Недостатки произвольного внимания — одна из существенных характеристик познавательной деятельности при ЗПР. Одним из средств, используемых на коррекционно-развивающих занятиях по развитию произвольного внимания, может выступать моделирование. Моделирование является универсальным методом познания, так как даёт возможность понимания скрытых связей и отношений, делает возможным преобразование объекта и тем самым позволяет получить новую информацию об объекте.
Ключевые слова: задержка психического развития, внимание, моделирование
Дети с задержкой психического развития — весьма сложная и требующая пристального внимания педагогов категория дошкольников с нарушением нормального темпа познавательного развития и формирования эмоционально-волевой сферы.
Специфика внимания детей с ЗПР, выражающаяся в отсутствии сосредоточенности ребенка на предмете изучения, частой отвлекаемости, невозможности распределения внимания на разные виды деятельности, обуславливает необходимость формирования у них положительной мотивации к занятиям. С этой целью, необходимо создавать благоприятную обстановку на занятиях, устанавливать особый психологический контакт, стимулируя сотрудничество педагога-дефектолога и ребенка [3, c. 15]. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным возможностям ребенка, включать различные вспомогательные средства, активизирующие внимание и предупреждающие утомление, инертность психических функций.
Поиск новых средств, методов и форм работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, позволяющих при помощи современных технологий обеспечить формирование и развитие произвольного внимания у данной категории детей, одна из важнейших задач в сфере специального образования детей данной категории. Одним из таких средств может выступить моделирование.
Моделирование — наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.) [4, с. 7].
Метод моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым, Д. Б. Элькониным, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта [5, с. 23].
Под моделированием понимают процесс создания моделей и их использование при формировании знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов. Особенность моделирования как метода обучения в том, что оно выделяет, делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства связи, отношение объектов, которые являются существенными для понимания фактов, явлений при формировании знаний, приближающихся по содержанию и понятиям [6, с. 69].
Отечественные психологи и педагоги А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова и другие рассматривают моделирование как средство, позволяющее существенно повысить развивающий эффект обучения, его влияние на развитие психических процессов [1, с. 38].
В. И. Логинова под моделированием понимает процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях и связей объектов [4, с. 10]. И. Б. Новик характеризует моделирование как «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не интересующий нас объект, а вспомогательная, искусственная или естественная система, находящаяся в некотором объективном соответствии с познаваемым объектом, способная его замещать в определённом отношении и дающая при его исследовании в конечном итоге информацию о самом моделируемом объекте» [1, с. 41].
Моделирование, как считает О. М Дьяченко, — это, во-первых, деятельность, направленная на изготовление какой-либо модели; во-вторых, создание в уме плана будущей игры, сказки, постройке рисунка, т. е. планирование действий в форме образов — представлений, содержащих не все детали действительности, которую ребёнок хочет отобразить, а лишь её общее строение, соотношение частей [5, с. 30].
Моделирование, как указывает А. М Вербенец, это построение модели и её использование с целью познания нового путём отвлечения существенных свойств действительности из их многообразия, их абстрагирования и схематизации и их выражения при помощи заместителей [2, с. 40].
В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. Первоначально способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок — кашкой для куклы, а он сам — папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.
В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего, предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Это могут быть технические игрушки, в которых отражен принцип устройства механизма; модели построек. В настоящее время появилось много литературы, пособий для детей, где представлены модели, которые, например, знакомят с органами чувств (устройство глаза, уха), с внутренним строением организма (связь зрения, слуха с мозгом, а мозга — с движениями). Обучение с использованием таких моделей подводит детей к осознанию своих возможностей, приучает быть внимательными к своему физическому и психическому здоровью.
Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов- заместителей, графических знаков. Пример такой модели — календарь природы, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе. Педагог учит детей моделированию при составлении плана (комнаты, огорода, кукольного уголка), схемы маршрута (путь из дома в детский сад). Распространенными предметно-схематическими моделями являются чертежи, выкройки. Использование моделей возможно при условии сформированности у дошкольников умений анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться от несущественных признаков при познании предмета. Освоение модели сопряжено с активными познавательными обследовательскими действиями, со способностью к замещению предметов посредством условных знаков, символов.
Способность детей к моделированию успешно доказана в психологических и педагогических исследованиях Е. А. Агаевой, Л. А. Венгер, Н. Ф. Виноградовой, В. Г. Нечаевой, Л. И. Цеханская и др. Этот метод совершенно необходим при ознакомлении ребенка с социальным миром. Целесообразно научить детей составлять план-карту. Это может быть план-карта улицы, дороги в детский сад, участка дошкольного учреждения и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Этим же целям служат и задания типа «Составим маршрут предстоящей экскурсии». Для моделирования и конструирования можно использовать мелкий строительный материал, поделки из бумаги, игрушки или предметы-заменители [6, с. 72].
Моделирование и конструирование развивают мышление, воображение и готовят ребенка к восприятию карты мира и глобуса. Воздействие на повышение познавательной активности оказывает сочетание в данном методе словесного объяснения, практической реализации и игровой мотивации [4, с. 21].
Использование моделирования для дошкольников в настоящее время становится всё более актуальным. Цель обучения с его использованием — развитие внимания, памяти, воображения, мышления.
Модели, используемые в процессе коррекционно-развивающих занятий, должны соответствовать следующим педагогическим и гигиеническим требованиям:
− они должны обеспечить наглядное восприятие скрытых зависимостей явлений окружающего мира и подвести детей к их пониманию;
− должны быть изготовлены из материалов, безопасных для здоровья старших дошкольников и доступных чистке и дезинфекции;
− простота конструкций, надёжность, динамичность [6, с. 73].
Изложенный материал позволяет сделать вывод о значимости метода моделирования: использование его способствует развитию произвольного внимания, учит рассуждать, последовательно излагать материал, повышает наглядность и практическую направленность обучения ознакомлению с окружающим.
На современном этапе развития образования дошкольные образовательные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных, «облегченных» знаний об окружающем мире, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.
Выдающиеся психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, О. М. Дьяченко доказали возможность прямого развития детей с ЗПР при овладении действиями замещения и моделирования [1, с. 53]. Метод моделирования помогает ребенку с ЗПР зрительно представить абстрактные понятия, помогает научиться работать с ними. Цель использования данного метода состоит в обеспечении успешного усвоения детьми дошкольного возраста с ЗПР знаний об особенностях объектов окружающего мира, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.
Практическая значимость использования метода моделирования при обучении детей дошкольного возраста с задержкой психического развития состоит в следующем:
- Ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей с ЗПР характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование метода моделирования позволяет решить эту проблему.
- Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы над формированием произвольного внимания и памяти.
- Применяя графическую аналогию, дети учатся видеть главное, систематизировать полученные знания.
Последнее утверждение наиболее актуально для детей дошкольного возраста с ЗПР, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.
Таким образом, использование метода моделирования на коррекционно-развивающих занятиях с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР безусловно оправданно. Метод моделирования в данном контексте является универсальным средством обучения детей-дошкольников с ЗПР особенностям знаково-символической деятельности, умению передать полученную извне информацию об окружающей их среде с помощью доступных средств (моделей).
Литература:
- Блинова Л. И. Диагностика и коррекция образования детей с задержкой психического развития [Текст]: учеб. пособие / Л. Н. Блинова. — М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. – 136 с.
- Борисова Н. А. Исследование процессов замещения у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью [Текст] / Н. А. Борисова // Дефектология. — 2014. — № 1. — С. 38-44.
- Власова Т. А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 173 с.
- Использование моделей в образовательном процессе дошкольных учреждений [Текст]: Учебно-методическое пособие для студентов, педагогов дошкольных учреждений / Ж. Ю. Генко, Е. В. Гончарова, Н. Г. Капустина, Р. И. Капустина [и др.]. — Шадринск: Издательство ПО «Исеть», 1997. — 96 с.
- Никандров В. В. Метод моделирования в психологии [Текст]: учеб, пособие / В.В. Никандров. — СПб.: Издательство «Речь», 2003. — 55 с.
- Пепик Л. А Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии [Текст] / Л.А. Пепик // Дефектология. — 2014. — № 5. — С. 68-75.