Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Яшина, В. В. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности (из опыта работы) / В. В. Яшина, М. Л. Ведерникова, А. В. Тебенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 354-357. — URL: https://moluch.ru/archive/152/42881/ (дата обращения: 16.11.2024).



Огромное значение в реализации этой проблемы имеет экологическое образование детей. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое образование детей — большой потенциал их всестороннего развития. Продуманное, системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.

Учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Познавательная активность ребенка дошкольного возраста характеризуется оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в своей повседневной жизни.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредствам опытно — экспериментальной деятельности.

Теоретическая база опыта.

В основе педагогического опыта по теме: «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через экспериментальную деятельность», являются исследования Н. Н. Поддъякова, который в качестве основного вида ориентировочно — исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, эту истинно детскую деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» [10].

Экспериментальная деятельность способствует развитию у детей умений находить нестандартные решения к типовым задачам, видеть проблему, выдвигать гипотезы, работать с информацией и оценить полученные результаты, делать выводы [12].

Теоретический анализ, проведенный по проблеме исследования в процессе становления опыта показал, что необходимо углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование, которое стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Новизна опыта.

Степень новизны опыта работы заключается в комплексном использовании элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования. И характеризуется структуризацией практического и диагностического материала именно для детей дошкольного возраста.

Технология опыта.

Целью опыта является обеспечение положительной динамики развития познавательной активности у старших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Для достижения данной цели педагогом были поставлены задачи:

  1. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
  2. Познакомить детей с явлениями неживой природы.
  3. Показать связь неживой и живой природы.
  4. Формировать навыки самостоятельной постановки элементарных опытов с песком, глиной, со снегом, водой, воздухом.

В первую очередь были определены необходимые условия для проведения работы с детьми:

  1. Разработка и проведение диагностики детей, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.
  2. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.
  3. Определение основных форм работы с детьми.
  4. Обогащение развивающей предметно-пространственной среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение уголка экспериментирования.
  5. Подборка практического материала, включающего:

для работы сдетьмиматериалыдиагностики детей по критериям опытно-экспериментальной деятельности; перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов; конспекты ООД с элементами экспериментирования; картотека опытов и экспериментов;

для работы сродителямиконсультации; памятки; викторины; презентации; выставки.

Работа по опытно-экспериментальной деятельности с детьми строится по двум взаимосвязанным направлениям:

− живая природа (характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.);

− неживая природа (воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.).

Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно — мыслительный, преобразовательный).

Экспериментальная деятельность пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую деятельность. Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. В работе с детьми придается большое значение игровым технологиям, используя дидактические игры: «Угадай по запаху», «Угадай, кто позвал?», «Чудесный мешочек», «Что лишнее?», «Хорошо-плохо», «Это кто к нам пришёл?» и др., развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.

Строительные игры с песком, водой помогают решить многие проблемные ситуации, например: почему сухой песок сыплется, а мокрый — нет; где быстрее прорастёт зёрнышко в земле или песке; каким вещам вода на пользу, а каким во вред? Все эти вопросы заставляют малышей думать, сопоставлять и делать выводы.

В играх развивается умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между предметами и их особенностями.

Занимательные игры-опыты и игры-эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества «Волшебные зеркала», «Эффект радуги», «Игры с соломинкой», «Что в коробке?», «Когда это бывает?», «Волшебные лучи», «Мы фокусники», «Солнечная лаборатория» и другие.

Формами образовательной деятельности детей в процессе реализации программы являются: беседа, наблюдение, игра, кружковая работа, проектная деятельность, исследовательские лаборатории, досуги и праздники с привлечением родителей.

При проведении ООД у детей вызывался интерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка к самостоятельной деятельности.

В процессе самостоятельной деятельности необходимо привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать? Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?

А затем в совместной деятельности — закрепляются полученные ранее представления.

ООД является традиционной формой работы с детьми в детском саду. И мы все знаем, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи.

Во время ООД проводится 3- 4 эксперимента в зависимости от сложности в форме игры-экспериментирования в «Детской лаборатории» обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта и т. д.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое активно используется, — это опыты. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Организация опытно-экспериментальной деятельности проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умению принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, способствует эмоциональному комфорту, развитию социальной и познавательной деятельности.

Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. (Приложение № 5). Например, ставится проблема: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов — песчинок, этим объясняется свойство сухого песка — сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводились опыты: «Наливаем — выливаем», «Снежинка на ладошке», «Превращение воды в лёд» и др. (Приложение № 4).

В процессе всей экспериментальной деятельности дети узнали, что вода — это жидкое вещество, она льется, течет. Вода не имеет форму, цвета, запаха и вкуса. Вода принимает форму сосуда, в которой налита; становится цветной, если в нее добавить краску. Вода приобретает соответствующий вкус, запах, если в нее добавить соль, сахар, лимон. Вода бывает легче и тяжелее некоторых предметов и веществ. В воде некоторые вещества могут растворяться, а некоторые нет. Вода может быть чистой и грязной: чистая — прозрачная, грязная — мутная. Вода может быть разной температуры: холодной, комнатной, горячей, кипятком. Вода превращается в лед, при нагревании — в пар. Лед бывает твердый, хрупкий, прозрачный, холодный, от тепла тает и становится водой. Белые облака это большое скопление пара. При резком охлаждении пар превращается в снег, иней. Вода плотная, в ней трудно ходить, но можно плавать. Некоторые животные всегда живут в воде, они приспособились к этому. Человеку нужна чистая, пресная вода, грязную воду можно профильтровать.

На занятиях использовалось пособие «Секреты неживой природы», при помощи которого ребенок может самостоятельно сделать вывод о том, какими свойствами обладает определенный объект.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности.

Литература:

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5–6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2006. — 159 с.
  2. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2010. — 192 с.
  3. Королева Л. А. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/ Л. А. Королева. — СПб.: ООО «Издательство «детство-пресс», 2015. – 64 с.
  4. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: Учеб. Пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003. — 80 с.
  5. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование / Е. В. Марудова. — СПб.: ООО «Издательство детство — пресс», 2010. — 128 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, экспериментальная деятельность, вод, дошкольный возраст, неживая природа, познавательная активность, детское экспериментирование, опыт, опытно-экспериментальная деятельность, сухой песок.


Похожие статьи

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Похожие статьи

Развитие познавательной активности воспитанников в ходе проведения самоподготовки (из опыта работы)

Роль дидактической игры в развитии познавательных способностей ребенка (из опыта работы)

Музыкально-игровая деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Социализация личности дошкольника в процессе двигательной активности в условиях ДОУ (из опыта работы)

Развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования

Формирование патриотических чувств у детей раннего возраста (из опыта работы)

Развитие логического мышления у детей младшего школьного возраста (из опыта работы)

Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения (из опыта работы)

Развитие познавательно-исследовательской деятельности у старших дошкольников через технологию детского экспериментирования

Формирование детского коллектива в период адаптации (из опыта работы)

Задать вопрос