К целям инновационной политики государства можно отнести: повышение уровня и результатов инновационной активности, увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП, эффективное взаимодействие и сотрудничество агентов инновационной деятельности, повышение конкурентоспособности национальных производителей за счет внедрения в производство экономически эффективных инноваций [1, с.52].
Инновационная экономика в современном мире становится основой конкурентоспособности государств, что позволяет им приобретать преимущества, обеспечивающие экономический рост и благосостояние населения. В то же время, самопроизвольно, инновационные процессы не могут охватить экономику страны и вывести ее на качественно новый уровень развития под действием одних только рыночных сил.
В рыночных условиях существует целый ряд антистимулов к инновациям. Ситуация ухудшается под негативным влиянием специфических для страны факторов, противодействующих инновациям, примерами таких факторов являются: ветхие производственные фонды, ориентация экономики на экспорт сырья и энергоносителей, старение высококвалифицированных научных кадров, недостаток финансирования инновационной деятельности за счет частного капитала.
Для того, чтобы сделать инновации источником экономического развития необходимо сформировать комплексную инновационную политику, законодательную основу для ее реализации, а также сформировать инновационное общество с соответствующей ему инновационной культурой и ментальностью [2, с. 194–195].
Формирование инновационной политики, способной обеспечить инновационное развитие национальной экономики, является одной из наиболее важных и сложных задач для страны.
Экономика, знаний выдвигает новые требования к экономической роли государства. Главным требованием к ней становится обеспечение стабильности и социальной устойчивости. Но главная проблема остается прежней — это проблема соотношения роли рынка и государства. Считается, что рыночная система отношений может обеспечить эффективную работу экономики. Но деятельность субъектов рыночной экономики, преследующих свои собственные цели в условиях конкуренции, не всегда соответствует интересам общества [3, с. 129–130].
Государство вмешивается в инновационную деятельность прежде всего из-за ограниченных возможностей рыночных механизмов в этих процессах. Предпринимательский сектор зачастую не заинтересован либо не способен реализовать инновационные проекты, требующие значительных затрат. К тому же высокая степень неопределенности результатов инновационной деятельности, особенно на ранних стадиях создания инноваций, не вызывает у фирм особого желания вкладывать в исследования и разработки.
Государство, как участник национальной инновационной системы, не только создает рамочные условия работы системы, но и во многом формирует мотивационную основу деятельности, ресурсы и институты НИС, предоставляет доступ к ним, выступает катализатором процессов, партнером, снижающий инновационные риски [4, с. 514].
Разработка и реализация государственной инновационной политики является основным инструментом государства в области реализации целей и задач по формированию национальной инновационной системы страны, стимулированию инновационных процессов и регулированию деятельности инновационных агентов.
«Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической государственной политики, направленная на развитие и стимулирование инновационной деятельности, под которой понимается создание новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса, реализуемых в экономическом обороте с использованием научных исследований, разработок, опытно-конструкторских работ либо иных научно-технических достижений» [5, с. 88–92].
Но «инновационная политика не может быть независимой от экономического регулирования. В то же время она не является просто продолжением научной или промышленной политики, а представляет собой взаимосвязанную систему мероприятий по всем трем направлениям. Поэтому разработка инновационной политики не может сводиться к какой-то одной программе или служить прерогативой одного ведомства, а требует координации и нахождения общего консенсуса не только между министерствами, но и между различными участниками в экономике и обществе» [6, с. 6]. Научная, промышленная и инновационная политики находятся в непрерывном взаимодействии между собой.
Таким образом, инновационная политика охватывает сферу не только создания инновационной продукции или услуг, но сферу ее коммерциализации. И это является ее особенностью.
В связи с этим можно утверждать, что инновационная политика выполняет интегративную функцию, так как она направлена на объединение науки и производства для создания и внедрения в производстве нововведений.
Успех инновационной деятельности зависит от вклада различных секторов политики. В то же время, решения проблем в других секторах политики становятся все более и более зависимыми от новых знаний и инноваций. Достаточно сказать, что сегодня инновационная политика тесно взаимодействует и с другими политиками государства, такими как: фискальной, промышленной, образовательной, региональной, окружающей среды, энергетики, занятости, здравоохранения и социальной политиками [7, с. 357–358].
Инновационная политика той или иной страны, не является «чистым» выражением определенной теоретической модели, а представляет собой совокупность мер разной направленности, сохраняя при этом характерную специфичность национальной инновационной политики. Особое место в процессе инновационного обновления принадлежит государству. Без поддержки государства создание условий для эффективной инновационной деятельности просто невозможно. Формирование национальной инновационной системы требует, с одной стороны, государственного управления и координации действий всех ее субъектов, с другой — самостоятельных усилий всех субъектов, которые заинтересованы в реализации инноваций, создание условий, способствующих инновационному процессу [8, с. 19]. Таким образом, не существует единой инновационной политики, которая подходила бы всем странам.
Эффективное участие государства должно быть обеспечено партнерско-паритетной формой, а не доминирующей. Государство не должно препятствовать инновационной конкуренции предпринимателей, а напротив, способствовать ее развитию, так как основу инновационной деятельности составляет предпринимательство, которое стремится коммерциализировать нововведения [9, с. 188].
Развитие взаимодействия и диалога по вопросам разработки инновационной политики между органами власти с одной стороны и бизнес-сообщества, профессиональных союзов и институтов знаний, с другой, является необходимым условием для развития социально значимых и четких политических программ [10, с.].
Разработка инновационной политики не сводится к какой-то одной программе или служит прерогативой одного ведомства, а нуждается в координации и нахождении консенсуса не только между министерствами и различными партнерами в экономике и обществе. Так как участники инновационного процесса находятся в разных отраслях и сферах деятельности, на их активность влияют решения, принимаемые практически всеми государственными министерствами и ведомствами.
В этой ситуации важно правильное распределение ответственности различных участников, обеспечивающих динамичный характер инновационного развития и совершенно новые методы взаимодействия бизнеса и государства.
Самое главное — подвести национальный бизнес, крупный и малый, к осознанию необходимости обширного участия в инновационном процессе в целом, включающее проведение разработок и исследований. Здоровую деловую среду необходимо рассматривать как первичное условие инновационной деятельности [11, с. 7–8].
Инновационная политика государства заключается в определении государством целей, задач, направлений деятельности органов власти в сфере науки, техники и инноваций и, что инновационная политика является основой для проведения инновационной деятельности и одним из важнейших инструментов управления инновациями.
Литература:
1. Мельников В. В. Содержание инновационной и научно-технической политики государства при построении национальной инновационной системы // TERRA ECONOMICUS, 2012. № 4 (10). С. 52.
2. Атоян В. Р., Еремина Е. В. Государственная инновационная политика: структура и взаимосвязь элементов // Вестник Саратовского государственного технического университета. — 2010. — № 3 (46). — С. 194–195
3. Основы национальной экономики: учеб. пособие/ рук. авт. коллектива и науч. ред. Сидорович А. В. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2009. С. 129–130.
4. Голиченко О. Г. Основные факторы национальной инновационной системы: уроки для России. М.: Наука, 2011. С. 514.
5. Гончаренко Л. П. Инновационная политика. М.: Юрайт, 2016. С. 88–92.
6. Иванова Н. И. Инновационная политика: теория и практика // Международная экономика и международные отношения, 2016. № 1(60). С. 6.
7. Research and innovation policies in the new global economy: an international comparative analysis / edited by Philippe Larédo and Philippe Mustar. — Published by Edward Elgar Publishing Limited, 2001. — P. 357–358
8. Национальные инновационные системы: Монография / Под ред. В. П. Колесова и М. Н. Осьмовой. М.: МАКС Пресс, 2011. С.19.
9. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под редакцией Мильнера Б. З. М.: Инфра-М, 2014. С. 188.
10. The Oxford Handbook of innovation [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ezproxy.library.nu.edu.kz:2314/view/10.1093/oxfordhb/9780199286805.001.0001/oxfordhb-9780199286805-e-22.
11. Иванова Н. И. Инновационная политика: теория и практика // МЭ и МО. — 2016. — № 1, том 60 — С. 7–8