Особенности формирования звукопроизношения у детей с зубочелюстными аномалиями | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 2828 раз

Библиографическое описание:

Чеберяко, Н. Е. Особенности формирования звукопроизношения у детей с зубочелюстными аномалиями / Н. Е. Чеберяко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 307-309. — URL: https://moluch.ru/archive/151/42992/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются причины возникновения зубочелюстных аномалий и их влияние на формирование звукопроизношения у детей.

Ключевые слова: звукопроизношение, зубочелюстные аномалии, артикуляционный аппарат

Сегодня все чаще и чаще в практике логопеда встречаются дети с аномалиями зубочелюстной системы. Коррекция звукопроизношения у таких детей возможна только при активном взаимодействии логопеда и ортодонта. В свою очередь, с каждым годом в стоматологии активно разрабатываются новые методики и технологии, способствующие исправлению нарушений зубочелюстной системы при своевременном обращении.

Вследствие дефектов периферического речевого аппарата могут встречаться такие нарушения как: нарушение прикуса, укороченная уздечка языка, аномалии зубов и многие другие. Чтобы устранить эти дефекты, должно быть организовано взаимодействие логопеда с врачом-ортодонтом, и, конечно, логопед должен ориентироваться в основах ортодонтии.

Коме того, для повышения эффективности логопедической работы и оптимизации этапов постановки и автоматизации звуков у детей, логопед должен знать анатомо-физиологические особенности артикуляционного аппарата, онтогенетические закономерности совершенствования артикуляционных отделов мышц, которые участвуют в формировании орального и артикуляционного праксиса [1, с. 69].

Реабилитация детей с дефектами и деформациями зубочелюстной системы, которые сопровождаются нарушениями звукопроизношения, — важная проблема детских стоматологов и логопедов. У таких детей формируются психоэмоциональные нарушения, отмечается отставание в физическом и психическом развитии, нарушается адаптация в организованных детских коллективах.

Так, нарушения прикуса могут быть более глубокой проблемой, чем просто неэстетичный внешний вид улыбки. Они могут спровоцировать неправильную работу височно-нижнечелюстного сустава, что ведет к щелчкам челюсти, бруксизму (неконтролируемому скрипу зубами во сне), головным болям, нарушениям осанки и даже плоскостопию [8, с. 44].

В исследованиях Водолацкого В. М. отмечается, что при нарушениях прикуса формируются наиболее грубые дефекты звукопроизношения. При дистальном наблюдается нарушение местообразования шипящих звуков. «Нижнее» произнесение Ш и Ж формируется вследствие опущения кончика языка и приобретает мягкий оттенок. Промежуток между задней частью спинки языка и твердым небом вызывает заднеязычное произношение. Достаточно часто встречается нарушение произнесения губных и губно- зубных звуков (п, пь, б, бь, м, мь, ф, фь, в, вь), переднеязычных взрывных (т, ть, д, дь), реже — р, рь.

Мезиальный прикус чаще сопровождается нарушением звукопроизношения свистящих и шипящих звуков. Это выражается в том, что взрывные переднеязычные звуки звучат смягченно.

Высокая частота нарушения звукопроизношения у детей с глубоким прикусом. Эти нарушения имеют характер призубного сигматизма, когда вместо всех шипящих, свистящих звуков и аффрикат произносятся переднеязычные взрывные звуки (т, ть, д, дь).

У всех детей с открытым прикусом имеются нарушения произношения, проявлявшиеся в том, что свистящие, шипящие звуки и аффрикаты произносятся как межзубные.

У детей 7 лет с перекрестным прикусом наблюдается появление бокового сигматизма. Причина этого нарушения связана с тем, что боковые края языка не прилегают к коренным зубам, и воздушная струя проходит не по средней линии языка, а через боковую щель.

Укороченная уздечка у всех детей приводит к нарушению звукопроизношения в результате затрудненного движения языка по направлению вверх, влево и вправо. Наблюдается «нижнее» положение шипящих звуков и всевозможные нарушения произнесения звуков Р, Рь. Среди искажений преобладают велярное и увулярное произношение. Наиболее частой заменой является замена на j (йот). В более тяжелых случаях (при значительном укорочении уздечки языка) оказывается нарушенным произнесении звуков верхнего подъема (шипящие, переднеязычные взрывные, сонорные) [4, с. 77–79].

Родителей волнует вопрос — подрезать короткую уздечку или нет? Логопеды единогласны в том, что лучше ее растягивать, чем оперировать, мотивируя свое мнение тем, что после операции на уздечке останется рубец, который также будет сокращать ее эластичность и подвижность. Кроме того, прооперированный ребенок еще долго будет опасаться выполнять артикуляционные упражнения для подъязычной связки, чтобы избежать некогда испытанных болевых ощущений.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных артикуляционных упражнений. Время ее нормализации зависит от того на сколько она короткая [6, с. 20].

Известно, что значительно легче предупредить возникновение аномалий, чем потом устранять их. Существует ряд факторов, обусловливающих их появление у детей, которые логопеду следует знать.

В возникновении зубочелюстных деформаций существенную роль играют уменьшение сроков естественного вскармливания и изменившийся характер пищи у детей. Естественное вскармливание является гарантом гармоничного развития зубочелюстной системы в послеродовой период.

Современная пища, принимаемая детьми в раннем возрасте, становится все более мягкой и податливой. Вследствие этого у ребенка сокращается время приема пищи, раньше возникает глотательный рефлекс, значительно уменьшается физическая нагрузка жевательного аппарата. В результате этого зубочелюстная система оказывается недостаточно нагруженной и как следствие — отставание ее в росте.

Причинными факторами возникновения аномалий зубочелюстной системы у детей являются эндогенные и экзогенные факторы, действующие на организм беременной женщины.

К эндогенным факторам, прежде всего, относится наследственность — 10–50 %. Данная категория больных тяжело поддается лечению и имеет склонность к рецидивированию лечебного результата.

К экзогенным причинным факторам относят ионизирующую радиацию, недостаток кислорода, воздействие высоких температур, нарушение питания и бактериальные заболевания, гинекологические хронические воспалительные заболевания, работу будущей мамы на производстве, связанном с изготовлением химических препаратов, прием медикаментов в лечебных целях и др. [2, c. 28-39].

Одной из причин, приводящих к аномалиям зубочелюстной системы, являются вредные привычки. В. П. Окушко определяет их как «часто повторяющиеся сокращения мышц околоротовой области языка, движения нижней челюсти, связанные с сосанием и прикусыванием пальцев, губ, щек, предметов, и привычки, связанные с нарушением функций жевания, глотания, дыхания и речи, а также привычки, связанные с нарушением позы тела, осанки, нарушением положения нижней челюсти, языка» [5, с. 11].

Следует отметить, что логопед обследует ребенка в период формирования зубочелюстной системы. Подозрение на наличие патологических состояний со стороны полости рта требует взаимодействия с врачами-специалистами (стоматологом, невропатологом, отоларингологом). Раннее выявление, лечение и устранение болезни способствует нормальному речевому развитию зубочелюстной системы и повышает эффективность логопедической коррекции [7, с. 16].

Знание логопедом особенностей строения артикуляционного аппарата, характерных для определенного периода развития ребенка, помогает определить факторы риска развития зубочелюстной системы и позволяет предположить наличие механической дислалии. Чаще всего отклонения артикуляционного аппарата проявляются в период сформированного молочного прикуса, когда у ребенка закрепляются вредные привычки [5, с. 4].

Известно, что от тяжести нарушения в строении периферического речевого аппарата зависит степень нарушения звукопроизношения. Однако, известны примеры, когда зубочелюстные аномалии не оказывают существенного влияния на звукопроизношение.

В исследовании Водолацкого В. М. и Соломатиной Г. Н. отмечается, что наиболее часто у детей встречается неправильное положение 1 зуба, т. е. поворот зуба вокруг своей оси, наклон зуба в стороны, низкое или высокое расположение зуба, отсутствие зуба. В большинстве случаев данная патология не оказывает существенного влияние на звукопроизношение. Лишь адентия 1 зуба в переднем участке приводит к появлению шипящего фона при произношении свистящих звуков, т. к. в этом случае происходит нарушение направленности воздушной струи.

Неправильное положение нескольких или группы зубов, т. е. скученное положение с промежутками между зубами, наклон зубов в стороны, низкое или высокое расположение зубов, отсутствие зубов. Чаще всего такая патология обуславливает дефектное произношение. При данном дефекте, как и при неправильном положении 1 зуба, грубых нарушений произношения обычно не выявляется. Адентия двух или более резцов может вызвать проявление межзубного сигматизма, так как язык при произношении свистящих и шипящих звуков находится в образовавшемся пространстве.

Скученное положение зубов может привести к нарушению местообразования свистящих звуков и звука [ц]. Вследствие неправильного положения нескольких зубов может присутствовать диастема, наличие которой приводит к нарушению прохождения воздушной струи при произнесении свистящих и шипящих звуков, которые приобретают избыточный шум [3, с. 45–46].

Таким образом, наличие зубочелюстной аномалии не всегда обусловливает дефект звукопроизношения, притом, что зубочелюстных аномалий, способствующих их появлению, существует большое количество. Задача логопеда — квалифицированно исследовать состояние артикуляционного аппарата ребенка, выявить отклонения от нормы в его развитии и определить зависимость формирования звукопроизношения от той или иной аномалии, что позволит незамедлительно направить ребенка к ортодонту.

Проблема коррекции зубочелюстных аномалий стала причиной взаимодействия логопедов и ортодонтов. При своевременной и слаженной работе этих специалистов можно добиться хорошего результата — предупредить и скорректировать нарушения звукопроизношения, обусловленные зубочелюстными аномалиями.

Литература:

  1. Бакиева Н. З. Анатомо-физиологический аспект развития орального праксиса в онтогенезе (с момента рождения до 5 лет) / Н. З. Бакиева // Дефектология. — 2016. — № 2. — С. 69–75.
  2. Водолацкий В. М. Зависимость дефектов звукопроизношения от характера и степени тяжести зубочелюстной патологии в детском возрасте // Логопед. — 2008. — № 2. — С. 28–39.
  3. Водолацкий В. М., Соломатина Г. Н. Влияние зубочелюстной патологии на состояние звукопроизношения у детей // Логопедия 2006. — С. 45–47.
  4. Водолацкий В. М. Частота и особенности нарушений звукопроизношения у детей с дефектами и деформациями зубочелюстной системы // Стоматология. — 2007. — № 2. — С. 77–79.
  5. Григорьева В. П. Ортодонтия для логопеда // Логопед. — 2006. — № 6. — С. 4–21.
  6. Кузнецова М. Г. Мудрое решение проблемы «Короткой уздечки языка» // Логопед в детском саду: научно-методический журнал. — Б. м. — 2016. — № 1. — С. 19–21.
  7. Мастерова И. В. Особенности логопедической работы с детьми в период сменного прикуса // Логопед. — 2015. — № 2. — С. 16–19.
  8. Тихомирова Ю. Прикус в рассрочку // Огонек. — 2014. № 20 / 26 мая. — С. 44.
Основные термины (генерируются автоматически): зубочелюстная система, ребенок, артикуляционный аппарат, нарушение звукопроизношения, неправильное положение, аномалия, звук, нарушение прикуса, естественное вскармливание, нижняя челюсть.


Похожие статьи

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата.

Миогимнастика как профилактика нарушений речи у детей

В статье рассказывается о причинах нарушения звукопроизношения у детей, вызванных дефектами органов артикуляции и мерах их профилактики.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Антропометрические характеристики и вариабельность сердечного ритма у школьников при сколиозе

В статье представлены результаты антропометрических исследований и исследований отдельных показателей сердечно-сосудистой системы школьников, имеющих деформации позвоночника в начальной стадии заболевания.

Похожие статьи

Методы диагностики нарушений звукопроизношения у детей с дислалией

Данная статья посвящена изучению методов диагностики нарушений звукопроизношения у детей с нормальным слухом и сохранной иннервацией речевого аппарата.

Миогимнастика как профилактика нарушений речи у детей

В статье рассказывается о причинах нарушения звукопроизношения у детей, вызванных дефектами органов артикуляции и мерах их профилактики.

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

В данной статье рассматривается сущность и особенности такого дефекта звукопроизношения, как дизартрия. Рассмотрены характерные особенности дизартрии, её классификация. Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Предупреждение развития приобретенной патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

В статье раскрывается характеристика факторов, влияющих на формирование осанки дошкольников, возрастные особенности детского организма как предрасполагающие моменты к развитию патологии опорно-двигательного аппарата.

Причины задержки развития речи (ЗРР) в дошкольном возрасте

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения

Статья посвящена проблеме коррекции нарушенного звукопроизношения с помощью современного метода речедвигательной гимнастики. Рассматривается звукопроизношение как один из компонентов языковой системы и его механизм, а также указываются цели, задачи и...

Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье раскрываются отличительные особенности развития слуховой памяти у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Обучение и воспитание детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

В данной статье рассматривается коррекционная работа с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Выделены этапы логопедической работы, а также их содержание.

Антропометрические характеристики и вариабельность сердечного ритма у школьников при сколиозе

В статье представлены результаты антропометрических исследований и исследований отдельных показателей сердечно-сосудистой системы школьников, имеющих деформации позвоночника в начальной стадии заболевания.

Задать вопрос