Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом классе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 508 раз

Библиографическое описание:

Коротких, Г. С. Интегрированный урок по изобразительному искусству в шестом классе / Г. С. Коротких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 322-334. — URL: https://moluch.ru/archive/152/42893/ (дата обращения: 18.12.2024).



Тема урока № 1: «Великие темы жизни. Великая Отечественная война 1941–1945 годы».

Тема урока № 2:«Графические серии. Война в моем сознании». (Уроки № 1 и № 2 проходят подряд один за другим).

Формы интегрирования: предметно-образные, мировоззренческие, концептуальные.

Цели изадачи:

развивать мыслительную деятельность и творческие способности учащихся;

− формировать представления о развитии жизни и истории на Земле. Человек — главная тема в истории и искусстве;

− учить бережному отношению к культурному наследию своего народа и его истории;

− дать понятия формы и содержания в произведениях музыки, литературы и изобразительного искусства;

− дать представление о художниках в искусстве графики, как носителях идей, мыслей, чувств людей своего времени; (выразительные средства графики);

− воспитывать нравственно-эстетическую личность, отзывчивую на прекрасное и безобразное в жизни;

− учить толерантности, гражданственности и патриотизму.

Изучая искусство периода Великой Отечественной войны, дети учатся понимать идеи, мысли, чувства людей, отдавших свою жизнь в борьбе с фашизмом.

Данный урок актуален. Необходимо формировать высоконравственные личности, патриотов, гуманистов, способных к внутренним и внешним проявлениям душевной отзывчивости. Необходимо расширять знания учащихся в области изоискусства. Изучать творчество художников родного города Воронежа периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. и послевоенного периода.

Задание.

Выполнить графическую композицию на тему: «Война в моём сознании»

Оборудование для учителя.

Зрительный ряд.

Видеофильм «Человек на планете Земля» композиция (авторская композиция).

Коротких Н. В. Фильм-эпопея «Освобождение» режиссер-постановщик Ю. Озеров (фрагменты по выбору).

Плакаты военных лет 1941–1945 годы (плакаты к 45-летию победы над фашизмом).

Графика военных лет. Б. Пророков (слайды).

Иллюстрации Д. Бисти (слайды).

Графика М. Митурича (слайды).

Графические сери «Воронеж». В. А. Пресняков (слайды).

Литературный ряд.

Егор Исаев «Даль памяти» и «Суд памяти». Поэмы.

Издательство Художественная литература. Москва. 1981 г.

Лирика военных лет, сборник (1941–1945) издательство Московского университета

Музыкальный ряд.

Песни военных лет (фонограмма).

В. А. Моцарт «Симфония № 40», соль-минор.

С. Рахманинов «Остров мертвых». Симфоническая поэма по картине А. Беклина Гос. Симфонический оркестр СССР. Дирижёр Е. Светлонов.

Материалы и принадлежности.

Для учащихся: бумага формат А 3, карандаш, резинка, черный маркер, фломастер, пастель, фиксатор, линейка, клей.

План первого урока.

  1. Видеофильм, создающий предметно-образное представление о планете Земля, и её жителях, культуре и историческом моменте, ставшим великой темой жизни людей — это Великая Отечественная война. 20 минут.
  2. Поэзия, музыка, изобразительное искусство (графика) — средства выражения идей, мыслей, чувств людей своего времени (беседа). 20 минут.

План второго урока.

  1. Объяснение нового материала — 10 минут.

1) Выбор темы.

2) Графический показ на стеклянной доске, композиционного решения выбранной темы. Построение линейного рисунка в перспективе.

3) Использование пятна, как средств композиционного равновесия: черное, белое, цветное.

  1. Практическая работа — 25–30 минут.

На бумаге формате А 3 выполнить линейный рисунок композиции на заданную тему. На рисунке с помощью пятен решить задачи композиционного равновесия. Использовать черный маркер, фломастер, гелиевую ручку, и пастель с последующим закреплением ее фиксатором. Дети изображают серии «Война в моем сознании».

По завершении работы её следует представить на предварительный просмотр для выставки.

Великие темы жизни. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.

Художник — выразитель идей, мыслей, чувств людей своего времени. Итог. Выставка детских работ: графические серии «Война в моем сознании».

Вводная часть.

Учитель.

Миллиарды звезд мы наблюдаем в ночном небе — миллиарды солнц, каждое из которых имеет свою планетарную систему. Земля! На ней зародилась жизнь. Точно сверкающий бриллиант она выглядит с высоты полета космического корабля. Это блеск огней городов разных стран мира. На земле обитают животные, птицы, рыбы, насекомые и человек. (Показ видеофильма «Человек на планете Земля» (композиция Коротких Г. С.)

Человек — высокоорганизованное существо, наделенное разумом, которым управляет мозг. Веками он накапливал знания общечеловеческой культуры. Люди строили города, лучшие из которых стали столицами государств. Прекрасные творения архитекторов, скульпторов, живописцев, графиков, литераторов, музыкантов хранятся в лучших музеях мира.

Художники в них изображают свои идеи, мысли и чувства.

Среди них особое место занимают работы исторического жанра периода Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

Музыка, стихи, графические серии, армейские зарисовки, листовки, газеты, иллюстрации к литературным произведениям о войне — документы времени.

Вторая мировая война — чудовищное преступление против человечества. Адольф Гитлер вторгся в историю с сатанинскими принципами. (План Гитлера «Барбаросса») Вождь НСДПА стал канцлером Германии в 1933 году, создав тоталитарное государство. Захватив Европу, он шел к всемирному господству. (Позывные радио. Сообщение о начале войны. (фонограмма).

22 июня 1941 началась Великая Отечественная война. Рушатся города — гениальные творения зодчих, ваятелей, гибнут люди.

27 июня Краснознаменный ансамбль А. В. Александрова исполнил песню «Священная война» (автор текста Лебедев-Кумач). Под эту песню уезжали эшелоны с бойцами на фронт. (Звучит песня «Священная война» (фонограмма).

Четыре года она была присягой, гимном, служила делу победы над врагом. (Плакаты военных лет И. Тоидзе «Родина мать зовет» (слайды).

Музыканты, поэты, художники вдохновляли наш народ на подвиги. Было написано много песен о вере в победу, о подвигах, о любви, о тоске по дому, о дорогах войны и т. д. (Звучат песни военных лет: «В земляне», «Дороги», «Соловьи», «Любимый город» (фонограмма).

Художники графики заняли достойное место на передовых рубежах войны и вошли в историю искусства своим творчеством (фронтовые зарисовки).

Государство — это народ, это единый организм, который в годину тяжелых испытаний поднялся на защиту Отечества.

В этот период в произведениях искусства ярко формируются героические образы.

Художники, писатели, поэты, композиторы выражали идеи, мысли, чувства людей своего времени, используя различные форм отображения жизни людей.

Они дали нам возможность слышать их стихи (Анны Ахматовой, Константина Симонова, Льва Ошанина), а также множество песен военных лет, наполненных душевной теплотой. (Музыка военных лет (виниловый диск). Графика Пророкова воссоздала картину войны, полную трагизма Жизненный материал положен в основу его творчества. (Графика Пророкова Б. (слайды).

Произведения искусства становится идейно-эстетическим осмыслением. Содержание — это замысел, правда жизни, а она такова, что человек — главная тема жизни вообще, и искусства в частности. Человек — центр композиции.

Показать детям последовательность работы по плану:

  1. История создания картины.
  2. Идея. Тема. Сюжет.
  3. Конструктивная композиция.
  4. Место сюжетно-композиционного центра.
  5. Средства выявления сюжетно-композиционного центра.
  6. Единство всех композиционных элементов.

В грозные годы войны художники сразу откликнулись на события окнами ТАСС. Плакаты, листовки, фронтовые рисунки публиковались в газетах. Плакаты массовым тиражом отправляли на места сражений для поддержания боевого духа солдат. В редакциях фронтовых газет работали и воронежские художники В. М. Козловский, С. Д. Легения, Б. В. Тимин, Б. Пророков.

После освобождения Воронежа от оккупантов в 1943 г. шла напряженная работа художников-фронтовиков, завершившаяся показом в 1944 г. первой послеоккупационной областной выставки. На ней экспонировались портреты «Партизанка» Б. В. Тимина, «Автопортрет в шинели» В. В. Шаврина. Современные художники, отдавая дань памяти героям Великой Отечественной войны, создавали свои картины в их честь. (Показ серии плакатов «45 лет Победы над фашизмом»).

В Воронеже в местах ожесточенных боев поставлены памятники. Скульптор А. Н. Толмачева — создатель памятника погибшим воинам на Чижовском плацдарме и скульптор Ф. К. Сушков выполнил на Задонском шоссе памятник Славы и памятник защитникам города Воронежа на площади Победы. (Показ фото памятников А. Н. Толмачевой и Ф. К. Сушкова) Художники, знавший о войне не понаслышке, говорят зримым языком изобразительного искусства: «Люди, берегите мир».

Урок №2.

Практическая работа.

Дети изображают свои представления о войне. (Показ построения композиции. Использование магнитной и стеклянной доски).

В работах могут быть изображены портреты, пейзажи, батальные сцены, натюрморты. В композиции о войне состояние тревоги надо строить на основе контрастов: черного, белого, красного, цветового пятна.

Линия и пятно — это выразительные средства графики, с их помощью можно достичь максимальной выразительности.

Демонстрирую на магнитной и стеклянной доске процесс сочинения композиции. Показываю графику Д. Бисти. Б. Пророкова, В. А. Преснякова.

Графические серии на тему «Война в моем сознании» выполняют простым карандашом, а затем черным маркером, фломастером, гелиевой ручкой с последующим возможным цветовым решением пастелью.

Практическая работа выполняется самостоятельно.

Обучение техническим приёмам работы графическими материалами идёт по мере необходимости.

Фронтальная и индивидуальная работа учителя с учениками сопровождается показом линейных выразительных возможностей графики.

Различные способы нанесения линий и пятен позволяет художнику усилить звучание темы выбранного сочинения.

Окончание работы. Графическую работу необходимо оформить в паспорту.

Оформленные графические композиции дети покажут на выставке в гимназии.

IMG_2697

Стекольникова Ира «Обелиск»

IMG_2699

Петросян Каролина «Ротонда»

IMG_2700

Ягодкина Настя «Защитник»

IMG_2701

Тимошенко Вова «В атаку»

IMG_2702

Зайцев Никита «За Родину»

IMG_2703

Немченко Аня «Узники»

IMG_2704

Толкачёва Люда «Бомбёжка»

IMG_2705

Хрипушин Никита «Руины»

IMG_2706

Белозерцева Анна «Бой»

IMG_2707

Родионова Анна «Начало войны»

IMG_2709

Переженцева Настя «Зарево Войны»

IMG_2710

Литература:

  1. Антоненко Б. Т. «На преступнике — свастика». — М.: «Юридическая литература», — 1981.
  2. Ахматова А. А. «Узнают голос мой». Стихотворения. Поэмы. Проза. Образ поэта. — М.: «Педагогика-Пресс», 1955. — 544 с.
  3. Бубнова Л. С. «Май», Митурич. Графика. Живопись. Книжная иллюстрация. — М.: «Советский художник», — 1980.
  4. Исаев Е. А. Поэмы «Даль памяти», «Суд памяти» — М.: Изд-во «Художественная литература», 1981. — 334 с.
  5. Кузьмин С. Т. «Сроку давности не подлежит». — М.: «Политиздат», 1985. — 206 с.
  6. Пророков Б. И. «О времени и о себе». М.: Изд-во «Изобразительное искусство», 1979. — 448 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, мое сознание, чувство людей, война, изобразительное искусство, практическая работа, стеклянная доска, художник, черный маркер, гелиевая ручка.


Задать вопрос