В современном независимом государстве Республики Казахстан налоговое право регулирует налоговые правоотношения. Народ является источником государственной власти, это означает, что его права и свободы являются высшей ценностью государства. Рассмотрим налогообложение, не с юридической точки зрения, а обратимся к его истории. Известный ученый Макиавелли в своем труде «Государь» неоднократно говорил о необходимости налогообложения при устройстве государственных дел. [1] Впервые сущность налогов была исследована в работе Д. Рикардо, который писал, что налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение Правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Совокупность всех налогов и других обязательных платежей составляют налоговую систему. Налоги (в старину их называли «подати»), наряду с военной добычей и пошлинами, являются, пожалуй, самым древним способом добывания государством себе денег. Известный дореволюционный финансист П. П. Гензель по этому поводу отмечает, что «уже в древнем мире были прекрасно известны технические приемы обложения, разнообразные кадастры и утонченные способы взыскания». Налоги как символ социальной целостности и единства могут быть представлены различными социальными явлениями: от выделения части индивидуальных средств в общественные фонды до организации семейно-брачных отношений и механизма деторождения. История свидетельствует, что существуют даже налоги «на воздух» и «на кровь». Именно поэтому в исследовании налогообложения возможно применять методологию феноменологического анализа, т. е. рассматривать налоги как конкретно исторический феномен. Воплощение символической природы налога в смысловой структуре картины мира закрепляется в социальных нормах, получает опредмечивание в культурно-исторической традиции и фиксируется категориями права. Всё это реализуется в мировоззренческой установке, доминирующей среди членов исторического общества, на основании которой осуществляется деятельность по преобразованию действительности для достижения социального идеала. Причем эта установка охватывает все аспекты жизнедеятельности, что выражается категорией «образ жизни», «обыденность» или «повседневность», формирует поведенческие стереотипы и преемственность культурно-исторической традиции. [3]
Главный принципиальный момент «философии налогов» — мобилизаций ресурсов общества как выражение социальной общности в целом. Современная философия налогов сводится к выделению всеобщих законов генезиса и функционирования особого социального феномена, обозначаемого понятием «налог» и комплексно представленного категориями экономики, права и социологии. [8]
Например, древнеиндийская налоговая система базируется не на имущественной дифференциации, а опредмечивает и закрепляет антропологическую концепцию индуизма. В ней была представлена иерархическая структура четырёх «варнических» типов человека, один из которых имел налоговые обязательства, один был лишен права платить налоги, а два — имели налоговые права без обязательств. Имущественное состояние в этом случае рассматривалось как следствие принадлежности к «варне» и неукоснительному следованию «варническим законам», которые имели выражение и в сфере налогообложения. Завершающей характеристикой новой модели феномена налогообложения, вырастающей из его роли в процессах социальной интеграции и дифференциации, становится его институциональный характер. Он выражается в построении иерархии всех социальных взаимозависимостей при выраженном доминировании отношений определенного типа, которое закрепляется формированием особых институтов публичного права, таких как налоговое или финансовое право. В рамках налоговой системы доминирование обеспечивается применением средств «фискального иммунитета» и «налогового гнёта». [6]
Система налогообложения должна строиться не только на практических методах и действиях, но и на новейших философских основах науки, включающих категориальный аппарат экономики, психологии, права, социологии и других социально-гуманитарных дисциплин. Эта позиция представлена в работе Юткиной Т. Ф. «Налоги и налогообложение», где обуславливается необходимость выделения философского содержания понятия «налог» как элемента «общественного бытия». [7]
Как определяет известный экономист М. Т. Оспанов, что налоговая система — это законодательно установленный перечень всех действующих на данном моменте в пределах территории страны налогов и других обязательных платежей в бюджет с указанием налогоплательщиков и объектов обложения, условий и сроков выплаты, методологии расчета и учета, а также составляющих в совокупности систему управления налогами соответствующих положений. [2]
Автор в рамках своего диссертационного исследования «Международно-правовые аспект налогообложения в сфере бизнеса на пример стран участниц ЕАЭС» рассматривает проблему налогообложения Республики Казахстан в сравнительной форме со странами участницами ЕАЭС. Изучение проблемы налогообложения в работе автора рассматривается не только с юридической, но и социально-философской точки зрения.
В современной Республике Казахстан налоги используются как регулирующий механизм социальной сферы. Льготы малоимущим, социально необеспеченным слоям населения недостаточны; для решения данной проблемы предлагается прогрессивные ставки налогообложения. Способность налоговой системы выполнять свои функции зависит не только от экономических показателей, но и социально-философских факторах. Известный философ Фрэнсис Бэкон в своей работе «Опыты или наставления нравственные и политические» (1625г.) писал: «Налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество: примером тому могут служить пошлины в Нидерландах и до известной степени субсидии в Англии». [4]
Автор в своем диссертационном исследовании выделяет несколько факторов, влияющих на восприятие налоговой системы, так как она зависит именно от отношения общества к ней, и к отдельным видам налогов. Во–первых, очень важен уровень к государственным институтам и правовая культура граждан. Во-вторых, государство должен поддерживать диалог с народом, при формировании налоговой системы. Так как, любые изменения в налоговой системе могут восприняться обществом неправильно, что приведет к проблемам в практической реализации. И еще одним фактором, можно отметить, то, что общественные институты не имеют столь возможностей, чтобы контролировать, для каких целей были использованы денежные средства, собранные при помощи налогов и других обязательных платежей, т. к. народ полагает на то, что они использовались во благо и пользу народа.
Как отмечает Пилкина М. сам феномен налогообложения необходимо воспринимать не в системе экономических отношений, которые естественным историческим образом сформировались и закреплены на законодательном уровне, а в системе социальных норм, которые констатируют сложившиеся экономические и социальные отношения, позднее нашедшие свое отражение в структуре законодательства. Тем самым при анализе системы налогообложения изменяется логическая структура исследования, его логическая последовательность. Возможно, данный подход несет в себе определенный институционализм, поскольку ключевую роль играет структура социальных норм общества. А налогообложение в экономической сфере становится следствием общей мировоззренческой установки совместной деятельности. [9]
В современной истории философии налогов овеществляется представления о неделимости и сплоченности общества и государства, а налоги призваны обеспечить условия такого функционирования социума. Таким образом, налогообложение может рассматриваться как способ наделения предметность различных философско-исторических представлений, например, о экономике, и его философский анализ можно проводить исходя из концептуальных идейных и ценностных оснований, а не исходя из экономических отношений того исторического периода. [9]
Таким образом, для эффективной налоговой системы необходимо, создание особого контроля над денежными средствами взимаемые государством, и ужесточение наказаний за нецелесообразное их использование. В целях создания эффективных механизмов для противодействия переводу денежных средств в «теневой» оборот и их последующей легализацией, совместно с заинтересованными государственными органами разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам пресечения лжепредпринимательства».
Кроме того, автор в своей работе затрагивает вопросы налогообложения в сфере бизнеса. В Послании Президента Республики Казахстан своему народу «Стратегия «Казахстан-2030» на Новом этапе развития Казахстана» в качестве главных приоритетов нового этапа всесторонней модернизации Казахстана определены 30 важнейших направлений нашей внутренней и внешней политики. Одним из направлений является обеспечение последовательных действий по поддержке малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан. В данном направлении Президентом отмечена необходимость совершенствования налогового законодательства, чтобы оно в полной мере стимулировало развитие предпринимательства, а также способствовало выходу бизнеса “из тени” [5].
В п. 2.3 Указа Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года» особо подчеркивается: «Развитое, ясное налоговое законодательство — одно из важнейших условий, способствующих формированию благоприятного инвестиционного климата, привлечению отечественных и иностранных инвестиций. В этой связи налоговое законодательство должно быть напрямую связано с индустриально-инновационной стратегией страны: оно должно помочь развитию несырьевых секторов и внедрить в стране новые технологии. [10]
Подведя итоги, следует отметить, что в рамках диссертационной работы, автор исследует налогообложение в сфере бизнеса, как с юридической, так и социально-философской точки зрения. Выделив основные факторы влияния на налоговое законодательство государства, автор показал воздействие философских аспектов на налогообложение. При написании диссертационного исследования автор рассматривает законопроекты, указы Президента, Постановления о налоговой системе в Республике Казахстан, проводя сравнительную характеристику со странами ЕАЭС. Изучив проблему налогообложения с социально-философской точки зрения, авто достигает поставленную цель в своей работе. При учете всех социально-философских факторы позволит государству наладить диалог с обществом при практической реализации налоговой системы.
Литература:
- Макиавелли Никколо «Государь» — М:Планета, 1990 г.
- Алибеков С. Т. «Налоговое право Республики Казахстан», Алматы, «Нур-пресс», — 210с., 2007г.
- Панов Е. Г. «Философия налогов», 2011 г.
- Фрэнсис Бэкон «Опыты или наставления нравственные и политические», 1625г.
- Послание Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Новый Казахстан в новом мире».
- Люкимсон П. Бизнес по-еврейски — 3: евреи и деньги. — Ростов н/Д, Феникс, 2008 г.
- Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 1999.
- Пушкарева В. М. История финансовой мысли и политики налогов:– М.: ИНФРА-М, 1996.
- Пилкина М. В., Тищук М. О. Современные философские воззрения на налогообложение и налоговую систему // Научное сообщество студентов XXI столетия. 2016 г.
- Указ Президента Республики Казахстан от 24.08.2009 «О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года»