В данной статье рассмотрены последние тенденции развития сферы производства и реализации свежей и переработанной плодовоовощной продукции, выработаны предложения по направлениям реформ для обеспечения эффективного и стабильного развития отрасли.
Ключевые слова: свежая и переработанная плодовоовощная продукция, сортировка, маркировка и упаковка, транспортно-логистические предприятия, холодильные мощности
This article examines the latest trends in the development of the production and sale of fresh and processed fruit and vegetable products and developed proposals on the directions of reforms to ensure the effective and stable development of the industry.
Key words: fresh and processed fruit and vegetable production, sorting, labeling and packaging, transport and logistics companies, cold storage facilities
Производство плодоовощной продукции имеет в Узбекистане большие традиции и перспективы развития. Природно-климатические условия страны являются благоприятными для выращивания разнообразных овощей и фруктов, обладающих превосходными вкусовыми качествами. Плодоовощная продукция, производимая в республике, имеет непревзойденные вкусовые качества. Узбекистан издавна славится на внешних рынках своим виноградом и яблоками, персиками и грушами, черешней и сливой, айвой, арбузом и дыней. В республике выращиваются такие субтропические культуры как инжир, гранат, хурма и др.
Данные о состоянии производства плодоовощной продукции в Узбекистане за 2011–2014гг. имеют ряд моментов, представляющих интерес:
− Если доля площадей под плодоовощную продукцию в общей посевной площади в 2011 году (650,7 тыс. га) составила 18 %, то в 2014 году (705,1 тыс. га) их доля выросла до 19,2 % (из них, площадь по плодоягодных насаждений выросла с 244,3 тыс. га до 261,9 тыс га, виноградные насаждения с 111,5 тыс. га до 119,4 тыс. га, картофель с 73,6 тыс. га до 80,3 тыс. га, овощи с 175,4 тыс. га до 192,0 тыс. га и продовольственные бахчи 45,9 тыс. га до 51,5 тыс. га) [1];
− Наблюдается устойчивая тенденция роста объемов производства практически всех видов плодовоовощной продукции, что связано, главным образом, с ростом их урожайности;
− Если доля многолетних насаждений (плодов и ягод, винограда) в посевной площади, занятой под плодовоовощной продукцией, существенно превышает их долю в стоимости произведенной плодовоовощной продукции, то по овощам и картофелю наблюдается обратная картина. В частности, под плодами и ягодами занято примерно 37 % посевной площади, занятой под плодовоовощными культурами, и их доля в стоимости произведенной плодоовощной продукции составляет около 25 %;
− В результате производимых реформ в аграрном секторе экономики из года в год уменьшается доля ширкатных хозяйств и растет доля дехканских и особенно фермерских хозяйств по всем показателям производства плодоовощной продукции;
− Реформа в сельском хозяйстве становится важным фактором роста урожайности и увеличения объемов производства плодоовощной продукции. В частности главным фактором роста объемов производства плодоовощной продукции становится снижение доли ширкатных хозяйств повышение доли фермерских и дехканских хозяйств, имеющие более высокую урожайность. [3]
Согласно статистическим данным, физический объем экспорта плодоовощной продукции Узбекистана из года в год растет. Если этот показатель в 2000 году составил 387,4 тыс. т., то только в первом квартале 2016 году — 95 тыс. т., при чем 80 % пришлось на экспорт в Россию. По данным российской стороны импорт узбекской сельскохозяйственной продукции в 2015 года вырос в целом на 10 %, а по отдельным позициям еще больше. Так, объем импорта по винограду возрос в 20 раз, а цитрусовых культур — 54 раза.
Несмотря на динамичный рост объемов экспорта свежей плодоовощной продукции за последние годы, в последние годы имело место падение доходов от ее экспорта. Основной причиной снижения стоимостного объема экспорта свежей плодовоовощной продукции стало существенное снижение экспортных цен на основные культуры. На сегодняшний день основная часть экспорта свежей плодовоовощной продукции приходится на свежий и сушеный виноград, овощи сушеные (17,1 %), лук репчатый (8,8 %), томата (7,4 %), дыни и арбузы (6,5 %), орехи (6,0 %), абрикосы, вишня, черешня, персики и сливы (4,8 %) и сушеные фрукты (4,2 %).
Как показывает анализ сложившейся ситуации, основным сдерживающим фактором роста экспорта свежей плодовоовощной продукции в последние годы являлось отсутствие условий для специализации в ее производстве и реализации. Ведь на мировом рынке идет жесткая конкурентная борьба за рынки сбыта. Реализация любого продукта за рубежом требует проведения маркетинговых исследований, изучения спроса на продукцию, рекламированию своей продукции, использования соответствующих дорогостоящих средств транспортировки — рефрижераторов, заключения контрактов на поставку, и если это необходимо защита своих интересов в судебном порядке.
Согласно результатам анализа, наиболее актуальной проблемой, препятствующей наращиванию экспорта свежей плодовоовощной продукции, является неразвитость института торгового посредничества. Как показывает анализ, основными вызовами развития плодоовощной промышленности являются: несоответствие сырья потребностям перерабатывающих предприятий, энергоемкие и устаревшие технологии, высокий уровень, низкая цена реализации плодоовощной продукции из-за отсутствия маркетингового подхода к организации производства и реализации продукции и другие.
Для стимулирования развития производства и экспорта плодоовощной продукции предлагается внедрение и интеграция перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий, что предполагает передачу в долгосрочную аренду земельных участков перерабатывающим предприятиям для создания их собственной сырьевой базы. Также, целесообразно пересмотр импортных условий на тароупаковочные материалы, широкого спектра ферментов, пищевых красителей и добавок, развитие лизинга оборудования для плодоовощной промышленности, либерализация формы оплаты по экспортным контрактам и др.
Реализация дополнительных мер по дальнейшему развитию вертикально интегрированных агропромышленных комплексов может стать важнейшим фактором качественного и количественного улучшения привлечения инвестиций для модернизации и технологического перевооружения предприятий и достижения устойчивых темпов развития плодоовощной промышленности страны.
Литература:
- Статистический сборник «Сельское хозяйство Узбекистана». Государственный комитет Республики Узбекистан по статистике. 2015г.
- Постановление Президента Республики Узбекистан от 07.04.2016г. № ПП-2515 «Об образовании специализированной внешнеторговой компании по экспорту свежей и переработанной плодоовощной продукции «Узагроэкспорт»». Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2016 г., № 15, ст. 143.
- Доклад «Стимулирование производства и экспорта плодоовощной продукции в Республике Узбекистан», Ташкент 2007. Центр экономических исследований.