Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ваулина, И. Н. Проект по приобщению дошкольников к патриотическому воспитанию «Мой мир — открытая книга» / И. Н. Ваулина, Ю. А. Нельмаер, Е. А. Сопельник, О. В. Наумова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 314-321. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43079/ (дата обращения: 16.11.2024).



Актуальность разработки иреализации проекта

Нравственное патриотическое воспитание — одна из основных задач нашего времени, так как является одним из важнейших элементов общественного сознания, которое составляет основу жизни способности любого общество и государства. Нравственно-патриотическое воспитание это одно из направлений социального развития и не может рассматриваться вне этого контекста.

В дошкольный период формируются ценностные ориентации, нравственные качества ребенка, составляющие духовную основу его личности. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все то, что усвоено в этот период: знания, навыки привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Социальная компетентность предполагает наличие следующих компонентов: когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий.

Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этических способов общения. К концу дошкольного детства чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому воспитательно-образовательный процесс должен охватывать всю полноту данного направления.

Нравственно патриотическое воспитание в ДОУ, как одно из направлений социального развития, достигается не столько какой — либо системой специальных мероприятий, сколько общая организация жизни группы, насыщенностью эмоционально-познавательными видами деятельности. Принципиально важным при этом является создание предметно-развивающей среды. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение задач, стоящих перед современной дошкольной педагогической наукой и практикой невозможно без создания современной предметно развивающей среды. Она обеспечивает гармоничное взросление детей и их успешную самореализацию в мире детства.

Проблема: как, каким образом сформировать у ребенка чувство патриотизма, учитывая полноту и многогранность этого понятия, которое станет фундаментом его личности, обеспечив ему гармоничное мироощущение и успешную адаптацию к любым новым социальным условиям.

Гипотеза: формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет успешным, если обеспечить целостность и многогранность воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, средствами предметно развивающей среды, базирующаяся на личном опыте, интересах возрастных особенностях ребенка, стимулирующей к творчеству, познанию, эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, позволяющей проявлять и развивать свою индивидуальность обеспечивающее ежедневное «погружение» ребенка в данную тему.

Цель: сформировать у детей основы патриотического сознания средствами предметно развивающей среды, объединяющей все направления нравственно- патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Разработать и реализовать модель предметно развивающей среды способствующей эффективному формированию нравственно патриотических чувств.
  2. Обеспечить обогащение предметно развивающей среды по нравственно — патриотическому воспитанию разнообразными игровыми и дидактическими и игровыми материалами.
  3. Развивать у детей нравственно патриотические чувства, формирующие основы гражданского сознания.
  4. Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку чувство комфортности, успешности, возможность проявлять индивидуальность творчества.
  5. Сформировать, расширить, углубить знание и представление детей о прошлом и настоящим родного города края страны мира

Сроки реализации проекта: 2014–2018 гг.

Целевые участники: дети, педагоги, родители.

Концептуальные основы реализации проекта

Основным компонентом реализации этой идеи является специально организованный центр, на базе которого строиться вся работа по нравственно — патриотическому воспитанию.

Данный центр отвечает следующим требованием ФГОС к развивающей предметно — пространственной среде.

‒Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.

Развивающий центр смоделирован таким образом, что позволяет разместить в нем материал по всем направлениям нравственно патриотического воспитания.

‒Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.

Организация взаимодействие детей с данным развивающим центром выражается в следующих тезисах: «Знаю сам — расскажу всем», «Хочу узнать — спрошу у того, кто знает», «Мой мир интересен всем- мир других интересен мне», «Создаем вместе с участием каждого».

‒Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безлопастной.

Идея организации центра предполагает периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Организованная предметно-развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию будет выполнять следующие функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную.

Основными формами организованной деятельности в развивающем центре по формированию нравственно-патриотических чувств станут:

  1. Создания тематических фотовыставок, фотоальбомов и тематических папок, позволит детям вновь возвращаться к прошедшим событиям; привлечет к работе родителей; поможет детям сформировать представление о временной перспективе личности, почувствовать себя значимым субъектом коллектива.
  2. Контурные карты. Постепенное заполнение контурных карт совместно с детьми, поможет расширить компетентность ребенка о природных географических объектах.
  3. Мини-музей. Коллективное создание мини-музеев, тематических выставок поможет сформировать представление ребенка о себе, как об активном члене детского общества; объединить детей и родителей по достижению заданной цели; углубит, систематизирует и расширит представление детей об окружающем мире.
  4. Тематические мини — сочинения. Создания сочинений совместно с родителями расширит представление детей об истории семьи в контексте об истории родной страны; объединит детей и родителей в совместной деятельности.
  5. Организация индивидуального пространства «Знакомьтесь — это я». В этой форме организованной деятельности заложена идея о том, что основой и началом развития нравственно-патриотических чувств является формированием у ребенка положительной «Я-концепции». Данная форма деятельности предполагает ознакомление ребенка с правилами работы с символическими и условными обозначениями. Символические обозначения используются в следующих разделах: «Мое настроение», «Ты сегодня лучше всех», «Я хочу сказать тебе». В разделах «Что я хочу рассказать о себе», «Пишу письмо», дети передают свою мысль с помощью рисунков или письменного текста. Раздел «Наше солнышко» позволит ребенку почувствовать себя в центре внимания, а другим детям проявить любовь, внимание и заботу, по отношению к своему товарищу.
  6. Кармашки — копилки, выполненные из прозрачного материала, они предназначены для наполнения их материалом на заданную тему. Ожидаемый результат:
  1. Предметно-пространственная среда.

‒ Организованный центр на базе которого строиться воспитательно-образовательная работа по нравственно- патриотическому воспитанию.

‒ Дидактические игры, познавательная литература, информационный наглядный материал.

‒ Самостоятельно созданы тематические фотоальбомы и папки.

‒ Коллекция экспонатов тематических мини выставок.

  1. Дети

‒ Сформированный положительный образ «Я»

‒ Сформированная способность к восприятию уважению другого человека, толерантность и терпимость у другим людям.

‒ Целостное представление о социальной действительности, городе, крае, стране, мире.

‒ Сформированная способность эмоционально реагировать на различные события, обстоятельства, информацию, художественные произведения, связанные с патриотической направленностью.

  1. Информационно-образовательный продукт.

‒ Методические рекомендации «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию»

‒ Аналитический доклад об итогах реализации проекта «Мой мир — открытая книга»

‒ Видеопрезентация реализации проекта «Мой мир — открытая книга».

Этапы работы

  1. Организационно— подготовительный этап (2014–2015)
    1. Составление проблемно-ориентированного анализа.
    2. Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
    3. Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.
  2. Технологический этап (2015–2018)
  1. Разработка модели обогащенной предметно-пространственной развивающей среды группы.
  2. Разработка эскизов развивающего игрового оборудования.
  3. Определение основных ресурсов для реализации проекта.
  4. Выработка плана конкретных действий по воплощению разработанных эскизов развивающего игрового оборудования.
  5. Практическая деятельность по реализации проекта.
  1. Рефлексивно-обобщающий (2018)
  1. Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации.
  2. Принятие тактических и стратегических решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития.

Фотопрезентация проекта

Магнитная доска для фотовыставок

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_3037.JPG

Пространство для организации мини-выставок и мини-музеев

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_2982.JPG

Мое солнышко

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_2989.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_2991.JPG

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_2996.JPG C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_2999.JPG

«Карманы — копилки»

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_3000.JPG

Мой детский сад

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_3004.JPG

Мой город

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_3008.JPG

Мой край

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_3012.JPG

Моя Родина — Россия Моя планета

C:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_3015.JPGC:\Users\Admin\Desktop\ФОТКИ\IMG_3024.JPG

Основные термины (генерируются автоматически): патриотическое воспитание, Развивающая среда, ребенок, социальное развитие, Мой мир, представление детей, развивающий центр, воспитательно-образовательная работа, воспитательно-образовательный процесс, дошкольный период.


Похожие статьи

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников старшей группы на тему «Я и моя семья»

Проект по приобщению детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению «Читаем вместе»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста

Проект сенсорного развития детей младшей группы «Играя, познаем мир»

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми»

Творческое объединение «Непоседы» — эффективная форма социализации дошкольников

Похожие статьи

Педагогический проект «День Победы» по нравственно-патриотическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста

Проект по патриотическому воспитанию детей в старшей группе «Живая связь времён»

Детско-родительский проект по нравственно-патриотическому воспитанию для дошкольников старшей группы на тему «Я и моя семья»

Проект по приобщению детей и родителей (законных представителей) к совместному чтению «Читаем вместе»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Свой край родной люби и знай»

Экологический проект «Земля — наш общий дом» для детей старшего дошкольного возраста

Проект сенсорного развития детей младшей группы «Играя, познаем мир»

Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине

Проект по формированию у детей здорового образа жизни во второй младшей группе «Мы растем здоровыми»

Творческое объединение «Непоседы» — эффективная форма социализации дошкольников

Задать вопрос