Статья посвящена разработке графика координированного регулирования на участке УДС Тракторозаводского района улицы Николая Отрады в городе Волгограде. Разработан метод реализации «зеленой волны» для уменьшения транспортных задержек на рассматриваемом участке УДС на улице Николая Отрады.
Ключевые слова: организация дорожного движения, координированное управление, скорость транспортного потока, время задержки
Актуальность работы заключается в том, что описанные исследования направлены на совершенствование ОДД и повышение пропускной способности участка УДС. Рассматриваемый участок УДС — ул. Н. Отрады протяженностью 1890 м, на который приходится 9 светофорных объектов. Ул. Н. Отрады — продолжение пр. Ленина до дороги на г. Волжский. Идентификационный номер в Реестре автомобильных дорог Волгограда -18 401 390 ОП МГ К 004, протяженность (м) — 3290,4, тип покрытия проезжей части — асфальто-бетон. Николая Отрады — является магистральной улицей общегородского значения с регулируемым движением.
Схема организации дорожного движения:
1) исследуемый участок дороги является регулируемым и оснащен светофорами;
2) на участке дороги имеются регулируемые пешеходные переходы с нанесенной разметкой;
3) транспортные потоки улицы им. Н. Отрады прямого и обратного направления разделены двумя сплошными линиями.
Рис. 1. Светофорные объекты, рассматриваемые на магистральной улице
Расположенные на данной улице 9 светофорных объектов, 2 из которых предназначены для регулирования пешеходных потоков с нанесенной разметкой, 5 остановочных пунктов (в каждую сторону движения) вызывают транспортные задержки, которые характеризуются временем прохождения данного участка.
На рассматриваемом участке по ул Н. Отрады расположены 9 светофорных объектов (рисунок 1 слева на право):
1) Остановка ул. Коропоткина;
2) Пересечение с ул. Коропоткина;
3) Пересечение с ул. Менжинского (остановка Парк Памяти);
4) Пересечение с ул. Мясникова (остановка Новая Спартановка);
5) Центральная площадь (пешеходный переход);
6) Пересечение с улицами Богомольца и Кастерина (остановка гостиница Старт);
7) Пересечение с ул. Богомольца (пешеходный переход);
8) Остановка ул. Грамши;
9) Светофор, установленный на повороте к разворотному кольцу троллейбуса.
У каждого светофора свой цикл регулирования. Циклы регулирования и расстояния между перекрестками представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество перекрестков для координированного управления ирасстояния между ними
Номер перекрестка |
Название пересечения |
Расстояние между каждым перекрестком |
Расстояние между перекрестками |
Цикл работы светофора (зеленый-желтый-красный) |
0 |
Остановка ул. Коропоткина; |
0 |
0 |
37–3-22 |
1 |
Пересечение с ул. Коропоткина |
166 |
166 |
46–3-24 |
2 |
Пересечение с ул Менжинского |
200 |
366 |
55–3-28 |
3 |
Пересечение с ул Мясникова |
306 |
672 |
53–3-24 |
4 |
Центральная площадь (пешеходный переход) |
276 |
948 |
40–3-23 |
5 |
Пересечение с ул Богомольца, Кастерина |
256 |
1206 |
50–3-27 |
6 |
Ул. Богомольца (пешеходный переход) |
210 |
1416 |
51–3-25 |
7 |
Остановка ул. Грамши |
435 |
1851 |
70–5-37 |
8 |
Светофор установленный на повороте к разворотному кольцу троллейбуса |
39 |
1890 |
70–5-37 |
Координированным регулированием или принцип «зеленой волны», называется согласованная работа ряда светофорных объектов с целью сокращения задержки транспортных средств. Для организации координированного регулирования необходимы следующие условия:
наличие не менее двух полос для движения в каждом направлении;
одинаковый цикл регулирования на всех перекрестках, входящих
в систему координации;
расстояние между соседними перекрестками не должно превышать 800 м.(4)
Предложенная нами последовательность построения графика координированного регулирования заключается в следующем.
Перекресток, для которого получена максимальная длительность цикла, носит название ключевого — пересечение с ул. Коропоткина и дополнительный — пересечение с ул Богомольца, Кастерина. Расстояние между перекрестками равно 1036 метров.
Нами был рассчитан исходя из существующих характеристик дорожного движения (расчет в данной статье не представлен) цикл светофорного регулирования на пересечения ул. Н. Отрады и ул. Коропоткина, который представлен на рисунке 2.
Рис. 2. Принимаемый светофорный цикл
Далее определяем скорость движения автомобилей для организации зеленой «зеленой волны»:
где L — расстояние между основным и вспомогательным перекрестками;
n — число смещения;
TЦ — длительность цикла светофорного регулирования, с;
n*TЦ — смещение светофорного цикла, с.
Далее строим по вертикальной оси развертку ул. Н. Отрады. По горизонтальным осям, там, где располагаются светофорные объекты откладываем горизонтальнее оси. На горизонтальных осях, соответствующих, основному и вспомогательному перекрестку, от начала откладываем рассчитанный цикл регулирования. Затем необходимо соединить прямой соответственно начало и конец зеленого сигнала 1-ого цикл на основном перекрестке с началом и концом зеленого сигнала на3 цикле дополнительного перекрестка. Провести необходимое количество параллельных прямых через начала и конец зеленого сигнала светофора. Эти прямые характеризуют коридор движения автомобилей в обратном направлении.
Затем необходимо соединить прямой соответственно начало и конец зеленого сигнала 5-ого цикл на основном перекрестке с началом и концом зеленого сигнала на3 цикле дополнительного перекрестка. Провести необходимое количество параллельных прямых через начала и конец зеленого сигнала светофора. Эти прямые характеризуют коридор движения автомобилей в прямом направлении.
На горизонтальных осях, характеризующих расположение перекрестков с основной улицей, соединяем точку пересечения, наклонной прямой обратного направления движения, с точкой пересечения, наклонной прямой прямого направления, или наоборот. Получившийся отрезок — длительность зеленого сигнала светофора на данном пересечении. Оставшееся место между получившимися повторяющимися отрезками — длительность красного и 2 (или 1 и 0) сигналов светофора.
Полученный график по данной методике представлен на рисунке 3.
Однако, необходимо отметить, что зачастую при такой методике построения графика координированного регулирования, на пересечения для обеспечения беспрепятственного движения ТС необходимо постоянного горение зеленого сигнала светофора, или его (светофора) отсутствие.
Рис. 3. График координированного регулирования для скорости 27 км/ч (отсутствие светофора на остановке Коропоткина и на повороте на разворотное кольцо троллейбуса)
Вычислив значение скорости для «зеленой волны», были проведены натурные испытания для сравнения существующего скоростного режима и расчетного скоростного режима. Результаты испытаний представлены в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительная таблица скоростных режимов
Существующий скоростной режим |
Расчетный скоростной режим |
||
V |
T, |
V |
T |
60 км/ч |
3 мин. 40 с. |
27 км/ч |
3 мин. 50 с. |
40 км/ч |
3 мин. 57 с |
||
Как видно из таблицы 3, время движение при существующей организации дорожного движения 60 и 40 км/ч практически одинаково со временем движении при координированном регулировании при скорости 27 км/ч.
Организация координированного регулирования с предлагаемой скоростью движения имеет следующие преимущества:
– снижение скорости движения приведет к снижению тяжести последствий ДТП;
– автомобили при движении с меньшей скоростью производят меньше шума;
– при движении с постоянной скоростью расходуется меньше топлива и выделяется меньше отработанных газов, чем при режимах ускорение-замедление-работа на холостом ходе.
Литература:
- ГОСТ Р 52289–2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств. — Москва: Изд-во Стандартинформ, 2005.
- О безопасности дорожного движения [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ — Режим доступа: http://base.garant.ru/10105643/.
- Клинковштейн, Г. И. Организация дорожного движения / Г. И. Клинковштейн, М. Б. Афанасьев — Учебник для вузов. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва: Транспорт, 2009–132–134 с.
- Косолапов А. В., Жданов В. Л. Технические средства организации дорожного движения: Учеб. для вузов.– 3-е изд. — Кузбасвузиздат. — Кемерово, 1998. — 236 с.