Интерактивные и мультимедийные формы взаимодействия затрагивают сегодня практически все аспекты работы музея. Глобализация, инновационная экономика, проникновение онлайн-технологий в музеи, ориентированность общества на инновации и будущее стали основными движущими факторами развития музеев во всем мире.
Ключевые слова: музей, посетители, современные технологии, мультимедиа, интерактивность, медиа-тренды, будущее
Пожалуй, одним из основных вызовов 2017 года станет поиск новых способов уменьшить разрыв между посетителями и музейными экспонатами. Тренд последнего времени — отделение информации от самого объекта. Технические новшества ведут к социальному прогрессу и продуктивным связям между людьми и технологиями.
Музей будущего — это пространства интерактивного доступа к информации, несущую опыт культурного наследия. Проникновение онлайн-технологий в музеи, ориентированность общества на инновации и будущее — движущие факторы изменения, развития музеев во взаимосвязанном мире.
Рис. 1. Матрица трендов «Музей Будущего»
На основе разработанной матрицы трендов на тему «Музей Будущего» выделены основные тенденции, ускоряющие процесс внедрения мультимедийных технологий в современные музеи. Выявленные направления заставляют переоценить, призадуматься о том, как посетители воспринимают информацию.
- Технологии, обеспечивающие навигацию в помещении, внедряются в музеи уже более 20 лет во всем мире. Основная идея таких мобильных приложений: выдавать информацию только тогда и только тем, когда человек это хочет получать. И в этом смысле любые технологии имеют высокую привлекательность.
Смартфон способен предоставить актуальную информацию в зависимости от местоположения посетителя в музее. Качественно, с высокой точностью выполнена данная функция в мобильном приложении, разработанным Музеем Современного Искусства Сан-Франциско (см. рис. 2).
Рис. 2: Мобильное приложение SFMOMA APP. Официальный сайт музея современного искусства Сан-Франциско SFMOMA — sfmoma.org
Мобильное приложение показывает местоположение в галерее с максимальной точностью. Контент указывает на экспонаты, которые окружают посетителя. Получается, если постоянно ходить по музею с телефоном, в конечном счете посетители обратят внимание на то, что их смартфон действительно обогащает знаниями.
Следовательно, успешная навигация в помещении должна отвечать следующим параметрам:
− карта музея, которая работает с максимальной точностью;
− нестандартное мобильное приложение;
− выбор контента для посетителей;
− актуальная информация.
- Новые возможности просмотра видео. Следующая тенденция связана с достаточно большим пучком развития различных визуальных технологий, которые пользуются огромной популярностью. Под этой темой рассмотрим различные технологические решения. Объединяет их то, что они фактически вырвались за рамки привычного нам плоского экрана. Почему это важно для нас, для студентов? Потому что, самые популярные в мире социальные платформы решили, что у этих технологий есть будущее и их нужно поддерживать. Многие пользователи социальных сетей (Instagram, Facebook, Вконтакте, Skype) наверное заметили насколько переменчивы эти платформы в своих пристрастиях (см. рис. 3, 4). И наверняка все догадались, что теперь в приоритете видео-контент. Выходит, если встроить видео-ролик или гиф-анимацию в статью, которая, к примеру, будет размещена в аккаунте музея, то он будет привлекать большее количество подписчиков.
Рис. 3: Социальная страница музея SFMOMA в Instagram. Официальная страница на сайте «Instagram» музея современного искусства Сан-Франциско SFMOMA — instagram.com/sfmoma
Рис. 4: Социальная страница Политехнического музея в Vkontakte. Официальная страница на сайте «Вконтакте» Политехнического музея — vk.com/polytechmus
Исследователи Калифорнийского университета в Сан-Диего, подсчитали, что в среднем люди получают информацию 11,8 часа в день, если под информацией понимать теле- и радиовещание, видео, печатную продукцию, разговоры по телефону, компьютер, электронные игры и музыкальные записи [9]. Лишь малая толика уделяется новостям. И все больше времени мы проводим в социальных сетях, где узнаем о повседневных делах и передвижениях наших друзей и родных. Остальное время мы развлекаем себя, прослушивая музыку, просматривая телепрограммы и видеоролики на YouTube.
В информационных инструментах воплотилась идея уделять внимание музейным событиям, местным и глобальным. Для формирования полезного источника информации в музеях важно учесть важнейший фактор: предоставлять посетителям информацию не только ту, которую они хотят, но и ту, которая, возможно, им действительно нужна.[6]
Панорамное видео 360 градусов [1]
Технология сферического видео находится на том этапе развития, когда качественный результат могут добиться лишь профессионалы. На рис. 5 представлена комбинация из камер GoPro, которые обычно надевают спортсмены на шлем, катаясь на сноуборде. Не все браузеры справляются с задачей виртуальной реальности. Связано это с тем, что на рынке еще не появилась доминирующая конструкция, не принят единый стандарт, и поэтому проблемы с совместимостью платформ остаются не решенными.
Рис. 5: Ramers GoPro для панорамного видео
Основатель социальной сети Facebook опубликовал на своей странице видео поверхности Марса в формате «360 градусов».
Рис. 6: Публикация сферического видео Марка Цукерберга. Официальная страница на сайте «Facebook» Марка Цукерберга —facebook.com/zuck
Сферическое видео 360° позволяет посетителям увидеть: залы музеев, к которым трудно добраться на общественном/личном транспорте; лекции из научных архивов музея.
- Интересы массовых сообществ— сетевой эффект.[2]
Сегодня интернет дает людям широкие возможности высказывания своей точки зрения такими технологиями, которых не было в прошлом веке. Форсировать связь с посетителями возможно там, где единомышленники объединяются в сообщества. Их идеи, интересы, взгляды мгновенно распространяются в социальных сетях.
# — хэштэг (знак) стал неотъемлемой частью каждого интернет-пользователя. Рассмотрим кейсы на тему социальных проблем (акции, протесты) под знаком #хэштэг.
#svegliamuseo— Проснитесь музеи!
В Италии людей расстраивало то, насколько недружелюбны к посетителям музеи. И вот, итальянцы организовали так называемые «цифровые вторжения в музеи». Они ходили по музеям, фотографировали то, что им нравилось, выкладывали в интернет, сопровождали комментариями. По сути, взяли на себя одну из важных функций музея, для того, чтобы пристыдить музейщиков. Естественно, не всем музейщикам понравилась такая акция. Но все прекрасно понимают, что «Чёрный пиар — тоже пиар».
#DropBP— Капля нефти.
Многие годы Лондонский музей был под ударом активистов, возмущенных тем, что Британский музей принял пожертвования нефтяной компании. Люди приходили и разливали сырую нефть в вестибюле, и по всему интернету использовали один и тот же #хэштэг, активно очерняя репутацию музея и взывая к одному факту из жизни, что он принял деньги от не хорошей нефтегазовой компании. Раньше, безумцы такого рода особых проблем не вызывали и никакие влияния на масс-медиа они не производили. А сейчас все стало по-другому.
Британский музей ответил привычным ему методом: делать вид, будто ничего не происходит. Так решают проблемы, музеи, существующие с XVIII века. Безусловно, такая тактика в борьбе с активистами XXI века больше не работает и поэтому необходимо составлять долгосрочные программы.
Кейсы рассказывают классическую историю того, как музеи до сих пор не могут разобраться как же правильно и эффективно работать в мире, где каждый сам себе журналист. Несколько рекомендаций организации музейной деятельности при возникновении таких акций, протестов в рамках сетевых взаимодействий:
− проводить акцию «Пустой музей». Приглашать известных блогеров в нерабочие дни музея и отвечать на наболевшие вопросы, показывать интересные экспонаты;
− завести аккаунт музея в нескольких социальных сетях и обмениваться паролями с другими музеями, с сотрудниками, с известными людьми на некоторое время. Например, один музей, на своей социальной странице, выкладывает фото другого музея, тем самым, выражая проявление стремления музеев к солидарности.
Основные вопросы, которые освещает концепция социальной модели музея в интернет-сети:
− факторы, определяющие ценность музея в эпоху цифровых технологий;
− цифровое курирование — значимость коллекционирования и сохранения электронных ресурсов искусства и информации;
− дискуссии и лекции в музее — кто рассказчик, а кто слушатель?
− творчество, инновации и технологии — какая взаимосвязь существует между этими тремя понятиями?
− воздерживаться от технологий, виртуальных сообществ (геймеры, фанаты, блогеры) — технологии не могут решить все проблемы как в мире, так и в музее.
Социальные сети изменили наше восприятие действительности. Информация не главное, важно то, что объединяет людей с людьми, с событиями, с объектами. По сути информация — это социальная сеть объектов. Более ста лет назад приводились совершенно другие аналогии. Говорили, что музей — это агрегат, музей — это машина. Заметно, как сильно метафорический ряд поменялся. А значит, поменялись концепции, поменялось восприятие мира.
Литература:
- Материалы лекции «Музеи и цифровые технологии: контуры взаимодействия». Еврейский музей и центр толерантности. Лектор: музейный эксперт Эд Родли. Лекция организована в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Владимира Потанина. 7 декабря 2016 г.
- Официальный сайт музея современного искусства Сан-Франциско SFMOMA — sfmoma.org
- Официальная страница на сайте «Instagram» музея современного искусства Сан-Франциско SFMOMA — instagram.com/sfmoma
- Официальный сайт Политехнического музея — polymus.ru
- Официальная страница на сайте «Вконтакте» Политехнического музея — vk.com/polytechmus
- Этан Цукерман. «Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015 — с. 35.
- Falk J. H., Dierking L. D. The Museum Experience Revisited. — CA: Left Coast Press, 2013. P. 416.
- Jasmin Yu. Museum Display Design. — NY: Design media PL, 2010. P. 138.
- Roger E. Bohn and James E. Short, «How Much Information. Report on American Consumers», Global Information Industry Center of the University of California — San Diego.
[1] Материал на основе лекции «Музеи и цифровые технологии: контуры взаимодействия». 7 дек. 2016 г. Еврейский музей и центр толерантности. Лектор: музейный эксперт Эд Родли. Лекция организована в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Владимира Потанина.
[2] Материал на основе лекции «Музеи и цифровые технологии: контуры взаимодействия». 7 дек. 2016 г. Еврейский музей и центр толерантности. Лектор: музейный эксперт Эд Родли. Лекция была организована в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Владимира Потанина.