, постепенному восстановлению кредитной активности банковского сектора. При поддержании в 2017–2018 гг. действующей направленности монетарной политики ожидается снижение инфляции до 6,2 % в 2017 году и 4,5 % в 2018 году.
Таким образом, формирование Евразийского экономического союза положительно сказалось на экономиках стран его участниц. Отмена таможенного контроля на пограничных пунктах и проведения досмотра перемещаемого через границу товара позволили обеспечить свободное передвижение сельскохозяйственной и промышленной продукции, ускорить сроки доставки товара, создать свободную конкуренцию и расширить ассортимент продуктов на внутренних рынках каждой из стран-участниц.
Учитывая значительный потенциал Российской Федерации, страны-участницы Евразийского экономического союза получили доступ к финансовым ресурсам российских банков через предприятия-партнеры, что не только позволяет поддерживать развитие предпринимательской деятельности в различных отраслях экономики, но и стабилизировать инфляцию, создать дополнительные рабочие места и обеспечить дополнительные социальные гарантии трудящемуся населению.
Отмена внутренних границ, взаимодействие в военной сфере, а также по линии специальных служб позволили перенаправить сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, для координации взаимодействия стран-участниц Евразийского экономического союза на усиление защиты внешних границ и борьбу с террористической угрозой, которая стала активно проявлять себя в последнее время.
Литература:
- Евразийский экономический союз (ЕАЭС) // Мировая экономика. URL: www.ereport.ru/articles/ecunions/eaeu.htm (дата обращения: 10.04.2017).
- Оценка бизнес регулирования // Всемирный банк. URL: http://russian.doingbusiness.org/ (дата обращения: 10.04.2017).
- Евразийский экономический союз (ЕАЭС) // Евразийский экономический союз (ЕАЭС). URL: http://www.eaeunion.org/#resources(дата обращения: 12.04.2017).