В статье анализируется образ русской зимы в поэзии Ивана Сурикова. Все произведения об этом времени года — образцы пейзажной лирики, в которых присутствуют философские раздумья о смысле жизни, переплетенные с поэтическим «портретом» матушки-зимы.
Ключевые слова: И. З. Суриков, крестьянская поэзия, лирика, пейзаж, образ, русская зима
Иван Захарович Суриков очень рано начал писать стихи, но первые поэтические опыты не дошли до нас — автор уничтожил их, а оставшаяся потомкам лирика этого замечательного поэта раскрывает удивительный талант и жизнелюбие человека, много выстрадавшего в своей жизни.
Особенно поэт любил родную природу, землю и воспел её в стихах. Румяная, полная ярких, искрящихся красок русская зима вдохновила Сурикова на написание таких поистине народных произведений, как «Детство» (1865–1866), «Зима» (1880), «Мороз» (1865), «Четыре цвета года» (1857), «В степи» (1869).
Стихотворения Сурикова о зиме настолько хорошо знакомы нам, что кажется, мы их знали всегда. Просто родились с ними. «Вот моя деревня. / Вот мой дом родной. / Вот качусь я в санках по горе крутой…». [2, с. 54] Эти стихи ассоциируются у нас с Родиной. И хотя многие из нас родились и выросли в крупных городах, такое ощущение, что эти строки близки каждому. Стихи Сурикова о зиме на редкость точны и искренни.
Произведения Сурикова насыщены художественными приемами: метафорами «злой мороз, сердитый», олицетворениями «лес…заснул», «степь бежит», «пришли морозцы», эпитетами «снег пушистый», случаями аллитерации. Они оживляют зимнее время года.
Кони мчат-несут,
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.
Снег да снег кругом;
Сердце грусть берет;
Про моздокскую
Степь ямщик поет…
…
Замолчал ямщик,
Слеза катится…
А в степи глухой
Вьюга плачется. [2, с. 57]
В стихотворении «В степи» вьюга становится единственной помощницей ямщика, что может передать от него весточку любимой. Зима все понимает, чувствует, сопереживает…
В произведении «Детство» каждый читатель видит самого себя: так пронзительно и живо автор описал зимние забавы, что невольно переносишься в детские свои годы.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег…
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех! [1, с. 81]
Откровенно и искреннее произведение приобщает детей к природе нашей России, показывает ее неповторимую красоту в зимнее время года, знакомит с крестьянской жизнью. Оно невольно развивает фантазию, воображение и любовь к Родине, семье, незабываемому времени.
В стихотворении «Мороз» Суриков буквально нарисовал портрет и внешность Мороза, даже манеры поведения — все обрисовано в этой картине.
… По селу мороз трескучий
Ходит сам-большой.
…
Шапка набок, нараспашку
Шуба на плечах;
Серебром сияет иней
На его кудрях [2, с. 56]
Безусловно, среди всех строк о красавице — русской зиме стоит отметить стихотворение «Зима», написанное в 1880 году, незадолго до смерти поэта. Это произведение — яркий пример удивительного поэтического таланта. Оно относится к жанру пейзажной лирики и отражает удивительную способность обездоленного жизнью человека красиво и тепло восхищаться родной природой.
Главный замысел стихотворения «Зима» — соединение литературной лирики и пейзажной живописи. Не сложно догадаться, что основной темой является природа, а основной мыслью — воспевание сельской жизни, которая так близка сыну крестьянина.
Суриков — настоящий живописец, светлый и жизнерадостный. Поэтическая речь его плавна и мелодична, наполнена искренней добротой и любованием увиденной картиной. Автор нежно сравнивает снежный покров с теплым одеянием, укрывшим «пеленой» поле и «чудной» шапкой — «темный лес», который заснул успокоившись.
Зима может быть мягкой, усыпить лес, кроме того, в самом начале стихотворения автор подчеркивает мягкость и спокойствие главного героя зимы — снега.
«Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится». [2, с. 50]
Сказочное изменение поля за одну ночь изображено здесь, как оно преобразилось, стало девственно чистым. В этих строках игра контрастов — холодный снег стал для поля теплым и уютным одеялом.
«И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Все его одело». [2, с. 50]
Пушистый снег тихо ложится на землю и усыпляет лес, прикрывая его чудной шапкой, а олицетворение «что шапкой принакрылся» делает его более красочным и, безусловно, задерживает внимание как большого, так и маленького читателя.
«Темный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…». [2, с. 50]
Несмотря на то, что снег — символ зимы, снежные кристаллики могут спуститься с небес задолго до наступления декабря. Здесь необходимо отметить, слово «морозцы» используется в уменьшительно-ласкательном контексте — зима только-только приходит, поэтому нет еще сильных морозов и, концентрируя внимание читателя, автор называет их ласково.
Все наполнено глубоким человеческим смыслом, зима полноправно заняла позиции, и с этим нужно смириться. Именно поэтому основная мысль излагается кратко: «вот пришли морозцы — и зима настала». [2, с. 50] Так было испокон веков, в этом суть жизни и перемен.
Поэт любовно описывает все старания крестьянина, подготовившегося к зиме. Человек, близкий к природе, знает и понимает ее, он принимает с радостью новый день, потому что умеет ценить каждый проблеск счастья, а счастье — это гармония с природой. Всё стихотворение можно разделить на две части. В первой части раскрываются отношения зимы и природы, а во второй — зимы и человека.
Наряду с противоречивостью зимы автор показывает то, насколько по- разному ведут себя люди при ее приходе. Дети выходят на улицу и строят горки:
«Труженик-крестьянин
Вытащил санишки,
Снеговые горы
Строят ребятишки». [2, с. 50]
Так же зимнему морозу можно поставить в противоречие домашнее тепло, которое будет согревать крестьянина в его избе.
«Он теперь покоен –
Все кругом укрыто,
И ему не страшен
Злой мороз, сердитый». [2, с. 50]
Читая стихотворение поэта можно представить реальную картину: падающий снег, который ложится на деревья и образует снеговые шапки; белое одеяло, что накрывает землю, делает этот сложный мир чище и светлее, искреннее и откровеннее, не просто пряча землю от предстоящих морозов, но и подчеркивая ее красоту и очертания.
Тонкая поэтическая натура крестьянского человека воспринимает окружающий мир особенно чутко, это чувствуется в каждой строчке. Деревенский человек неспешен, мудр и трудолюбив. Понимая суровый нрав зимы, он не сетует на нее, а готовится жить с ней в мире и любви.
Только бесконечно обожая эту деревенскую жизнь и ощущая близость с естественным природным миром, Суриков смог найти спокойные емкие фразы, описывающие приход зимы. В то же время речь поэта романтична и возвышенна.
Последняя строфа стихотворения навевает сказочные мотивы. Здесь и «злой мороз, сердитый» как в народных сказаниях, и «вьюги и метели» как живые персонажи. Все готово к зиме. Она холодна, но и прекрасна, с ней пришел крестьянский отдых.
Становится ясно, что так просто и стильно писать о сложных вещах под силу лишь по-настоящему одаренному человеку, который умеет ценить прекрасное и беззаветно любит зиму в родных краях, ценит крестьянский быт и обладает очень тонкой поэтической натурой. Поэтому неудивительно, что Ивана Сурикова считают одним из наиболее ярких и самобытных поэтов русского села. Он смог вдохнуть романтику в привычный уклад сельской жизни, преподнести его таким образом, чтобы каждый читатель также искренне полюбил зиму и состояние природы в этот период. Читателям захотелось скатиться с высокой снежной горы на окраине села или же побродить по спящему лесу, вслушиваясь в скрип сугробов и вдыхая морозный терпкий воздух.
Литература:
- Виноградская, Л. А. Литературное чтение 1 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч. 2 / Л. Ф. Климанов, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская — М.: Изд-во просвещение, 2011. — 112 с.
- Иван Суриков: Времена года в картинах русской природы: сборник поэтических произведений. Суриков И. З. — М.: Изд-во Эксмо, 2017. — 64 с.