В данной статье рассматриваются основные этапы развития антимонопольного законодательства в Российской Федерации. Рассмотрены основные федеральные законы, а также судебная практика по данному вопросу.
Ключевые слова: антимонопольное законодательство, Федеральная антимонопольная служба России, антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности», закон «О защите конкуренции», постановление Правительства Российской Федерации «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами»
Антимонопольное законодательство является неотъемлемой частью современной системы законодательства России. Оно регламентирует важнейшие категории в сфере конкуренции, предусматривает ограничения и запреты, необходимые для целей нормального функционирования современной рыночной экономики. Одним из важнейших движущих элементов развития такой экономики является существование конкурентной среды. Конкуренция способствует не только установлению приемлемых цен и надлежащего качества предлагаемых товаров, работ, услуг, но и побуждает к развитию технологических процессов, созданию инновационных продуктов, с целью привлечения внимания потребителей и создания спроса на предлагаемый продукт. В случае с естественными монополиями данный процесс затрудняется в наибольшей степени [4].
Первый антимонопольный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» был принят в 1991 году. Контроль за его исполнением осуществлял антимонопольный орган, ранее именуемый — Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, затем Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и с 2004 года Федеральная антимонопольная служба.
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» опирался на содержание и опыт применения европейского антимонопольного законодательства. Изначально он был рассчитан на более широкую область применения, чем в большинстве других стран, включая нормы не только о незаконности ограничивающих конкуренцию соглашений, злоупотребления доминирующим положением и контроле сделок слияний, но и о недобросовестной конкуренции, ограничении конкуренции со стороны органов власти, а позже — и об антимонопольных требованиях к торгам [1].
В 2006 году приняли новый закон — «О защите конкуренции». В этом законе появилось новое понятие — коллективного (в противоположность индивидуальному) доминирования, согласованных действий, монопольно высокой цены.
В законе «О защите конкуренции» принципы регулирования вертикальных соглашений допускают дифференцированный подход к таким соглашениям в зависимости от рыночных долей участников. Во-первых, применяется режим «безопасной гавани» для контрагентов, обладающих небольшими рыночными долями. Часть 2 статьи 12 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признает допустимыми вертикальные соглашения между хозяйствующими субъектами, доля каждого из которых на любом товарном рынке не превышает двадцать процентов. Ограничение по пороговому значению рыночной доли было ослаблено в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами». Оно устанавливает максимальные рыночные доли контрагентов на уровне 35 %, более того, при продаже товара двум или более покупателям рыночная доля каждого из покупателей не ограничивается [5].
До того, как приняли закон «О защите конкуренции» в российском антимонопольном законодательстве в качестве основного использовалось определение монопольно высокой цены, более сложное в применении, но наиболее адекватное с точки зрения экономики, — как цены, превышающей цену на сопоставимом рынке в условиях конкуренции. Закон ввел два критерия монопольно высокой цены: превышение цены над ценой сопоставимого рынка и превышение цены над экономически обоснованными издержками и прибылью [3].
В 2006 году в Федеральной антимонопольной службе России (далее — ФАС России) был разработан Порядок проведения анализа и оценки конкурентной среды на товарных рынках, утвержденный Приказом ФАС России от 25 апреля 2006 года № 108 (далее — Порядок).
В 2007 году принимаются поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), вводящие систему оборотных штрафов за нарушение антимонопольного законодательства. Благодаря этим поправкам уже в следующем 2008 году размер взысканных ФАС России штрафов повышается до 1,5 млрд. рублей. При этом 1,5 млрд. — лишь чуть более одной десятой наложенных решениями антимонопольных органов штрафов, достигающих 13 млрд.рублей. Одновременно растет число дел по фактам соглашений и, особенно, согласованных действий.
Ряд вопросов применения антимонопольного законодательства был разъяснен в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июня 2008 года № 30.
Важнейшие компоненты постановления следующие:
‒ по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, допущенном при заключении конкретного договора, антимонопольный орган вправе (при наличии соответствующего ходатайства) на основании подпункта «и» пункта 2 части 1 статьи 23 Закона «О защите конкуренции» вынести предписание об изменении условий заключенного договора или о его расторжении;
‒ к административной ответственности может быть привлечен любой участник группы лиц, получивший доход вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
‒ включение в реестр хозяйствующих субъектов, действующих как группа лиц, производится исходя из их совокупной доли на рынке;
‒ доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта — субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии и. т. д.
Так, в 2009 году антимонопольное законодательство претерпело существенные изменения Федеральным законом «О защите конкуренции» от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ, понятие доминирующего хозяйствующего субъекта (доля которого на рынке составляет менее 35 %, но превышает доли других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, если такой продавец может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке) [3].
Кроме того, 2009 году введён дифференцированный подход при определении размера оборотного штрафа — если сумма выручки правонарушителя от реализации товара (работ, услуг), превышает 75 % совокупного размера его выручки от реализации всех товаров, то размер оборотного штрафа будет исчисляться в размере от 0,3 до 3 % выручки на рынке, на котором совершено правонарушение.
Статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации, вступившая в силу в октябре 2009 года, определяет, что за участие в соглашениях и согласованных действиях, а также за некоторые виды злоупотребления доминирующим положением, совершенные более двух раз в течение трех лет, наступает уголовная ответственность. В качестве мер ответственности предусмотрены штрафы (максимально — до 1 млн. рублей) либо лишение свободы (максимально — на срок до 7 лет) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (дисквалификацией). Цель внедрения уголовной ответственности — ослабить стимулы к ограничению конкуренции для высших менеджеров компаний [6].
В последние годы антимонопольное законодательство продолжает свое развитие вместе с преобразованием экономической ситуации, что находит отражение в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, изменениях в законах о защите конкуренции и о естественных монополиях, КоАПе и других [3].
В частности, 30 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 423-ФЗ, которым статья 30 Федерального закона от 26 июля 2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» признается утратившей силу и исключаются требования представления в антимонопольный орган уведомлений в отношении сделок, иных действий, осуществленных после вступления данного закона в силу.
Вместе с тем, ФАС России обращает внимание, что в отношении соответствующих сделок (действий), предусмотренных статьями 27–29 Закона о защите конкуренции и совершенных до даты вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 423-ФЗ, т. е. до 30 января 2014 года, требования представления в антимонопольный орган уведомлений сохраняются. При этом на основании положений статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при непредставлении такого уведомления в отношении сделки (действия), совершенной до 30 января 2014 года, административная ответственность исключается [1].
После вступления указанного федерального закона в силу, при совершении сделок (действий), в отношении которых могут быть применены исключения, предусмотренные частями 2 статей 27–29 Закона о защите конкуренции (совершение сделок (действий) между лицами, связанными прямо или опосредованно по основанию пункта 1 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции), не требуется представление в антимонопольный орган ходатайства либо последующего уведомления.
В том случае, если сделки, иные действия, осуществляемые в рамках одной группы лиц, совершаются с соблюдением условий, предусмотренных статьей 31 Закона о защите конкуренции, антимонопольный орган подлежит последующему уведомлению [1].
Кроме того, в 2015 году принят еще один Федеральный закон, который изменил правовое регулирование вопросов административной ответственности в сфере защиты конкуренции. Речь идет о Федеральном законе от 13 июля 2015 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
С вступлением в силу Федерального закона от 5 октября 2015 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» завершился многолетний этап принятия так называемого четвертого антимонопольного пакета. Им изменены некоторые нормы, регулирующие административную ответственность в сфере защиты конкуренции [2].
Литература:
- Разъяснения от 24 января 2014 года о необходимости подачи в антимонопольный орган уведомлений в связи с принятием федерального закона от 28 декабря 2013 года № 423-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон» «О защите конкуренции».
- Башлаков-Николаев И. В. Об изменениях в нормах об административной ответственности в сфере защиты конкуренции, журнал «Законы России: опыт, анализ, практика», № 3, март 2016 г.
- Смагина А. Ю. Развитие системы антимонопольного законодательства в России. Таврический научный обозреватель № 3(8) — март 2016 г.
- Аллагулова П. Р., Вишневская Н. Г. Основные проблемы государственного регулирования естественных монополий//Современная наука и практика. -2016. -№ 4 (9). -С. 10–12.
- Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 583 «О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами».
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ (ред. от 17 апреля 2017 года). Статья 178. Ограничение конкуренции.