Цель статьи — изучить историю Нагорно-Карабахской Республики как непризнанного государства и сформировать системное видение причин его возникновения и способов урегулирования данного конфликта.
Ключевые слова: непризнанные государства, конфликт, Азербайджан, Армения, Нагорно-Карабахская Республика
За всю историю существования государств, человечество стало свидетелем тысяч различных межгосударственных конфликтов. Столетиями люди знали только один способ разрешения любых споров за территорию путём военной борьбы. В настоящее время конфликты не перестали существовать, положение дел с поддержанием международной безопасности в различных регионах мира остаётся напряжённым.
Непризнанные государства являются следствием конфликтного потенциала в регионах мира. Большая часть непризнанных государств — это следствие конфликтов прошлого столетия, которые были заморожены. И говоря о непризнанных государствах, необходимо прежде всего сперва понять, что же такое международный конфликт.
Существует несколько определений что такое международный конфликт, они неоднозначны, но в общем и целом создают общее представление этого понятия. Например, в энциклопедическом словаре даётся такое толкование, что «конфликт» происходит от «conflictus» (lat. — «столкновение») и понимается как столкновение сторон, мнений, сил [9]. В уставе ООН конфликт рассматривается как синоним международного спора и спорной ситуации [10]. Международный Комитет Красного Креста дал определение понятию «международный вооруженный конфликт» в своем комментарии к Женевским конвенциям: «любое противоречие, возникающее между двумя государствами и ведущее к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны [7]». Эти самые международные конфликты оставляют после себя различные последствия, и одним из таковых являются непризнание государств всем мировым сообществом.
Непризнанные государства, несмотря на отсутствие формального признания их существования, являются на сегодняшний день неотъемлемой частью современной политической карты мира, они функционируют и взаимодействуют наряду с государствами — членами ООН. Эти субъекты борются за право на существование либо в течение нескольких месяцев, либо уже многие годы и десятилетия, их сосуществование с соседними государствами является либо мирным, либо они являются угрозой для общества, но общим признаком, объединяющим всех их, является то, что они все официально не подтверждены рядом государств.
Исследованиями непризнанных государств занимались многие ученые, например, Большаков А. Г., Офлаз Г., Адамян Г. Г.
Одним из таких непризнанных государств по сей день является Нагорно-Карабахская Республика. Конфликт в данном государстве растянулся на десятилетия. События, произошедшие весной 2016 года на нагорно-карабахской земле, вновь напомнили миру о старой проблеме [11]. Каждый день в ленте новостей в Интернете можно увидеть различные новости, касающиеся этой Республики. Но так ли активны на данный момент процессы разрешения вопроса с Нагорно-Карабахской Республикой? По многим источникам с 1994 года данный конфликт является замороженным, и данная ситуация является тупиковой [2, 6]. Для того чтобы всё-таки понять возможность урегулирования данного конфликта прежде всего необходимо обратиться к тому, как возникла Нагорно-Карабахская Республика, к тому что же послужило причиной многолетнего неопределённого статуса.
Нагорно-Карабахская республика возникла в результате конфликта, произошедшего между Арменией и Азербайджаном. Каждое из государств, используя исторические факты, пытаются доказать свою позицию по Нагорному Карабаху [1, 5]. Проблема Нагорного Карабаха занимает одну из важнейших проблем в политике Армении и Азербайджана. Например, об этом можно судить по информации, расположенной на азербайджанских и армянских сайтах (как на сайте Министерства иностранных дел Армении, так и на сайте Министерства иностранных дел Азербайджана выделены отдельные разделы под Нагорный Карабах).
В разные годы территория, где сейчас расположен Нагорный Карабах, была принадлежной как к исторически армянской, так и к исторически азербайджанской территории [1, 5]. И можно сказать, что оба государства равноправны в своих притязаниях на данную территорию.
На протяжении многих лет данный конфликт принимал как скрытую форму, так и видимую, в виде вооружённого противостояния. Кровопролитное противостояние армяно-азербайджанского конфликта началось 20 февраля 1988 г., когда внеочередная сессия областного совета Нагорно-Карабахской Автономной Области (НКАО) приняла историческое решение. Областной совет обратился в Верховные Советы Азербайджанской ССР, Армянской ССР и СССР с просьбой вывести НКАО из состава Азербайджана и присоединить к Армении. В этот момент начались взаимные этнические чистки как с армянской, так и с азербайджанской стороны.
Международное сообщество пытается урегулировать карабахский конфликт уже без малого четверть века. Одной из первых попыток урегулирования был прорыв американского политолога Пола Гоббла в 1992 году. Согласно данному плану Армения и Азербайджан могут достичь мира лишь обменявшись спорными территориями. Азербайджан передавал бы Армении территорию бывшей Нагорно-Карабахской Автономной Области и район Лачина. Армения передала бы Азербайджану свой южный Мегринский район, за что получает возможность использовать турецкие порты и коммуникации для транзита. Но данная попытка потеряла актуальность после того как армия обороны НКР заняла Лачинский коридор и ряд приграничных районов Азербайджана.
Проблему рассматривали и на саммите 3 декабря 1996 года в Лиссабоне главы государств и правительств ОБСЕ, где Армении и Азербайджану для урегулирования конфликта было рекомендовано придерживаться следующих принципов:
1) сохранение территориальной целостности Армении и Азербайджана;
2) предоставление окончательного правового статуса НК;
3) обеспечение гарантии безопасности НК и всему его населению [8]. Все государства-участники ОБСЕ, за исключением Армении, приняли эти принципы, так что проблема не была решена.
Вопрос с Нагорным Карабахом также рассматривали в 1997 года на собрании Минской группы. В рамках этого мероприятия сторонам конфликта был предложен ряд подходов: 17 июля 1997 года — «пакетный подход», 2 декабря 1997 года «поэтапный подход», а уже в ноябре 1998 года — «подход общего государства». Пакетный подход включает в себя следующие положения:
1) НК должен политически зависеть от Азербайджана и иметь свою конституцию;
2) армянские силы должны покинуть территорию НК и территорию Азербайджана, в том числе Шуши. На этих территориях безопасность должны обеспечить силы ОБСЕ;
3) НК должен быть независимым экономическим пространством. Но в ходе переговоров в «пакетном предложении» была выявлена неясность механизмов его реализации, поэтому также проблема с Нагорно-Карабахской республикой оставалась [8].
Важным в попытке разрешения проблемы с Нагорным Карабахом являются так называемые «Мадридские принципы», которые были сформулированы 29 ноября 2007 года. В них заложены следующие положения:
1) освобождение оккупированных территорий на окраине НК;
2) открытие коридора между Арменией и НК;
3) возвращение беженцев в свои дома;
4) международные гарантии в обеспечении мира [4].
Попыток разрешить конфликт было множество, но всё же возможно сделать альтернативные предложения для разрешения. Для этого:
1) Азербайджан должен сократить военные расходы и однозначно дать понять международному сообществу, что не воспользуется военной силой для возвращения НК;
2) должна произойти подготовка обоих народов к ситуации, связанной с НК (социологические и материальные причины оба народа отдаляли друг от друга);
3) должно быть сокращено количество стран-посредников и созданы рациональные основы обсуждения вопроса;
4) следует определить правовой статус Нагорного Карабаха в рамках регионального и международного права;
5) вывод армянских сил с оккупированных территорий;
6) следует восстановить переговорный процесс и определить конкретные механизмы по решению вопроса.
Существует такая неутешительная позиция, что возможно конфликт с Нагорным Карабахом будет возможно разрешить только спустя десятилетия, когда к власти придёт новое руководство, когда сменится поколение и уйдёт в прошлое та неприязнь между семьями армян и азербайджанцев [3, 12]. Данная идея возникает поскольку многим мировым державам выгодно положение Нагорно-Карабахской Республики в замороженном состоянии. Примерами таких стран служат соседние для конфликтующий государств Турция, которая всегда поддерживала Азербайджан, и Иран, который поддерживает Армению.
Касательно общего положения непризнанных государств ситуация такова, что наличие некоторого количества вариаций в поводах для столкновений порождает необходимость рассматривать каждый актор в отдельности. Безусловно, будет общая стратегия разрешения конфликта, но нужно принимать во внимание свои региональные особенности каждого.
Литература:
- Aggression of Armenia against Azerbaijan [Электронный ресурс] // Ministry of Foreign Affairs of Azerbaijan. — URL:http://mfa.gov.az/en/content/632 (дата обращения 01.04.2017).
- Аветисян Р. С. Эволюция структуры международного конфликта (на примере Нагорного Карабаха) [Электронный ресурс] / C. А. Ланцов // Вестник СПбГУ. — 2011. — № 2. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-struktury-mezhdunarodnogo-konflikta-na-primere-nagornogo-karabaha (дата обращения: 08.04.2017).
- Адамян Г.Г Перспективы международного признания Нагорно-Карабахской республики [Электронный ресурс] / Г. Г. Адамян. — URL: http://elibrary.ru/download /elibrary_20585934_87318704.pdf (дата обращения 08.04.2017).
- Бабаян К. К. Мадридские принципы нагорно-карабахского урегулирования [Электронный ресурс] / К. К. Бабаян // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. — 2014. — № 2. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/madridskie-printsipy-nagorno-karabahskogo-uregulirovaniya (дата обращения: 01.04.2017).
- История [Электронный ресурс] // Посольство Армении в Российской Федерации. — URL: http://www.russia.mfa.am/ru/history/ (дата обращения 05.04.2017).
- Картвели Г. Нагорный Карабах: замороженный конфликт с сохраняющейся температурой кипения — взгляд из Тбилиси [Электронный ресурс] / Г. Картвели. — URL:http://dlmn.info/ru/nagornyy-karabah-zamorozhennyy-konflikt-s-sohranyayushcheysya-temperaturoy-kipeniya-vzglyad-iz-tbilisi/ (дата обращения 08.04.2017).
- Комментарий к Дополнительному протоколу II от 8 июня 1977 г., к Женевским конвенциям от 12 авг. 1949 года, касающемуся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера; пер. с англ. Клод Пийту. — М.: 2000. — 34 c.
- Офлаз Б. Роль международных организаций в решении проблемы Нагорного Карабаха [Электронный ресурс] / Б. Офлаз // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2013. — № 160. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-mezhdunarodnyh-organizatsiy-v-reshenii-problemy-nagornogo-karabaha (дата обращения: 28.03.2017).
- Прохоров А. М. Большой энциклопедический словарь / А. М. Прохоров. — М.: Советская энциклопедия, 1993. — 1632 с.
- Устав ООН [Электронный ресурс]. — URL:http://www.un.org/ru/charter-united-nations/index.html (дата обращения 08.04.2017).
- Химшиашвили П. Еще не война: каковы причины и последствия обострения ситуации в Карабахе [Электронный ресурс] / П. Химшиашвили http://www.rbc.ru/politics/03/04/2016/ 570117019a79472995c93cf6 (дата обращения 10.04.2017).
- Шевченко Р. Армяно-Азербайджанский конфликт в 1988–1994 годах: геноцид азербайджанского народа и захват Карабаха [Электронный ресурс] / Р. Шевченко // «Право и политология». — 2013. – № 23. – URL:http://www.elibrary.az /docs/jurnal/jrn2013_662.pdf (дата обращения 08.04.2017).