Генезис прав человека: горизонты мирового развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 05.05.2017

Статья просмотрена: 1793 раза

Библиографическое описание:

Мамошин, В. И. Генезис прав человека: горизонты мирового развития / В. И. Мамошин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 226-230. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43075/ (дата обращения: 15.11.2024).



В представленной работе рассмотрена ретроспектива развития поколений прав человека, предпосылки и основные направления формирования прав и свобод человека. В рамках данной статьи обозначены современные правовые теории, а также тенденции на законодательное закрепление прав и свобод человека, претендующих на 4 и 5 поколение прав. Задачей автора было соотнести значимость и необходимость узаконивания притязаний, не характерных для традиционного общества, приемлемость практической реализации теории соматических прав человека.

Ключевые слова: права и свободы человека, поколения прав человека, соматические права, развитие прав человека, конституция, философия права

Во все времена, развитие прав и свобод человека сопровождалось существенными изменениями в различных сферах общественной жизни и сознании людей.

Зачастую, потребность в таком развитии возникала в умах людей задолго до его воплощения в форме конкретных правовых предписаний. В основе развития каждого из поколений прав человека и их закрепления на законодательном уровне лежали уже протекающие в обществе отношения, однако сущность такого развития определяла идея. Именно идея, лежала в основе анализа существующих в обществе отношений и выработке предложений и различных вариаций для их дальнейшего развития и привнесения чего- либо кардинально нового.

Но идея не рождается из пустого места. Она долго вынашивается, тщательно анализируется, пока не находит своего отражения в какой-либо форме. Так, в обществе перманентно существуют некие противоречия, негативные факторы, избыток которых непременно приводит общественному коллапсу и дестабилизации основных институтов — прежде всего государства и права. И человек, носитель такой идеи, будь то философ-просветитель или учёный, наблюдая такие противоречия, задумывается о практической реализации своей идеи, которая как ему кажется, поможет их сгладить, или вовсе избавиться, превознося общество на новый этап своего развития.

Между тем, практической реализации подлежат лишь те идеи и концепции, которые нашли поддержку в умах людей и общества, по крайней мере той его части, которая на такую реализацию способна. Ведь как подсказывает нам исторический опыт, реализация политико-правовых новшеств далеко не всегда приводит к ожидаемым результатам, более того, сама такая реализация далеко не всегда проистекает именно в том русле, в котором она была изначально задумана и в котором она была бы социально приемлема.

Так или иначе, путем проб и ошибок и минуя многие эпохи, мировое сообщество шагнуло в 21-й век, имея своим багажом повсеместное закрепление на законодательном уровне первого и второго поколения прав, а в некоторых странах нашли своё правовое отражение идеи, представленные в третьем и четвертом поколении прав.

Развитие каждого из поколений прав человека, происходило именно в тот исторический этап, в котором их закрепление в форме правовых предписаний было явлением необходимым обществу. Однако, в свою очередь, часть общества всегда противилась таким переменам, используя для отстаивания и лоббирования своих политико-правовых предпочтений властные рычаги, тем самым тормозя неизбежный прогресс.

На сегодняшний день, объем прав человека, которые стали рассматриваться в качестве естественных и неотъемлемых существенно увеличился, в сравнении с предыдущими историческими этапами. Формируясь циклично и соблюдая историческую преемственность, права человека, как важнейший общественный институт содержит в себе различные правовые предписания, являющиеся отражением представлений о содержании соответствующей правовой идеи.

Как известно, к первому поколению принято относить личные и политические права, а также право на частную собственность. Формирование этих прав началось её во времена античности, с их непосредственным отражением в правовых памятниках древнего мира. Однако их признание произошло лишь в эпоху буржуазных революций в Европе и Америки. Это такие права как: право на свободу мысли, совести и религии, право каждого гражданина участвовать в управлении государством, право на равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность личности, право на свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, право на гласное и законное рассмотрение дела судом. Данное поколение прав основано на концепции негативной свободы. В рамках данной концепции, свобода понимается как отсутствие какого-либо принуждения, возможность действовать по собственному выбору и руководствуясь личными интересами, при этом, не подвергаясь внешнему вмешательству в частную жизнь. Закрепляя данные принципы, государство обязуется не вмешиваться в сферы общественной жизни, регулируемые данными правами. Закрепление и практическая реализация данных прав ограничивает власть государства и создаёт простор для проявления индивидуальности человека, предоставляет свободу выбора.

Права первого поколения были призваны защитить свободу человека как личности, от необоснованного вмешательства государства. При этом, власть государства не ограничивалась от соблюдения указанных прав, что отнюдь не вело к умалению его роли, снижению функций, полномочий. Скорее наоборот, в концепции данного поколения прав, функции государства непосредственно связаны с защитой и обеспечением прав и свобод человека, с регулированием границ их реализации и с разрешением споров о правах. Проблематика данной концепции состоит в том, что, осуществляя функции по защите и обеспечению прав и свобод человека, государство находится у очень тонкой грани, ибо с одной стороны — оно выступает как бдительный страж и регулятор, а с другой — само неизбежно нарушает эти права, приводя в исполнение свою правоохранительную систему, в полномочия которой входит ограничение прав и свобод человека, в угоду осуществления безопасности общественных отношений. Важной особенностью механизма обеспечения прав первого поколения является то, что все носители этих прав рассматриваются как равные; действия государства по обеспечению этих прав в равной мере относятся ко всем людям (что находило воплощение в идее равенства перед законом).

К правам второго поколения относятся права, сформировавшиеся в процессе борьбы человека за улучшение своего экономического положения, повышения культурного статуса (позитивные права). Борьба за их утверждение развернулась с конца 19 века и закрепилась во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) В основу концепции прав легло позитивное понимание свободы как реальной возможности осуществить свою волю наравне с другими людьми. К данным правам относятся: право на труд и свободный выбор работы, на социальное обеспечение, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование.

Третье поколение прав человека было сформировано после Второй Мировой войны и в настоящий момент нашло своё отражение на законодательном уровне лишь в западных странах. Третье поколение прав включает в себя: право на мир, на здоровую окружающую среду и декларирует, что социальное и экономическое развитие принадлежит каждому человеку и каждому народу равнозначно.

Права, относимые к третьему поколению, весьма неоднородны. С одной стороны, это так называемые «неотчуждаемые» коллективные «права народов», основанные на солидарности, к числу которых относятся: право народа на существование, на самоопределение, на развитие, на суверенитет над своими естественными богатствами и природными ресурсами, право на благоприятную окружающую среду, на равноправие с другими народами, право на развитие и др. Основы этих прав заложены в следующих международных документах: Всеобщей декларации права свобод человека и гражданина 1948 г. [1], Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., Международный пакт об экономических социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. [2], и другие.

С другой стороны, к третьему поколению относят специальные права так называемых маргинальных слоев населения, которые в силу физиологических или социальных причин не имеют равных с остальными гражданами возможностей по осуществлению общих прав и свобод и потому нуждаются в специальной поддержке со стороны национальных государств и мирового сообщества. Эти права вытекают из права на свободу от дискриминации по половому, расовому, национальному или возрастному принципу. К числу таких категорий относятся дети, женщины, инвалиды, беженцы, представителей национальных и расовых меньшинств и др. То есть те категории граждан, которые более уязвимы к нарушению прав и реализация прав которых требует от государства дополнительных гарантий.

Появление международно-правовых актов по правам человека свидетельствуют о том, что идеи и принципы обеспечения прав человека давно перестали быть внутренним делом государства, а становятся предметом заботы международного сообщества. Внутригосударственные институты защиты прав человека дополняются международно-правовыми институтами.

Всесторонний анализ многочисленных национальных и международных нормативно-правовых актов по правам человека показывает, что в современных демократических странах, фундаментальное закрепление и последующая реализация прав и свобод человека занимает центральное место, на котором зиждется вся правовая система.

Безусловно, возникновение и развитие прав и свобод человека стало важнейшей вехой на пути становления современного демократического государства. В наше время, государства с западно-либеральными ценностями, основанные на фундаменте гражданского общества, задают мировые тенденции развития прав человека и формируют вектор закрепления основополагающих демократических прав в развивающихся странах. Исходя из этого, внутригосударственные и международные правовые системы выстраиваются по принципу приоритета прав личности, признания прав человека высшей ценностью.

Относительно вышеуказанных мировых тенденций развития прав и свобод человека, и выделения из них 4 и 5 поколений, в настоящее время одной из самых спорных и противоречивых правовых теорий, является теория соматических (личностных) прав.

Термин «личностные (соматические) права», произошедший от греч. soma — тело, обязан своим появлением в российской юридической науке В. И. Круссу. В основе его теории лежит концепция, обуславливающая право человека самостоятельно распоряжаться своим телом: осуществлять его «модернизацию», «реставрацию» и даже «фундаментальную реконструкцию», изменять функциональные возможности организма и расширять их технико-агрегатными либо медикаментозными средствами [3, с. 43].

Приблизительный или исчерпывающий перечень соматических прав сформулировать невозможно, однако М. А. Лавриком выделены следующие притязания человека, подпадающие под понятие соматических прав, так, это:

1) право на смерть;

2) права человека относительно его органов и тканей;

3) сексуальные права человека (Всемирная организация здравоохранения под этим понимает: возможность искать, получать и передавать информацию, касающуюся сексуальности, сексуальное образование, выбор партнера, возможность решать, быть человеку сексуально активным или нет, самостоятельно решать вопрос о добровольных сексуальных контактах, вступлении в брак; право на легализацию проституции; оборот порнографической продукции и правовое регулирование положения сексуальных меньшинств);

4) репродуктивные права человека (позитивного характера: искусственное оплодотворение; негативного характера: аборт, стерилизация, контрацепция);

5) право на перемену пола;

6) право на клонирование как всего организма, так и отдельных органов;

7) право на употребление наркотиков и психотропных веществ.

8) в дальнейшем будущем — право на виртуальное моделирование, в смысле полного утверждения (дублирования) себя в неметрической форме объективного существования [4, с. 25].

Естественно, что указанные воплощения соматических прав вступают в противоречия с традиционной культурой, религиозной традицией, но что еще более важно – зачастую понимание таких прав разворачивается в иррациональной плоскости восприятия мира. Так, под правом на «любовь» как одной из категорий высших чувств — культурной и духовной ценности, понимают право на половые отношения, нивелируя право на любовь до уровня животных инстинктов.

Аналогичная ситуация складывается с соматическими правами однополых отношений, которые увязываются с правами политическими, культурными, получая таким образом легальные формы влияния сексуальных меньшинств на культурные генофонды государств. Безусловно, данная категория прав подлежит признанию и особой защите со стороны государства. Между тем, процесс выведения таких отношений в культурное поле как образец поведения, придания им юридического статуса публичной «нормальности» представляется весьма затруднительным и противоречивым, с учётом устоявшихся реалий российского общества и преобладающего общественного мнения.

Кроме того, ряд соматических прав уже нашёл своё законодательное закрепление в ряде западных стран, тогда как в Российской Федерации аналогичные попытки были провальными. Так, в 2004 г. в Государственной думе РФ рассматривался законопроект «О регулировании платных услуг сексуального характера», предполагающий легализацию проституции по аналогии с Германией и Нидерландами (в обоснование принятия данного законопроекта, в частности, приводилось положение ст. 34 Конституции РФ об использовании своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности).

Не менее сложные противоречия вызывает соматическое права «эвтаназии» и «суицида», запрещенных мировыми религиями. Доктринальное определение звучит следующим образом: право на смерть — это возможность (свобода) человека сознательно и добровольно в выбранный им момент времени уйти из жизни избранным и доступным ему способом. Но если спор между гуманистами и представителями религиозных конфессий по вопросам «эвтаназии» неоднозначен, то с точки зрения юридической реальности институт «эвтаназии» опасен в силу его использования для «легального» убийства. В России, согласно ст. 45 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан эвтаназия запрещена. Данное положение на протяжении долгого времени становится предметом дискуссий на различных общественных площадках.

Существуют, конечно, и существенные иррациональные противоречия в религиозных ценностях и традициях. Так, к примеру, запрет на аборты в ситуациях генетических мутаций не вяжется с запретом на генетическую корректировку плода (так называемые «дизайнерские дети») по сути не оставляя родителям выбор и призывая к рождению неполноценных детей, обреченных на страдание всю их жизнь, а также на страдание их родных. Характерно при этом, что и высшая политическая, экономическая элита, а также духовная элита государств зачастую проявляет сильнейший теневой интерес к технологиям «бессмертия», при этом декларирует общественности запрет на клонирование, генетические модификации и иные технологии биоинженерии. Очевидно, что в потенциале, борьба за данные соматические права между монополией элит на технологий «бессмертия», «молодости» и остальным населением планеты будет разворачиваться уже в обозримом будущем.

Относительно клонирования, в России действует федеральный закон 2002 г. «О временном запрете на клонирование человека». Следовательно, о праве человека на клонирование говорить пока не представляется возможным, так как ни в 1-й стране мира клонирование ещё не нашло своего отражения.

Однако не следует полагать, что данные тенденции обходят Россию стороной. Сегодня идея соматических прав постепенно проникает и в отечественное нормативное регулирование, в результате чего возникает серьёзный общественный резонанс.

В Российской Федерации действуют отдельные законы и подзаконные акты, касающиеся соматических прав человека: Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан 1993 г., закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» 1992 г., Инструкция по определению критериев и порядка определения момента смерти человека, прекращению реанимационных мероприятий: Утв. Приказом Минздрава РФ от 4 марта 1993 г.

Ярким примером новеллы, подпадающей под понятие соматических прав является ст. 8 Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», что при изъятия органов у погибшего человека резюмируется согласие родственников, что повышает риски убийства пострадавшего с целью изъятия органов и тканей с их последующей продажей на черном рынке [5]. И при детальном рассмотрении явно вырисовывается связь соматических прав с социально-экономическими и культурными правами. Так, права в сфере осуществления операций по пересадке органов и тканей, по перемене пола имеют первооснову в праве на охрану здоровья и медицинскую помощь, репродуктивные права применительно к России связаны с положениями Конституции о том, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» (ч. 1 ст. 38) [6]. Право на распространение порнографических изданий нередко связывается со свободой выражения [7, с. 74]. И хотя, возможно, отдельные суждения представляются спорными, ясно одно: четкое отнесение соматических прав к группе личных представляется далеко не бесспорным.

Итак, можно наметить различные пути развития прав человека и формирования новых поколений с использованием тенденций исследования теории соматических прав человека. Так, с позиции конституционного права теория соматических прав может быть востребована для изучения тенденций в развитии современного конституционализма, с точки зрения расширения перечня прав человека, и использования механизма ограничений прав. Также, целесообразным является проведение исследований отдельных соматических прав: как в конституционном праве, так и в рамках других отраслевых юридических наук, однако, насколько работоспособной и жизненной окажется представленная теория и какая её часть найдет законодательное отражение — покажет время.

Проанализировав ретроспективу развития поколений прав человека, а также современные перспективы их развития можно прийти к выводу, что перечень прав, требующих защиты и законодательного закрепления, неизбежно будет расширяться. Однако, однозначно оценить данный процесс нельзя, так как с одной стороны, расширение круга признаваемых и охраняемых законом прав должно способствовать усилению правовой защищенности личности. С другой — каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежные конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. Более того, учитывая тенденции развития правовых теорий, претендующих на 4 и 5 поколение, можно сказать, что конфликт неизбежен не только на правовом, но и на социально-культурном уровне. Ведь позиции прогрессивно настроенной части населения, неизбежно вступят в противоречия с людьми консервативного типа мышления, построенного на традиционных ценностях, фундамент которых сформировали мировые религии.

Неудивительно, что многие специалисты выражают сомнение в том, что все «новомодные» правовые притязания должны рассматриваться в качестве неотъемлемых прав. Говоря о развитии прав человека в условиях современного мирового сообщества, нельзя не выделить негативное влияние на развитие гуманитарного права, стремление многих государств использовать права человека как инструмент политической борьбы, зачастую формально декларируя незыблемость основных прав и свобод человека, но практически их не соблюдая и не реализовывая, или же оправдывая защитой общественной безопасности вторжение в личную жизнь граждан и ограничение того круга прав, которые в целом и формируют правовой статус личности.

Таким образом, сфера прав человека сейчас, как и прежде, остается полем острой идеологической, политической и даже культурной борьбы, и перспективы ее развития по-прежнему определяются множеством факторов и зачастую не ограничиваются лишь необходимостью практической реализации правовых теорий, в рамках регулирования действующих общественных отношений.

Литература:

  1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Бюллетень международных договоров. — март 2001 г. — № 3.
  2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998 г.
  3. Крусс В. И. Личностные («соматические») права человека в конституционном и философско-правовом измерении: к постановке проблемы // Государство и право. 2000. № 10. С. 43.
  4. Лаврик М. А. К теории соматических прав человека // Сибирский юридический вестник. 2005. № 3. С. 25.
  5. О трансплантации органов и (или) тканей человека: закон РФ от 22.12.1993 № 4180-I // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. № 2. Ст. 4172. 2016. № 23. Ст. 2932. (с изм. и доп. от 23.05.2016).
  6. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Официальный текст (с учетом поправок, внесенных 05.04.2014) // СЗ РФ. 2014. № 9. Ст. 851.
  7. Власихин В. Миллер против Калифорнии. Эротика и порнография в решениях Верховного Суда США // Рос. юстиция. 2001. № 5. С. 74.
Основные термины (генерируются автоматически): свобода человека, поколение, развитие, Российская Федерация, законодательное закрепление, идея, практическая реализация, Россия, теория, Всеобщая декларация.


Похожие статьи

Права человека как основополагающая правовая категория в теории социального государства

В статье рассматривается вопрос о роли и значении прав человека в процессе становления социального государства. Особое внимание уделяется анализу кейнсианства, которое послужило теоретической базой для первоначального оформления теории социального го...

Правовые идеи в философии нового времени

В работе выявлено значение философско-правовых идей нового времени. Автор показал процесс правовой подготовки и последующей реализации правового государства. Сегодня в условиях развития правового государства философско-правовая мысль нового времени с...

Право на самоопределение: проблемы его реализации

В статье рассматриваются основные проблемы реализации права народов на самоопределение в контексте современного международного права. В статье отражены история развития термина права народов на самоопределение, раскрывается его смысловое значение и о...

Государственная власть и государство: истоки явлений и характерные особенности

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью феномена государственной власти и её особенностей. Целью статьи является исследование зарождения, формирования и развития властных отношений внутри ранних моделей организации общества. На осн...

Интеллектуальная собственность: основы зарождения и развития конституционно-правовой защиты

В статье рассмотрены эволюционные процессы развития интеллектуальной собственности, способствующие современному пониманию конституционно-правовой защиты на уровне государства в сфере интеллектуальной собственности. Изучены существенные исторические с...

Международные инициативы по защите прав женщин и российская практика

В статье рассмотрены основные исторические этапы становления и развития идеи борьбы за права и равенство женщин на международном уровне. Также в статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, принятые в процессе становления международных м...

Развитие личных и политических прав человека в РФ: общетеоретический анализ

Настоящая статья посвящена общетеоретическому анализу личных и политических прав человека в Российской Федерации, которые в буквальном смысле слова пронизывают все сферы общественной жизни. В современном мире личные и политические права человека явля...

Сущность эвтаназии как социального института: основные подходы к проблеме

в статье рассматривается проблема конкретизации термина «эвтаназия», обозначается спектр вопросов, связанных с правом человека на достойную смерть, а также активные и пассивные формы ее сопровождения. Автор приходит к выводу о том, что цели социологи...

Неосновательное обогащение в гражданском праве России

В статье рассмотрены исторические аспекты возникновения и развития института неосновательного обогащения, его роль в системе гражданского права. Приведены теоретические основы неосновательного обогащения, в том числе, определены ключевые элементы и ...

Становление правовой культуры в России: значение, проблемы, пути решения

В настоящее время Россия идет по пути становления правового государства, создание которого невозможно без высокой правовой культуры населения. Значимость обозначенной темы важна и с точки зрения развития гражданского общества — одного из наиважнейших...

Похожие статьи

Права человека как основополагающая правовая категория в теории социального государства

В статье рассматривается вопрос о роли и значении прав человека в процессе становления социального государства. Особое внимание уделяется анализу кейнсианства, которое послужило теоретической базой для первоначального оформления теории социального го...

Правовые идеи в философии нового времени

В работе выявлено значение философско-правовых идей нового времени. Автор показал процесс правовой подготовки и последующей реализации правового государства. Сегодня в условиях развития правового государства философско-правовая мысль нового времени с...

Право на самоопределение: проблемы его реализации

В статье рассматриваются основные проблемы реализации права народов на самоопределение в контексте современного международного права. В статье отражены история развития термина права народов на самоопределение, раскрывается его смысловое значение и о...

Государственная власть и государство: истоки явлений и характерные особенности

Актуальность статьи обусловлена недостаточной изученностью феномена государственной власти и её особенностей. Целью статьи является исследование зарождения, формирования и развития властных отношений внутри ранних моделей организации общества. На осн...

Интеллектуальная собственность: основы зарождения и развития конституционно-правовой защиты

В статье рассмотрены эволюционные процессы развития интеллектуальной собственности, способствующие современному пониманию конституционно-правовой защиты на уровне государства в сфере интеллектуальной собственности. Изучены существенные исторические с...

Международные инициативы по защите прав женщин и российская практика

В статье рассмотрены основные исторические этапы становления и развития идеи борьбы за права и равенство женщин на международном уровне. Также в статье рассматриваются основные нормативно-правовые акты, принятые в процессе становления международных м...

Развитие личных и политических прав человека в РФ: общетеоретический анализ

Настоящая статья посвящена общетеоретическому анализу личных и политических прав человека в Российской Федерации, которые в буквальном смысле слова пронизывают все сферы общественной жизни. В современном мире личные и политические права человека явля...

Сущность эвтаназии как социального института: основные подходы к проблеме

в статье рассматривается проблема конкретизации термина «эвтаназия», обозначается спектр вопросов, связанных с правом человека на достойную смерть, а также активные и пассивные формы ее сопровождения. Автор приходит к выводу о том, что цели социологи...

Неосновательное обогащение в гражданском праве России

В статье рассмотрены исторические аспекты возникновения и развития института неосновательного обогащения, его роль в системе гражданского права. Приведены теоретические основы неосновательного обогащения, в том числе, определены ключевые элементы и ...

Становление правовой культуры в России: значение, проблемы, пути решения

В настоящее время Россия идет по пути становления правового государства, создание которого невозможно без высокой правовой культуры населения. Значимость обозначенной темы важна и с точки зрения развития гражданского общества — одного из наиважнейших...

Задать вопрос