Актуальность разработки иреализации проекта
Нравственное патриотическое воспитание — одна из основных задач нашего времени, так как является одним из важнейших элементов общественного сознания, которое составляет основу жизни способности любого общество и государства. Нравственно-патриотическое воспитание это одно из направлений социального развития и не может рассматриваться вне этого контекста.
В дошкольный период формируются ценностные ориентации, нравственные качества ребенка, составляющие духовную основу его личности. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все то, что усвоено в этот период: знания, навыки привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера, оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.
Социальная компетентность предполагает наличие следующих компонентов: когнитивный, эмоционально-мотивационный, поведенческий.
Основой социального развития является возникновение чувства привязанности и доверия к взрослым, развитие интереса к окружающему миру и самому себе. Социальное развитие создает основу для усвоения детьми нравственных ценностей, этических способов общения. К концу дошкольного детства чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Поэтому воспитательно-образовательный процесс должен охватывать всю полноту данного направления.
Нравственно патриотическое воспитание в ДОУ, как одно из направлений социального развития, достигается не столько какой — либо системой специальных мероприятий, сколько общая организация жизни группы, насыщенностью эмоционально-познавательными видами деятельности. Принципиально важным при этом является создание предметно-развивающей среды. Как отмечается в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы ДОУ решение задач, стоящих перед современной дошкольной педагогической наукой и практикой невозможно без создания современной предметно развивающей среды. Она обеспечивает гармоничное взросление детей и их успешную самореализацию в мире детства.
Проблема: как, каким образом сформировать у ребенка чувство патриотизма, учитывая полноту и многогранность этого понятия, которое станет фундаментом его личности, обеспечив ему гармоничное мироощущение и успешную адаптацию к любым новым социальным условиям.
Гипотеза: формирование нравственно патриотических чувств у детей дошкольного возраста будет успешным, если обеспечить целостность и многогранность воспитательно-образовательного процесса по данному направлению, средствами предметно развивающей среды, базирующаяся на личном опыте, интересах возрастных особенностях ребенка, стимулирующей к творчеству, познанию, эффективному взаимодействию со сверстниками и взрослыми, позволяющей проявлять и развивать свою индивидуальность обеспечивающее ежедневное «погружение» ребенка в данную тему.
Цель: сформировать у детей основы патриотического сознания средствами предметно развивающей среды, объединяющей все направления нравственно- патриотического воспитания.
Задачи:
- Разработать и реализовать модель предметно развивающей среды способствующей эффективному формированию нравственно патриотических чувств.
- Обеспечить обогащение предметно развивающей среды по нравственно — патриотическому воспитанию разнообразными игровыми и дидактическими и игровыми материалами.
- Развивать у детей нравственно патриотические чувства, формирующие основы гражданского сознания.
- Создать условия, обеспечивающие каждому ребенку чувство комфортности, успешности, возможность проявлять индивидуальность творчества.
- Сформировать, расширить, углубить знание и представление детей о прошлом и настоящим родного города края страны мира
Сроки реализации проекта: 2014–2018 гг.
Целевые участники: дети, педагоги, родители.
Концептуальные основы реализации проекта
Основным компонентом реализации этой идеи является специально организованный центр, на базе которого строиться вся работа по нравственно — патриотическому воспитанию.
Данный центр отвечает следующим требованием ФГОС к развивающей предметно — пространственной среде.
‒Развивающая среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства.
Развивающий центр смоделирован таким образом, что позволяет разместить в нем материал по всем направлениям нравственно патриотического воспитания.
‒Развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечить возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.
Организация взаимодействие детей с данным развивающим центром выражается в следующих тезисах: «Знаю сам — расскажу всем», «Хочу узнать — спрошу у того, кто знает», «Мой мир интересен всем- мир других интересен мне», «Создаем вместе с участием каждого».
‒Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безлопастной.
Идея организации центра предполагает периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Организованная предметно-развивающая среда по нравственно патриотическому воспитанию будет выполнять следующие функции: образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организующую, коммуникативную.
Основными формами организованной деятельности в развивающем центре по формированию нравственно-патриотических чувств станут:
- Создания тематических фотовыставок, фотоальбомов и тематических папок, позволит детям вновь возвращаться к прошедшим событиям; привлечет к работе родителей; поможет детям сформировать представление о временной перспективе личности, почувствовать себя значимым субъектом коллектива.
- Контурные карты. Постепенное заполнение контурных карт совместно с детьми, поможет расширить компетентность ребенка о природных географических объектах.
- Мини-музей. Коллективное создание мини-музеев, тематических выставок поможет сформировать представление ребенка о себе, как об активном члене детского общества; объединить детей и родителей по достижению заданной цели; углубит, систематизирует и расширит представление детей об окружающем мире.
- Тематические мини — сочинения. Создания сочинений совместно с родителями расширит представление детей об истории семьи в контексте об истории родной страны; объединит детей и родителей в совместной деятельности.
- Организация индивидуального пространства «Знакомьтесь — это я». В этой форме организованной деятельности заложена идея о том, что основой и началом развития нравственно-патриотических чувств является формированием у ребенка положительной «Я-концепции». Данная форма деятельности предполагает ознакомление ребенка с правилами работы с символическими и условными обозначениями. Символические обозначения используются в следующих разделах: «Мое настроение», «Ты сегодня лучше всех», «Я хочу сказать тебе». В разделах «Что я хочу рассказать о себе», «Пишу письмо», дети передают свою мысль с помощью рисунков или письменного текста. Раздел «Наше солнышко» позволит ребенку почувствовать себя в центре внимания, а другим детям проявить любовь, внимание и заботу, по отношению к своему товарищу.
- Кармашки — копилки, выполненные из прозрачного материала, они предназначены для наполнения их материалом на заданную тему. Ожидаемый результат:
- Предметно-пространственная среда.
‒ Организованный центр на базе которого строиться воспитательно-образовательная работа по нравственно- патриотическому воспитанию.
‒ Дидактические игры, познавательная литература, информационный наглядный материал.
‒ Самостоятельно созданы тематические фотоальбомы и папки.
‒ Коллекция экспонатов тематических мини выставок.
- Дети
‒ Сформированный положительный образ «Я»
‒ Сформированная способность к восприятию уважению другого человека, толерантность и терпимость у другим людям.
‒ Целостное представление о социальной действительности, городе, крае, стране, мире.
‒ Сформированная способность эмоционально реагировать на различные события, обстоятельства, информацию, художественные произведения, связанные с патриотической направленностью.
- Информационно-образовательный продукт.
‒ Методические рекомендации «Организация воспитательно-образовательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию»
‒ Аналитический доклад об итогах реализации проекта «Мой мир — открытая книга»
‒ Видеопрезентация реализации проекта «Мой мир — открытая книга».
Этапы работы
-
Организационно— подготовительный этап (2014–2015)
- Составление проблемно-ориентированного анализа.
- Всестороннее изучение психолого-педагогической и научно-методической литературы.
- Определение конкретных целей, подготовки, способов решения проблемы.
- Технологический этап (2015–2018)
- Разработка модели обогащенной предметно-пространственной развивающей среды группы.
- Разработка эскизов развивающего игрового оборудования.
- Определение основных ресурсов для реализации проекта.
- Выработка плана конкретных действий по воплощению разработанных эскизов развивающего игрового оборудования.
- Практическая деятельность по реализации проекта.
- Рефлексивно-обобщающий (2018)
- Подведение итогов работы: создание мультимедийной презентации.
- Принятие тактических и стратегических решений по результатам мониторинга, определение перспектив дальнейшего развития.
Фотопрезентация проекта
Магнитная доска для фотовыставок
Пространство для организации мини-выставок и мини-музеев
Мое солнышко
«Карманы — копилки»
Мой детский сад
Мой город
Мой край
Моя Родина — Россия Моя планета