В статье рассмотрена разработка и внедрение активных методов обучения в учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей. Современная ситуация в подготовке высококвалифицированных специалистов требует тактики обучения в вузе.
Ключевые слова: высококвалифицированные специалисты, учебные дисциплины, специалист
The article considers the development and implementation of active teaching methods in the learning process, which requires constant improvement, as the priorities and social values change. The current situation in the training of highly qualified specialists requires tactics of training in a higher educational institution
Keywords: Highly qualified specialists, educational disciplines, specialist
В настоящее время применение активных методов обучения в учебно-воспитательном процессе всё более совершенствуется. Непрерывный процесс внедрения активных методов обучения, на основе достижений и реализации научных знаний, все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который отвечает удовлетворению возрастающих потребностей человека. Подготовка высококвалифицированных специалистов в высшей школе требует новых методов обучения. Главными качествами выпускников после окончания учебного заведения является осведомленность во многих областях знаний. Успешность достижения зависит не только от того, что усваивается, но и от того, как усваивается.
В Республике Узбекистан за более чем двадцатилетний период независимости накоплен огромный научный потенциал, способствующий успешному интегрированию в мировое сообщество и возможностью усваивать и новые знания и технологии образования. Первый Президент Узбекистана Ислам Каримов отмечал: «В Республике Узбекистан сформирован интеллектуальный потенциал, который по своему уровню развития, инновационным открытиям, возможностям превосходит сегодня многие развивающиеся страны мира, а во многом и не уступает экономически развитым странам» [1:198].
Изменения, которые соответствуют требованиям современности системы профессионального образования объективно требует приведения его в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг, здравоохранения, государственной службы и т. п. В связи с этим необходимо создание системы прогнозирования потребностей рынка труда в специалистах различной квалификации. Обеспечение этих потребностей связано с доступностью профессионального массового образования, направленного на формирование не только профессиональных знаний и умений, но и мировоззрения будущих специалистов [4:4].
Современное разделение труда требует специалистов различного уровня образования по многим профессиям и специальностям. Такое многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности намного усугубляет проблему воспитания и обучения, формирования и развития личности на всех этапах его профессионального становления. Необходимо понять и по-новому оценить роль и место профессиональной педагогики в общей системе знаний.
В социально-экономическом, политическом, духовном процветании Республики Узбекистан, в решении имеющихся в этих сферах проблем, профессиональные кадры являются одним из главнейших факторов сегодняшней жизни. «О каких бы проблемах и задачах нашей сегодняшней жизни, о какой бы перспективе мы не говорили, буквально на всех уровнях управления производства — все упирается в кадры и только в кадры. Без решения этой проблемы практически нельзя видеть свою перспективу», — подчеркивал Первый Президент Республики Узбекистан Ислам Каримов [2:282].
Именно поэтому, одной из важнейших дисциплин в подготовке будущих педагогов профессионального обучения, как подготовка к методически грамотному и творческому осуществлению педагогического процесса в учебных заведениях является методика профессионального обучения.
Каждому человеку рано или поздно приходится определяться в своей профессии или специальности. Современное разделение труда объективно требует подготовки будущих рабочих и специалистов по тысячам профессий и специальностям, каждая из которых имеет свою специфику. Многообразие видов трудовой, профессиональной деятельности существенно усложняет проблему научного обоснования обучения, воспитания и развития учащихся на всех этапах профессионального становления человека. Элементы такого становления просматриваются уже с самых первых шагов приобщения ребенка к окружающему его миру. Уже на уровне первоначальных знаний, навыков и умений, которыми овладевает ребенок в семье, в дошкольных образовательных учреждениях, в общеобразовательной школе, имеются «зачатки» тех или иных профессиональных компонентов, «эмбрионы» будущей трудовой деятельности человека, независимо от того, в какой сфере общественно полезного труда ему предстоит в дальнейшем реализовать свои индивидуальные интересы и способности.
Во все времена особое место занимают идеи профессиональной и трудовой подготовки подрастающих поколений, ибо на всех этапах своей истории человечество решало важную для себя задачу передачи трудового и профессионального опыта от одного поколения к другому.
В связи с этим, формирование различных видов педагогической компетентности является важным условием профессиональной подготовки специалиста и цель данного пособия помочь студентам с наибольшей эффективностью освоить содержание педагогической подготовки в медицинском вузе.
Литература:
- Каримов И. А. Узбекистан на пороге XXI века: угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.: Узбекистан, 1998. Собрание сочинений. Том 6. — С. 198.
- Каримов И. А. Наши дети должны быть лучше, умнее, мудрее и конечно, счастливее нас. — Т.: Узбекистан, 1999. Собр. соч. Том 7. — С. 282
- Врач-педагог в изменяющемся мире: традиции и новации / Под редакцией академика РАМН, проф. Н. Д. Ющука — М.: ГОУ ВУНМЦ, 2005. — 336с.
- Педагогика профессионального образования: Учеб. посо- П 24 бие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. П. Белозерцев, А. Д. Гонеев, А. Г. Пашков и др.; Под. ред. В. А. Сластёнина. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 368 с.
- Уста-Азизова Д. А. Методика профессионального обучения. Учебное пособие. — Ташкент. Изд. «Фан». 2014.- 105 с.