Развитие швейной промышленности на сегодняшний день происходит под сильным влиянием новых технологий. При этом в жестких условиях рыночной экономики поддерживать спрос на свою продукцию удается лишь тем игрокам, которые предлагают не просто качественные, но и оригинальные в эстетическом и дизайнерском плане изделия.
В настоящее время, мелкие и крупные предприятия уделяют все большее внимание логистической оптимизации, то есть ведется поиск наиболее выгодных и экономически менее затратных путей потока материальных ресурсов.
Конечно, швейная промышленность в России за последние годы продвинулась и в технологическом обеспечении. Но, в отличие от зарубежных производителей, те же автоматизированные и роботизированные линии чаще используются на конвейерах крупных предприятий, изготавливающих типовые изделия. [1]
В рамках проекта «Гражданский календарь импортозамещения» был проведен опрос покупателей на тему выбора одежды. В общероссийском опросе приняли участие 1500 человек в возрасте от 18 до 60 лет. Его результаты подтвердили, что российские марки имеют своего потребителя. По ряду характеристик россияне ценят отечественную одежду выше импортных аналогов.
«…опрос показывает, что ситуация далеко не плачевная, оценки удовлетворенности достаточно высокие и по многим параметрам конкурентны импортной одежде…», — отмечает положительную динамику директор Центра ОНФ по мониторингу технологической модернизации Анна Заборенко.
Выяснилось, что россияне ценят отечественного производителя за комфорт при носке, практичность, функциональность и износоустойчивость. [2]
По словам экспертов, опрошенных «Российской газетой», наша продукция уже отвоевала позиции у китайских товаров. Однако все еще уступает одежде и обуви из Европы. [3]
На следующем графике показана динамика производства продукции текстильного и швейного производства в России за период с 2010 по 2015 гг.
Рис. 1. *Госкомстат [4]
Можно отметить, что до 2014 года наблюдался умеренный рост производства, но затем произошел резкий спад.
«Если говорить об одежде, традиционно российских товаров больше в тех сегментах, где локальное производство исторически сильное и сохранились крупные предприятия с хорошими традициями. Это, например, мужские костюмы, верхняя одежда, трикотаж», — отмечает Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group. В этих категориях российское производство действительно может предлагать конкурентоспособный продукт в среднем ценовом сегменте, поясняет эксперт. [3]
«Анализ покупок, совершенных населением, говорит о том, что доля российской одежды пока занимает не более пятой части внутреннего рынка. Однако у отечественных производителей есть потенциал для развития. В натуральном выражении объем российских брендов вырос на 11 % по сравнению с 2014 г. Это, несомненно, обнадеживает», — отметила Анна Заборенко в 2016 г. [2]
Можно констатировать, что большинство отечественных малых швейных предприятий достаточно успешно перестроились и стали выпускать конкурентоспособные изделия. [5]
В последнее время отечественная швейная промышленность успешно кооперируется с зарубежными партнерами, выполняя заказы на производство по моделям и материалам зарубежных производителей. Такой подход к кооперации привлекает иностранных производителей, реализующих свою продукцию на российском рынке и рынках объединенной Европы.
C начала сентября 2015 года, согласно нашим обязательствам перед ВТО, в России снизились ввозные пошлины на несколько тысяч товарных позиций, в том числе более чем на 300 наименований товаров легкой промышленности. В Российском союзе предпринимателей текстильной и легкой промышленности (Союзлегпром) подчеркнули, что прямые потери отрасли от снижения пошлин составят около 25 млрд руб. и, как следствие, — снижение спроса на Российскую продукцию. [6]
Еще одной из причин снижения спроса является развитие в сегменте интернет-покупок, куда вслед за молодежью переместится и более взрослая аудитория. Уже сейчас в заказах «Алиэкспресс» на Москву приходится около 15 процентов заказов, все остальное — регионы. Это означает, что покупатели из других небольших городов уже привыкли к покупкам в интернете, а теперь полностью переключат свое внимание на приобретения за рубежом.
В целом эксперты прогнозируют рост импорта и нелегальных поставок товара из Китая и Юго-Восточной Азии для одежды массового и сезонного спроса.
«В России сейчас почти не производят качественные ткани и фурнитуру, кроме того, все швейное оборудование, за редким исключением, импортное, а это значит, что стоимость комплектующих также выросла» — уверен руководитель центра научно-исследовательской работы Российского университета кооперации Андрей Арно.
Действительно, последние 10 лет отрасль использовала китайские и европейские ткани, цены на которые выросли на 40-50 процентов соответственно росту доллара, евро и юаня. Более того, крупные сетевые российские бренды в сегменте mass market (O'Stin, FunDay, Sela, «Твое» и другие) свои производства сосредоточили в Китае. Еще больше страдают дизайнеры, выпускающие дорогую одежду: они отшивают свои коллекции в Италии и Турции, где расчет ведется в евро. [7]
Так же, причиной низких экономических результатов многих предприятий является отсутствие промышленной политики государства, неравные условия производства продукции и формирования цен по сравнению с зарубежными конкурентами-производителями. [10]
Райнхард Депфер, председатель Европейского Совета по экспорту модной одежды и текстиля (EFTEC), отметил, что реальный доход российского населения упал на 6,4 % за второй квартал 2015 года, и это главная причина того, почему потребители отказываются от покупок. [8]
Некоторые эксперты считают, что в России может произойти своеобразная реинкарнация вещевых рынков 90-х годов, поскольку сейчас у населения колоссальный спрос на дешевую одежду, пусть и не самого высокого качества. В любом случае, контрафакт на рынке текстильной продукции вырастет. Уже сейчас, уверяет министр промышленности и торговли России Денис Мантуров, доля легального импорта в легкой промышленности составляет 20-30 процентов, все остальное — это контрафакт и контрабанда. [7]
Чтобы добиться дальнейшего роста показателей отечественных малых швейных предприятий, необходимо развивать и углублять связи технологий и менеджмента на базе инновационных составляющих производственной деятельности. Решение этих вопросов позволит поднять отечественные малые швейные предприятия на новый, более высокий уровень развития. [5]
Перед работниками швейного производства необходимо поставить задачу — обеспечить выпуск изделий высокого качества, отвечающих требованиям моды и пользующихся большим спросом покупателей, что возможно только на основе модернизации производства.
Совершенствование швейного производства предусматривает внедрение высокопроизводительного оборудования, поточных линий, расширение ассортимента и улучшение качества одежды, выпуск изделий, пользующихся повышенным спросом. [9]
В настоящее время главная задача развития швейной индустрии состоит в повышении темпов и эффективности развития конкурентоспособного производства на базе ускоренного научно-технического прогресса. [10]
Одна из возможных мер решения проблем — перенос пошива одежды в Россию, поскольку рабочая сила здесь подешевела. Так, среднемесячная зарплата на текстильном и швейном производстве составляет 30 тысяч рублей, а в Китае зарплата работника текстильной фабрики с 2006 года выросла более чем в три раза, и сейчас равна примерно 700 долларам. [7]
На 2016 год была утверждена программа поддержки легкой промышленности (Распоряжение от 26 января 2016 года № 85-р). В рамках этого документа на поддержку отрасли выделено 1,5 миллиарда рублей. Одновременно Минпромторг России ведет активную работу по созданию механизмов для упрощенного доступа предприятий легпрома к кредитным средствам, программы федерального лизинга оборудования для предприятий легкой промышленности. [11]
Представители отрасли также просят облегчить доступ импортного сырья на рынок. По мнению Ларисы Каменской, владелицы одноименного модного дома, для этого следует обеспечить господдержку в виде гарантий и обнуления ввозных таможенных пошлин на те ткани, что не производятся внутри страны. Требуется также упростить саму процедуру таможенного оформления. «Внутри страны мы никогда не сможем производить текстиль для одежды, это огромная сложная работа, требующая высокой квалификации дизайнеров текстиля, технологов, трендсеттеров, химиков», — признает она, поэтому гораздо важнее развивать именно швейное производство.
Директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай Калмыков уверен: для развития легпрома требуется инфраструктурная работа — создание глобальных торговых площадок, например, при участии Почты России. В Китае интернет-гиганты Taobao и Aliexpress способствуют не только развитию местного производства, но и выстраиванию цепочки поставок и сбыта продукции за рубеж. «Существуют китайские Taobao-деревни, значительная часть населения в них сосредоточена на изготовлении товаров, которые впоследствии продаются через подобные электронные системы», — говорит эксперт. Нам также следует выстраивать распределенную сеть производства — как отдельных элементов изделий, так и итоговой продукции — по всей России. Так, по словам Калмыкова, можно обеспечить оптимизацию производственного процесса и стоимости товара, а также добиться удобства сбыта товаров в стране и за ее пределами.
Повышение эффективности малых швейных предприятий возможно за счет обеспечения более высокой гибкости производственных структур, позволяющих совместно изготавливать изделия на конкретного потребителя и мелкими сериями и обеспечивать мобильность и быстродействие при переходе на более широкий ассортимент изделий, что, в свою очередь, будет стабилизировать производственный процесс и улучшать его качественные показатели. Мировая практика показывает, что одежду эффективнее производить небольшими партиями на малых предприятиях. [12]
Решение задач, стоящих перед швейной промышленностью, требует больших и глубоких знаний от технологов. Без этих знаний невозможно внедрять новые технологические процессы швейного производства, необходимые для изготовления одежды высокого качества. [13]
Будем надеяться, что в перспективе нас ждет повышенный интерес со стороны зарубежных и российских инвесторов. Логотип «Сделано в России» набирает вес и авторитет, констатирует Анна Лебсак-Клейманс, гендиректор Fashion Consulting Group. Как показывает исследование FCG, если российскому покупателю со средним уровнем дохода предложить выбор: приобрести женскую блузку из 100-процентного хлопка аналогичного фасона, но отличающуюся только страной происхождения на этикетке, решение будет в первую очередь в пользу Италии и Германии, далее покупатели выберут Россию, Турцию и уже в последнюю очередь Китай.
Растет интерес к отечественным брендам одежды и обуви и со стороны так называемых байеров, которые закупают продукцию для магазинов. «Сегодня практически все мультибрендовые магазины объединяют на своей площади как иностранные, так и российские марки», — уточняет Анна Лебсак-Клейманс.
Раньше, по ее словам, у потребителей были негативные стереотипы по отношению к логотипу «Сделано в России». Такая одежда и обувь воспринималась как «не модная», не качественная. Сегодня эта установка меняется.
К тому же большинство торговых центров, столкнувшись с массовым исходом брендов, теперь в целом менее придирчивы к названиям своих арендаторов. Благодаря этому появилось большое количество небольших единичных розничных магазинов малых российских локальных брендов. [3]
Хороший шанс появляется у российских производителей. В полной мере об импортозамещении говорить не приходится: дизайнеры могут предложить европейское качество, в абсолютном большинстве случае, закупая ткани и фурнитуру за границей. Однако при этом цены у них все равно могут быть ниже, за счет экономии на всем остальном. В Союзе байеров считают, что главные проблемы российских предпринимателей заключаются в отсутствии выстроенных бизнес-процессов, маркетинговой поддержки и рекламы. Это может помешать им воспользоваться ситуацией и оперативно занять освобождающиеся ниши. [14]
С развитием малых швейных предприятий и сокращения массового производства изделий стали развиваться собственные уникальные технологии. Появился спрос на инновации в сфере технического оснащения основных и вспомогательных производств. [5]
Перспективно использование опыта известных дизайнеров: «Так, при содействии правительства Краснодарского края идут переговоры о возможном сотрудничестве местного швейного объединения «Александрия» и модного дома известного кутюрье Пьера Кардена», — говорит владелица швейного производства «Софиано» Ольга Косец.
Переговоры о локализации производства также ведутся с компаниями Zara и H&M. По ее мнению, давно назрела необходимость субсидирования легпрома, поскольку конкурировать в ценовой политике с Турцией, где отрасль активно поддерживается государством, непросто. [12]
Несмотря на умеренный рост, швейная промышленность остается на низком уровне. Главными причинами этого являются: устаревшее оборудование, отсутствие квалифицированных специалистов, малодоступность качественного материала и фурнитуры, недостаточная государственная поддержка. Решив эти проблемы, мы перейдем на новый уровень развития этого вида легкой промышленности. Таким образом, российские производители станут достойными конкурентами зарубежным торговым маркам.
Литература:
- Швейная промышленность как отрасль лёгкой промышленности. Технологии, оборудование и сырьё для швейной промышленности // fb.ru. URL: http://fb.ru/article/285315/shveynaya-promyishlennost-kak-otrasl-l-gkoy-promyishlennosti-tehnologii-oborudovanie-i-syir-dlya-shveynoy-promyishlennosti (дата обращения: 28.04.2017).
- Заборенко: Объем потребления одежды российского производства вырос на 11 % // Общероссийский Народный Фронт. URL: http://dptf.drezna.ru/theory/weaving/08_01/ (дата обращения: 28.04.2017).
- В России резко выросло производство одежды и обуви // fashionunited.ru. URL: https://fashionunited.ru/novostee/reetyeil/v-rossii-rezko-vyroslo-proizvodstvo-odezhdy-i-obuvi/2016091916166 (дата обращения: 28.04.2017).
- Кевеш А. Л., Базылева Е. Ю., Бражевская М. В., Власенко Н. А., Зарубина Е. В., Кулагина Е. В., Осьмаков В. С., Потявина Н. И., Роговая В. Я., Сабельникова М. А., Струкова В. Е., Суворов Е. В., Шустова Е. А. Производство основных видов продукции текстильного и швейного производства // Промышленность России. — М.: Федеральная служба государственной статистики (Росстат), 2016. — С. 182-183.
- Христофорова И. В., Архипова Т. Н., Деменкова А. Б. Швейная промышленность: проблемы развития, региональная дислокация и современные управленческие технологии малых предприятий // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). — 2015. — № 4-2 (24) / том 6 / 2015. — С. 275-276.
- Производство одежды и обуви снижается // Российская Бизнес-газета. URL: https://rg.ru/2015/08/18/odejda.html (дата обращения: 28.04.2017).
- Снижение доходов заставит россиян одеваться на вещевых рынках и заказывать товары через интернет // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2015/02/19/odejda/ (дата обращения: 28.04.2017).
- Российский рынок // FashionUnited.ru. URL: https://fashionunited.ru/novostee/beeznyes/rossii-skii-rynok-svet-v-kontse-tonnelya-ozhidaetsya-v-2016-2017-gg/2015090813300 (дата обращения: 28.04.2017).
- Швейная промышленность — Основные понятия // Дрезненская Прядильно-Ткацкая Фабрика. URL: http://dptf.drezna.ru/theory/weaving/08_01/ (дата обращения: 28.04.2017).
- Климова Н. В., Мелкумян А. Э. Развитие швейных предприятий России на основе модернизации производства // Фундаментальные исследования. — 2015. — № 2. — С. 1947–1953.
- Основные моменты программы поддержки легкой промышленности на 2016 год // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2016/09/22/programm2016/ (дата обращения: 28.04.2017).
- Как легкая промышленность идет по пути импортозамещения // Lenta.ru. URL: https://lenta.ru/articles/2016/08/19/legprom1/ (дата обращения: 28.04.2017).
- В России резко выросло производство одежды и обуви // Rg.ru. URL: https://rg.ru/2016/09/15/v-rossii-rezko-vyroslo-proizvodstvo-odezhdy-i-obuvi.html (дата обращения: 28.04.2017).
- Магазины отказываются от модной одежды // Эксперт Online. URL: http://expert.ru/2016/02/8/v-krizis-nosyat-prada/ (дата обращения: 28.04.2017).