Развитые средства массовой информации, неограниченный доступ к интернету побуждают музей выйти за рамки стереотипного представления об отношении к посетителям. Люди приходят в музей не только для получения новой информации, а прежде всего за поиском личного опыта, восприятия, соучастия в медиаперформансе, которое предлагают современные мультимедийный пространства. Одна из актуальных задач музея формулируется следующим образом — установление крепких связей между новой меди-культурой, инструментами которой являются коммуникационные технологии, и традиционным восприятием искусства. Посетители нового поколения хотят видеть музей как интерактивное пространство, специально созданное для них, где можно познакомиться с миром технологий в художественных галереях, в музеях истории техники
Ключевые слова: музей, посетители, современные технологии, мультимедиа, интерактивность, виртуальная реальность, дополненная реальность
Ближайшее будущее привлекает общественное внимание в интернете. Цифровые технологии преобразуют все стороны жизни человека. Голографическое видео, дополненная и виртуальная реальность, и многие другие аспекты жизни цифрового мира, которым еще только предстоит полностью внедриться в повседневную жизнь каждого человека.
Исследовательская компания Gartner ежегодно составляет доклад на тему «Цикл зрелости технологий». Аналитика технологий отражает в прогнозируемом периоде отношение потребителей на инновационные разработки. На рис. 1 желтым цветом обведено положение на графике дополненной и виртуальной реальности.[1]
Рис. 1. «Цикл зрелости технологий» от Gartner. Официальный сайт исследовательской компании Gartner — gartner.com
Из графика видно, что технология виртуальной реальности существует уже 20 лет и по расчетам Gartner должно пройти 5 лет, прежде чем рынок дополненной и виртуальной реальности стабилизируется, и этот рынок станет достаточно зрелым.
Захватывающая мир тенденция включает в себя виртуальную реальность, устройства управления жестами, размывает границы между людьми, предприятиями и объектами. Поскольку технологии становятся более адаптивными, тренд будет продолжать развиваться в работе, дома и в рамках взаимодействия.
В прогнозе Gartner отмечается, что дополненная реальность окажет на потребителя большее влияние, чем виртуальная, поскольку она богаче, позволяет улучшить опыт реальной жизни и обладает большим потенциалом для настоящих изменений в мире.
VR-кейс[2]:
- Разработка мобильного интерактивного приложения;
- VR-очки (от. англ. virtual reality — виртуальная реальность);
Рис. 2. Очки виртуальной реальности Google Cardboard VR
- Смартфон, поддерживающий операционную систему Андроид.
Интерактивные дисплеи SMART базируются на технологиях распознавания касаний. Специфика досок SMART Board — возможность управления пальцами. Дополненная реальность в музейном пространстве может быть достигнута за счет разработки программного контента под определенную тематику экспозиции музея. Сопровождение программного обеспечения могут выполнить студенты факультета Информатики и систем управления.[3]
Рис. 3. Интерактивные дисплеи SMART Board
Основные составляющие сенсорных информационных киосков:
- Программное обеспечение, которое могут разработать студенты факультета Информатики и систем управления;
- Корпуса для информационных киосков и терминалов, поддерживающие заданную диагональ монитора;
- Интерактивная витрина.
Рис. 4. Сенсорные киоски. Еврейский музей и центр толерантности. Москва
Проекция на больших экранах.
Главный экспонат Национального Музея Второй Мировой Войны в Новом Орлеане — 50-минутный фильм, посвященный участию США в этой войне. Диагональ экрана составляет приблизительно 45 метров. До сих пор плоские экраны привлекают посетителей.
Рис. 5. Фильм «За пределами границ». Официальный сайт Национального музея Второй Мировой войны в Новом Орлеане — nationalww2museum.org
И сегодня людям нравится кинозальный формат, к примеру, фильм про Великую Отечественную Войну на огромной панорамном экране в Еврейском музее и центре толерантности.
Рис. 6. Фильм про Великую Отечественную Войну. Еврейский музей и центр толерантности. Москва
В отношении рассмотренных современных технологий в обществе нет определенных социальных ритуалов взаимодействия с мультимедийными устройствами. При всем при этом, находясь в кинозале люди привыкли вести себя определенным образом. А когда люди видят шлемы виртуальной реальности, навигационную карту музея и другие новые медиа, они задаются вопросами: а это точно на голову? а хуже мне от этого не станет? А точно мне понравится? Поскольку музей не может заставить посетителей пользоваться чем-то конкретным, приходится придумывать новые способы привлечения к подобным технологиям. Когда есть выбор между шлемом, мобильным приложением и фильмом, скорее посетители выберут просмотр фильма на плоском экране. До сих пор в современном мире цифровое взаимодействие ограничивается таким существенным барьером.
Литература:
- Материалы лекции «Музеи и цифровые технологии: контуры взаимодействия». Еврейский музей и центр толерантности. Лектор: музейный эксперт Эд Родли. Лекция организована в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Владимира Потанина. 7 декабря 2016 г.
- Официальный сайт Национального музея Второй Мировой войны в Новом Орлеане — nationalww2museum.org
- Этан Цукерман. «Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникативную эпоху» — М.: Ад Маргинем Пресс, 2015 — с. 35.
- Falk J. H., Dierking L. D. The Museum Experience Revisited. — CA: Left Coast Press, 2013. P. 416.
- Jasmin Yu. Museum Display Design. — NY: Design media PL, 2010. P. 138.
- Roger E. Bohn and James E. Short, «How Much Information. Report on American Consumers», Global Information Industry Center of the University of California — San Diego, January, 2010.
[1]Материал на основе лекции «Музеи и цифровые технологии: контуры взаимодействия». 7 дек. 2016 г. Еврейский музей и центр толерантности. Лектор: музейный эксперт Эд Родли. Лекция организована в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Владимира Потанина.
[2]Материал на основе лекции «Музеи и цифровые технологии: контуры взаимодействия». 7 дек. 2016 г. Еврейский музей и центр толерантности. Лектор: музейный эксперт Эд Родли. Лекция организована в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Владимира Потанина.
[3]Материал на основе лекции «Музеи и цифровые технологии: контуры взаимодействия». 7 дек. 2016 г. Еврейский музей и центр толерантности. Лектор: музейный эксперт Эд Родли. Лекция организована в рамках образовательной программы Политехнического музея на базе НИУ ВШЭ при поддержке Фонда Владимира Потанина.