Гражданское воспитание подрастающего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Станкевич, А. В. Гражданское воспитание подрастающего поколения / А. В. Станкевич, В. Ж. Курмаев, С. М. Горбачева, И. Б. Фаустов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 339-342. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43060/ (дата обращения: 16.11.2024).



Исследование вопроса о гражданском воспитании в учреждениях дополнительного образования показало, что воспитание гражданственности и патриотизма не является для них приоритетным направлением.

Гражданское воспитание — это такое воспитание, которое готовит человека быть ответственным гражданином, активным участником политической жизни государства, способного к решительным действиям для своей страны. Основная задача гражданского воспитания — это формирование чувства принадлежности к обществу, в котором человек живет. Основное направление гражданского воспитания — это достижение учащимися следующих целей:

1) законопослушность на уровне устойчивой привычки;

2) знание и понимание законов общества;

3) осознание совокупности своих прав и обязанностей;

4) умение отстаивать свои интересы через систему правоохранительных органов;

5) навыки легитимного действия и противодействия.

Отсюда следует, что воспитание в обучающихся гражданской культуры должно быть:

1) специально организованным процессом, который включает в себя:

2) формирование у обучающихся ценностных ориентаций;

3) обучение здоровому образу жизни, взаимодействию с окружающими людьми;

4) обеспечение условий для личностного и социального развития;

5) организация деятельности детей, способствующей их активному участию в жизни общества.

Цели и задачи формирования гражданственности у подрастающего поколения включают в себя реализацию ценностных ориентаций, обучение базовым знаниям и умениям в сфере гражданского образования.

Организуя гражданское воспитание и просвещение, учреждения дополнительного образования решают задачи, носящие воспитательный, образовательный и развивающий характер.

Нельзя не отметить, что цель гражданского воспитания в системе дополнительного образования может быть достигнута только в результате решения основных задач в их единстве:

1) развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшения гражданского правосознания, мировоззрения, основанного на понимании диалектики взаимосвязи общества, человека и государства, убеждений в принципиальной необходимости оздоровления и стабилизации правовых основ государства;

2) формирование системы знаний о гражданских проблемах современности и путях их разрешения;

3) формирование мотивов, потребностей и привычек гражданского поведения и деятельности, здорового образа жизни, стремления к активной гражданской деятельности;

4) способность анализировать и проектировать гражданские ситуации;

5) обучение взаимопониманию между людьми, гражданской самодостаточности, правовой ответственности за результаты собственной деятельности;

6) формирование волевых качеств.

Хотелось бы выделить несколько необходимых составных частей формирования гражданственности учащихся учреждений дополнительного образования. Ими являются: учет возрастных критериев учеников, а также их психологические и физиологические особенности:

1) формирование гражданского мышления и ценностных гражданских ориентаций;

2) формирование гражданской культуры при повышении общей культуры человека;

3) становление гражданской жизненной позиции, при помощи организации взаимосвязи между научной, правовой, нравственной и практической деятельностью учащихся;

4) учет региональных условий;

5) мобильность и динамичность воспитательного процесса при тесном сочетании школьного и внешкольного процесса обучения.

Развитие преобразований в различных сферах государственной деятельности не может не предполагать последовательное введение гражданского образования, как в школах, так и в учреждениях дополнительного образования. Такой подход к становлению и формированию гражданственности у подрастающего поколения должен быть рассчитан на длительную перспективу, и, соответственно, должен применяться с учетом значительных усилий со стороны общества.

Проведя исследование накопленного опыта работы в системе дополнительного образования детей и подростков, проведя анализ объективных и субъективных противоречий, можно сделать вывод, что именно в учреждениях дополнительного образования образовательно-воспитательная деятельность имеет наиболее приемлемые условия для внедрения и функционирования программы патриотического и гражданского воспитания подростков. Учреждения дополнительного образования детей и подростков за счет интеграции базового и вариативного компонентов содержания образования могут обеспечивать условия формирования и коррекции гражданской культуры подрастающего поколения. Этому способствует ценностно-целевая основа воспитательной деятельности в системе дополнительного образования, которая базируется на взаимодействии с семьей и школой, которые, несомненно, являются ведущими социальными институтами, которые ориентированы на воспитание в детях патриотизма, гражданской культуры, нравственности, позволяющей реализовывать личностный вклад в развитие государства и общества.

В результате проведенного исследования, были выявлены эффективные и интересные формы развития культуры подростков в сфере гражданского образования. К таким формам можно отнести: фестивали, семинары, недели гражданской активности, форумы, акции патриотической направленности, конкурсы по гражданскому проектированию, а также нельзя не отметить участие подростков и детей в деятельности общественных организаций и объединений.

Проанализировав работу учреждений дополнительного образования по формированию гражданской позиции у подрастающего поколения, можно сделать вывод, что гражданская ситуация, сложившаяся в современном обществе нуждается в проработанной системе гражданского образования. Для этого необходимо решить несколько сложнейших задач. Для начала необходимо создание единой программы, которая будет отвечать требованиям современной образовательной системы и сможет дать полное представление о том, что представляет взаимосвязь «гражданин-общество» и «общество-государство». Следующим шагом необходимо создание методической системы по повышению квалификации педагогов дополнительного образования в области гражданского воспитания и гражданского обучения.

Обновление образование с целью улучшения гражданской культуры у детей и подростков может внести свой вклад в сохранение нации, обеспечение всестороннего развития российского государства и общества с гражданской, правовой культурой, высоким уровнем жизни. Черты гражданского облика, заложенные в детском или подростковом возрасте, оказывают влияние на дальнейшую жизнь человека.

Отсюда следует, что гражданские качества личности должны рассматриваться, как качества характеризующие индивида с точки зрения его способности к активному проявлению гражданской позиции, которая проявляется через самоорганизацию и самоопределение в социально значимой деятельности подростка. На сегодняшний день с полной уверенностью можно сказать, что политика государства и педагогическая практика придерживаются единого мнения в данном вопросе. Проблема гражданского образования и гражданского воспитания как слияние нравственной и правовой культуры находит свое отражение и в российском законодательстве. Государство в своей деятельности целенаправленно создает режим всеобщего уважения чести и достоинства гражданина, способствуя их возвышению. Государство ведет работу по утверждению в обществе таких представлений о чести и достоинстве, которые для каждого гражданина являются четким ориентиром его гражданского поведения, стимулирует его всестороннее духовное и физическое развитие, способствуя реализации творческого потенциала, взращивая ответственность за судьбу своей страны.

Формирование гражданского общества предполагает развитие глубокого массового осознания социальных, мировоззренческих и ценностно-целевых перемен в корневых основах общественной жизни. Мотивационно-волевые и интеллектуальные усилия личности, способствующие освоению приоритетных ценностей, которые и составляют факт гражданственности, должны развиваться всеми образовательными учреждениями являясь социально-педагогической направленностью данного процесса. Феномен гражданственности не может не содержать в себе такие приоритетные ориентиры как права человека, равенство перед законом, законопослушность, социальная справедливость, толерантность и патриотизм. Этот сложный социально-педагогический процесс с целевыми установками на стимулирование личностного потенциала гражданственности нуждается в инновационных технологиях, которые способны обеспечить на личностном уровне реализацию задач, представленных в учебно-воспитательных программах, в учебных комплексах для образовательных учреждений.

Гражданское образование должно включать в себя обучение о образование в их неразрывном единстве. Его целью является подготовка порастающего поколения к условиям жизни в гражданском обществе. Данная цель может быть достигнута путем формирования у подростков устойчивых представлений о государстве и праве, обществе и его социуме, основных социальных связях и отношениях государства, а также его основных институтах. Понятие гражданственность, которое выступает перед нами как результат гражданского воспитания, раскрывает в себе интегративное качество личности, которое подразумевает нравственную и правовую культуру подростка. Данное качество выражает чувство собственного достоинства, внутреннюю свободу личности, уважение и доверие к государственной власти и к гражданам государства.

Отсюда следует, что гражданственность, как сложное интегративное единство, может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах процесса гражданского образования и воспитания подрастающего поколения. Раскроем данное понятие в каждом из аспектов:

1) Социально-правовой аспект определяет гражданственность, как высокий уровень развития демократического сознания, безоговорочное принятие демократических ценностей, готовность к активному участию в управлении государством.

2) Морально-этический аспект понимает гражданственность как высокий уровень нравственной культуры общества, при этом оценивает степень приближения общества к таким идеалам, как патриотизм, честь, достоинство, ответственность, долг, совесть, милосердие, гуманность.

3) В социально-психологическом аспекте гражданственность рассматривается, как чувство единства со своей страной и обществом, любовь к Родине, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимость.

4) Педагогический аспект понимает гражданственность совокупность личностных качеств учащегося, которые определяют его социальную направленность, готовность достигать социально значимых целей, при этом соблюдая правовые и моральные нормы, принятые в данном обществе.

Формирование гражданственности у подрастающего поколения является насущной проблемой педагогической теории и практики, которая сформировалась в результате противоречия между недостаточным уровнем гражданской активности среди детей и подростков и отсутствием разработанности социально-педагогических основ этого явления. Развитию негативных явлений в детской и подростковой среде способствовало снижение роли семьи как института воспитания. Оказать помощь государству в решении этих вопросов призваны учреждения дополнительного образования. При этом дополнительное образование становится не только средством повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, но и средством развития личности, ее социализации, индивидуализации.

Литература:

  1. Асмолов А. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. 1997. — № 9.
  2. Беляев A. B. Социально-педагогические проблемы гражданственности: История и современность. Ставрополь: СГУ, 1996.
  3. Газман О. С. Общественное гражданское воспитание: взгляд в будущее // Советская педагогика. 1990. — № 7.
  4. Никитин А. Ф. Единство гражданского и нравственного воспитания // Советская педагогика. 1990. — № 2.
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, гражданское воспитание, гражданское образование, подрастающее поколение, гражданская культура, общество, учреждение, активное участие, гражданская активность, Педагогический аспект.


Задать вопрос