Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный язык в языковом центре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №17 (151) апрель 2017 г.

Дата публикации: 01.05.2017

Статья просмотрена: 1258 раз

Библиографическое описание:

Халяпина, В. В. Проблема поддержания мотивации у изучающих иностранный язык в языковом центре / В. В. Халяпина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17 (151). — С. 302-305. — URL: https://moluch.ru/archive/151/43011/ (дата обращения: 18.12.2024).



При длительном изучении иностранного языка наблюдается снижение интереса к обучению. Чтобы изучить проблемы интеграции мотивации в образовательный процесс, необходимо рассмотреть способы объединения познавательного интереса с изучением иностранного языка, сделать мотивацию неотрывной сущностью процесса, единственным ключом к знаниям.

Ключевые слова: индивидуальный подход, мотивация и ее виды, иностранный язык, долгосрочная мотивация, проблемы мотивации, учебная мотивация, учебные мотивы, мотивация к изучению иностранного языка, внутренние и внешние мотивы

Современный уровень развития российского общества и возрастающая конкуренция предъявляют особые требования к обучению иностранному языку, вызывая необходимость такого подхода, который позволит приобрести более глубокие знания для поддержания востребованности учащегося как специалиста в своей области, способного свободно выражаться на иностранном языке. Далеко не все учащиеся способны планировать своё профессиональное будущее, поэтому приоритетной задачей учителя или преподавателя является сформировать и поддержать мотивацию в изучении языка. Таким образом, проблема развития познавательного интереса чрезвычайна важна в настоящее время, в силу высоких требований предоставляемых учащимся. Уже давно мотивация вместе с умственными способностями учащихся является ключевым фактором, влияющим на изучение иностранного языка. Это означает крайнюю необходимость изучения не только того, как интерес влияет на изучение языка, но и как усвоение знаний, учебный процесс влияют на мотивацию. Таким образом, преподаватели должны наиболее подробно изучить факторы, влияющие на мотивацию учащихся именно потому, что эта ответственность целиком лежит в зоне их компетенции и контроля.

К сожалению, с течением времени даже у самых мотивированных студентов наблюдается потеря интереса к изучению языка, даже если результаты обучения превосходят все ожидания. Чем успешнее ученик становится в иностранном языке, тем меньше интереса он будет применять к учебе, тем более ему будет казаться ненужность дальнейших занятий, хотя, конечно, здравый смысл будет подсказывать, что до идеального знания ему еще далеко. В этом видится проблема того, что мотивация по сути, хоть и связана, но стоит несколько отдельно от образовательного процесса. И в то же время наблюдается обратная зависимость. Чем труднее дается ученику знание языка, тем больше усилий он может прикладывать к его овладению и тем легче преподавателю будет его заинтересовать. [11, c.38]

Традиционно этот вопрос разбирается либо в ключе рассмотрения способов и путей формирования мотивации, либо изучения ее структуры и компонентов.

Существует много определений и трактовок понятия мотивация при изучении иностранного языка. Сложность и многоаспектность проблемы мотивации обусловливает множественность подходов к пониманию ее сущности, природы, структуры, а также к методам ее изучения.

Учебная мотивация — это движущая и ведущая сила процесса развития личности, ее познавательных потребностей [4], это не сумма мотиваций отдельных предметов, а новое более сложное образование, имеющее свои специфические признаки [2]. Хармер [7, c.3] объясняет мотивацию как «внутренний стимул», который заставляет что-либо делать, если наша цель стоит того и привлекательна для нас, и действие по достижению ее будет считаться «обусловленным мотивацией». Лайтбаун и Спада [9, с.56] отмечают, что мотивация в обучении иностранного языка довольно сложна для изучения, что объясняется двумя факторами: коммуникативными потребностями учащегося и их отношением к культуре изучаемого языка. Кроме того, Парсонс, Хинсон и Браун [10, c. 28] определяют мотивацию как важный компонент в процессе обучения. Обучение и мотивация имеют одинаковое значение для достижения поставленной цели. Обучение заставляет нас приобретать новые знания и навыки, а мотивация подталкивает нас или побуждает нас проходить процесс обучения.

Исходя из вышесказанного можно отметить, что на мотивацию оказывают влияние на следующие факторы:

‒ причины, побудившие людей начать изучать иностранный язык;

‒ продолжительность ожидаемого изучения;

‒ насколько усердная предполагается работа.

Не подлежит сомнению тот факт, что мотивация важна в изучении иностранного языка, так как она делает изучение его успешным. Непосредственно на изучение языка действует много факторов. Некоторые из них включают:

1) интерес к культуре страны изучаемого языка;

2) осознание пользы приобретенных знаний, например для работы, получение хорошей оценки;

3) положительные эмоции при изучения иностранного языка: уверенность в своих силах, независимость учащегося, чувство ответственности за свой процесс обучения;

4) поддержка близких людей, а также преподавателей, общества;

5) интерес к учебному процессу, содержимому курса, личности учителя, его методам. [11]

Мэри Спатт и Алан Пулвернесс, профессора Кембриджа, занимающиеся подготовкой преподавателей ESOL, считают, что мотивация может проявляться сильнее в одной или нескольких сферах, или же может быть сбалансирована. Мотивация одного учащегося отличается от побуждения другого. Заинтересованность в изучении языка может исходить от знакомства с учителем, чья личность является привлекательной для ученика. Но также верно и следующее утверждение, что мотивация может меняться с возрастом, так как некоторые факторы могут потерять важность для изучающего иностранный язык. Исходя из выше сказанного, необходимо отметить, что мотивация должна непрестанно поддерживаться и обновляться.

При изучении родного языка в раннем возрасте дети не встречают проблем на своем пути (при условии, что они росли в благополучном окружении), в то время как изучающие иностранный язык могу столкнуться со сложностями. Считается, что учащиеся, обладающие такими качествами как открытость, общительность, в большей мере применяют изучаемый иностранный язык для общения. Изучая взаимосвязь можно прийти к выводу, что у лиц с высоким уровнем мотивации присутствует высокий уровень правильных ответов по материалу, так называемая прямая зависимость. Но также может наблюдаться и обратная зависимость, когда уровень знаний выше у лиц с низкой мотивацией. Это может быть связано с тем, что при оценке мотивации методом анкетирования, такие вопросы как «Как часто вы используете иностранный язык за пределами класса» подразумевают частое использование для тех, кто наиболее заинтересован в изучении. И это звучит довольно логично. Но, к сожалению, здесь не ставится разграничения в мотивации, как желание применять знания и мотивацией как необходимостью их использовать, что и приводит к таким результатам. Поэтому такие данные должны быть оценены очень внимательно. Возникает закономерный вопрос: мотивация служит причиной успеха или успех в начале пути послужил толчком к мотивации. [9, с.86]

Зарубежные и отечественные учёные выделяют два вида мотивации изучения иностранного языка — внешнюю и внутреннюю. Мотивы, не связанные с деятельностью напрямую будут считаться внешними, в противовес им, мотивы, имеющие непосредственное влияние, считаются внутренними. В идеальном случае развиваются оба вида мотивации. Внешние мотивы могут быть подразделены на социальные и личностные: мотивы оценки, успеха (выполняемая работа делается ради похвалы, оценки), самоутверждения, принуждения (деятельность должна быть выполнена в силу давления со стороны). Несмотря на то, что внешние стимулы достаточно сильны, внутренняя мотивация представляет одну из самых эффективных движущих сил познания. Внешняя мотивация может быть отложенной, рассчитанной на достижение конечного результата учения. Внутренняя мотивация является актуальной, и весь учебный процесс должен быть построен таким образом, чтобы на каждом занятии учащиеся испытывали радость от удовлетворения потребностей, в нашем случае иностранного языка. [1]

Традиционно выделяется четыре характерных проявления внутренней мотивации:

‒ стремление к чему-то новому. Но сама новизна, по сути, может быть разделена на абсолютную, встречающуюся первый раз в опыте человека, и новизну, как необычное сочетание знакомых раздражителей. Для изучающих иностранный язык в языковом центре, можно использовать их школьные предметы, как гуманитарные, так и естественно-научные в качестве преподавания уже знакомого материала, при незначительном добавления актуальной информации, для расширения кругозора, для возможности посмотреть на предмет со стороны их зарубежных сверстников;

‒ стремление к эффективному освоению мира. Чувство удовольствия от успешного выполнения какого-либо дела — огромный побудитель внутренне мотивированной активности. Достичь этой способности и можно только через обучение. При благоприятных условиях у человека появится внутренняя мотивация к тому, чтобы научиться чему-нибудь новому. Более высоким уровнем стремления к эффективному освоению мира является тенденция к созиданию, конструированию, совершенствованию, способности создать что-либо новое. У учащихся должно появится ощущение новизны, происходящего прогресса;

‒ стремление к самоопределению. Проявляется в стремлении личности ощутить себя хозяином своей деятельности, иметь непосредственное влияние на результаты. У учащихся должно появится чувство ответственности за своё обучение, они должны научится делать выводы, совершенствоваться самостоятельно или с помощью преподавателя;

‒ самореализация, то самое творческое «Я», требующее своего проявления и реализации. Является одной из главных, побудительных сил личности в её деятельности, через которую и проявляется самоопределение.

Также необходимо отметить и коммуникативную мотивацию. Существует ряд потребностей коммуникативного характера, такие как: использовать иностранный язык при разговоре с носителями этого языка, читать художественную литературу, писать письма. Но, несмотря на то, что этот тип мотивации бывает очень ярко выражен, его сложнее всего сохранить. Субъективно обнаруживается в эмоциональном тоне, который приобретает процесс познания [2]; в динамике своего развития может превращаться в склонность, как проявление потребности в осуществлении деятельности, вызывающей интерес.

Таким образом, отечественные и зарубежные учёные рассматривают мотивацию, как сложную разно уровневую систему, имеющую специфические особенности на различных этапах жизни человека.

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод, что у каждого учащегося может быть, свой, сформированный комплекс мотивов учебной деятельности в целом и иностранного языка в частности. Поэтому, можно говорить о том, что каждый учащийся находится на индивидуальном уровне сформированности мотивации изучения иностранного языка.

Доктор педагогических наук В. Н. Кругликов выделяет следующие принципы формирования положительной мотивации у студентов. К этим принципам относятся:

‒ создание имитационных и социально-игровых моделей с максимально возможным учетом реальных технических и технологических взаимосвязей, которые должны учитываться при решении учащимися поставленных задач. Е. И. Смирнов подтверждает данную точку зрения, полагая, что мотивационная сфера любого человека активно формируется в учебной деятельности только при наглядном моделировании актуальных, приближенных к повседневности учебных элементов;

‒ создание дидактических условий, побуждающих учащихся к активному использованию всех имеющихся у них на данный момент знаний (из личного эмпирического опыта) для решения учебных задач в непосредственном диалоге, общении и взаимодействии с преподавателем и другими студентами;

‒ осуществление исследовательского подхода, позволяющего всем изучающим иностранный язык, не имеющим специальных навыков, успешно искать и находить правильные пути разрешения поставленных проблемных задач;

‒ реализация принципа повышения уровня сложности над текущим уровнем подготовки. [3]

Таким образом, исходя из выше перечисленного, при укреплении межпредметных связей и моделировании ситуации успеха, формировании чувства уверенности, обязательном контроле текущих знаний, а также регулярном повторение изученного, формируется устойчивая крепкая мотивация, способная поддерживать учащегося достаточно длительное время. Также, перечисленные условия, мобилизуют творческие возможности человека, без которых невозможна ни одна познавательная деятельность.

Подводя итог, можно сделать вывод, что при интеграции мотивации в учебный процесс необходимо помнить о современной ситуации, требующей новых тенденций к построению целостного учебного процесса. Для формирования познавательного интереса на любом уровне обучения, необходимо помнить про условия формирования как внутренней, так и внешней мотивации. Такими необходимыми условиями будут являться: осознание важности получаемых знаний при условии тесных межпредметных связей на занятиях, индивидуальный подход с учетом психологических и эмоциональных особенностей каждого учащегося, личность преподавателя и его эмпатичность, создание конкурентных условий на занятиях, приводящих к ситуации успеха, а также коммуникативной наполненности занятий.

Регулярное, целенаправленное соблюдение условий позволит сделать мотивацию неотъемлемой частью учебного процесса.

Литература:

  1. Зайцева С. Е. Формирование мотивации изучения иностранного языка у студентов неязыковых специальностей// Научный аспект — 2012 — № 4 — C. 10–15.
  2. Ильин B. C. Проблемы формирования мотивации учения у школьников// Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников. Ростов-на-Дону, 1975. — 228 c.
  3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе:Теоретико-методологический аспект: дис… д-р педагогических наук. Санкт-Петербургский гос. университет. СПб, 2000–424 c.
  4. Сонин В. А. Динамика мотивов учебной деятельности студентов/на материале высшей педагогической школы/:Автореф. канд.дисс.Л., 1974. — 164 c.
  5. Маркова А. К. и др. Мотивация учения и ее воспитание у школьников / Маркова А. К., Орлов А. Б., Фридман Л. М. — М.: Педагогика, 2003–96 с.
  6. Gardner R. C., Lambert W. E. Attitudes and Motivation in Second Language Learning. — Rowley, Mass, Newbury House, 2012. — 301 p.
  7. Harmer J. The practice of English language teaching. London: Longman, 1991–448 p.
  8. Kegan R. The evolving self: Problem and process in human development. — Cambridge, Mass: Harvard University Press, 2012.- 449 p.
  9. Lightbown P. M., & Spada N. How languages are learned (Third Edition). Oxford University Press, 2006–260 p.
  10. Parsons R. D., Hinson S. L., Sardo-Brown D., Wadsworth Thomson Learning, 2001 — Education, 2001- 171 p.
  11. Spratt M., Pulverness A., Williams M. The TKT Course Modules 1, 2 and 3.Cambridge: Cambridge University Press, 2012 -188 p.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, мотивация, изучение языка, учебный процесс, внутренняя мотивация, изучение, учащийся, познавательный интерес, процесс обучения, внешняя мотивация.


Похожие статьи

Мотивация изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов

В данной статье исследуются мотивы изучения иностранных языков у студентов неязыковых вузов. Становится очевидным несоответствие желания студентов изучать иностранный язык и низкого уровня его владения. Познавательные и профессиональные мотивы не зан...

К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах

Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...

О роли и месте чтения в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования

В данной статье чтение рассматривается как средство коммуникации. Рассматривается связь чтения с письмом, аудированием и разговором. Отмечается, что чтение развивает коммуникативные навыки, когнитивную активность студентов, вызывая интерес к изучению...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка

Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Применение геймификации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает понятие геймификации и влияние этого метода на мотивацию и интерес обучающихся к иностранному языку. Проанализированы виды мотивации, а также ее основные аспекты, связывающие психологические черты личности и геймификацию....

Похожие статьи

Мотивация изучения иностранного языка у студентов неязыковых вузов

В данной статье исследуются мотивы изучения иностранных языков у студентов неязыковых вузов. Становится очевидным несоответствие желания студентов изучать иностранный язык и низкого уровня его владения. Познавательные и профессиональные мотивы не зан...

К проблеме отсутствия мотивации изучения иностранного языка в ссузах

Статья посвящена проблеме отсутствия мотивации к изучению иностранного языка учащимися средне-специальных учебных учреждений. Цель статьи — уточнить понятие мотивации, определить виды мотивации и структуру ее формирования в контексте учебного процесс...

О роли и месте чтения в рамках современного образовательного контекста в сфере языкового образования

В данной статье чтение рассматривается как средство коммуникации. Рассматривается связь чтения с письмом, аудированием и разговором. Отмечается, что чтение развивает коммуникативные навыки, когнитивную активность студентов, вызывая интерес к изучению...

Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка

В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...

Мотивация обучающихся посредством ролевой игры на уроках английского языка

Данная статья посвящена изучению вопросов мотивации учебной деятельности на уроках английского языка. Широко известно, что качество обучения и его результат зависят, прежде всего, от побуждения и потребностей обучающегося, т. е. его мотивации. Автор ...

Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах

В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...

Основные подходы к исследованию предпринимательской мотивации

В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретическими исследования-ми сущности понятия мотивационные аспекты предпринимательской деятельности, определены мотивационные регуляторы предпринимательской деятельности. Изучены проблемы мотивации пре...

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка

В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...

Применение геймификации на уроках иностранного языка как способ повышения мотивации обучающихся

В статье автор рассматривает понятие геймификации и влияние этого метода на мотивацию и интерес обучающихся к иностранному языку. Проанализированы виды мотивации, а также ее основные аспекты, связывающие психологические черты личности и геймификацию....

Задать вопрос