Внедрение системы менеджмента качества на малых предприятиях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 06.05.2017

Статья просмотрена: 4406 раз

Библиографическое описание:

Федосеева, Е. А. Внедрение системы менеджмента качества на малых предприятиях / Е. А. Федосеева, А. С. Чарыкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 187-189. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43170/ (дата обращения: 18.12.2024).



Система менеджмента качества (СМК) — это способ, с помощью которого организация направляет и управляет теми видами деятельности, которые связаны (вне зависимости от того, прямо или косвенно) с достижением намеченных результатов.

Сертификация системы менеджмента качества на соответствие ИСО 9000 в настоящее время имеет большое распространение в России. Все увеличивающееся число предприятий выбирает сертификацию как эффективный способ повышения конкурентоспособности на рынке. Стандарты на системы качества позволяют оценить способность того или иного поставщика удовлетворять требования потребителей. Требования ISO 9001 являются общими и предназначены для применения любыми организациями, независимо от их типа или размеров, производимой продукции и оказываемых услуг. Однако стоит отметить, что структура проектов совершенствования СМК малых предприятий может существенно отличаться от структуры проектов внедрения СМК на крупных предприятиях. И если для крупных и средних предприятий, ориентированных на экспорт продукции, добровольная сертификация — предопределенное процедурное действие, то малые предприятия взвешивают выгоды и издержки внедрения СМК. В пользу сертификации СМК в первую очередь говорит тот факт, что тенденции рынка товаров и услуг уже демонстрируют потребность исключительно в сертифицированных товарах. Кроме того, политика вступления России в ВТО предполагает программу оказания помощи малым предприятиям при сертификации СМК. Помимо вышеперечисленного, сертифицированная система менеджмента качества на предприятии повышает имидж компании, дает конкурентное преимущество при участии в конкурсах, выставках, а также снижает долю производственного брака на 25 % и более.

Отметим, что в зависимости от отрасли, малые предприятия имеют разную численность. Как правило, это организация численностью не более 50 человек. Но в отдельных отраслях малым предприятием считается компания, где работает не более 100 человек или не более 250 человек.

Внедрение СМК на малом предприятии можно условно разделить на несколько этапов.

  1. Решение руководителя.

Идея внедрения СМК на предприятии должна исходить от руководителя. Руководитель должен принять решение о начале проекта, известить сотрудников компании, а также создать предпосылки для быстрого осуществления всех остальных этапов. Также руководитель формулирует цели построения СМК, выделяет процессы СМК, которые нужно контролировать, и критерии оценки их качества. Цели СМК фиксируются в документе «Политика в области качества», в котором также описываются принципы их достижения. Этот документ является основополагающим в системе нормативной документации СМК компании.

  1. Обучение персонала.

Поскольку должность руководителя службы качества в настоящее время не распространена из-за нехватки специалистов, на нее обычно назначают сотрудника, ранее работавшего инженером. Именно такой человек знает изнутри все тонкостей и особенностей работы предприятия, что позволяет быстрее и эффективнее разрабатывать и документировать основу для будущей системы качества. Вслед за этим следует озаботиться об информативной базе, а именно: оформить подписку на соответствующие периодические издания в области качества, а также необходимые нормативные документы. Кроме того, на базе предприятия должна быть создана группа по разработке документации систем качества. Группу должен возглавлять координатор, а в ее состав должны входить представитель всех структурных подразделений предприятия, ведь освоить методологию СМК сотрудники могут, только применяя ее на деле. Именно такой подход считается наиболее выгодным с точки зрения экономии, стабильности работы предприятия.

  1. Формирование программы внедрения СМК.

Процесс внедрения СМК на каждом предприятии протекает по-разному, в отдельных случаях он может затянуться на несколько лет. Именно поэтому для эффективного проведения данного процесса необходимо составить его программу и строго придерживаться ее. Программа внедрения СМК должна включать в себя следующую информацию:

– описание этапов внедрения;

– закрепление ответственных лиц для каждого из этапов программы;

– бюджет программы;

– описание процедуры оценки внедрения СМК.

После составления программы предприятие может переходить непосредственно к ее выполнению.

  1. Оптимизация бизнес-процессов.

Описание существующих и разработка новых бизнес-процессов в соответствии с ISO 9001:2000 — первоочередная задача рабочей группы по внедрению СМК. Для систематизации всех процессов необходимо их занести в справочник «Процессы», который будет содержать описание каждого процесса, его характеристики, код, ответственное лицо. На основании данной информации оформляются следующие документы:

– нормативные документы, описывающие каждый процесс;

– записи по качеству, которые необходимо вести в рамках каждого процесса;

– данные о навыках и знаниях, которыми должны обладать сотрудники, выполняющие работы по каждому из процессов;

– перечень требований, предъявляемых к каждому процессу;

– цели каждого процесса;

– информация о материалах и документах, необходимых, чтобы начать процесс, а также о продуктах выхода из каждого процесса.

– Очень важно не строить на этом этапе «наполеоновских планов», не усложнять

– поставленные задачи. Позже в ходе эксплуатации СМК можно проанализировать те процессы, которые могут потенциально стать «дефектными» с точки зрения качества и внести в существующую схему требуемые технологические и организационные изменения.

  1. Разработка нормативных документов.

Основой для разработки документов, обеспечивающих работу СМК, является уже существующая документальная база предприятия. Сначала на основе «Политики в области качества» готовится документ «Руководство по качеству» и инструкции по его применению. Для этого имеющаяся документация анализируется на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 и составляется перечень изменений в работе компании, включающий в себя:

– процессы (анализ со стороны руководства, управление нормативной документацией, внутренний аудит);

– бланки (документы, заполняемые сотрудниками по мере выполнения работ);

– дополнительные этапы выполнения процессов (анализ контракта, анализ, проверка, утверждение проектов).

После составления описания каждого из процессов, необходимо завести бланки для занесения информации о прохождении процесса соответствующим лицом. Также необходимо разработать «Руководство сотрудника» позволит не только получать сведения о процессах, относящихся к компетенции специалиста, требованиях и целях в области качества по ним, но и открывать связанные с этими процессами инструкции и бланки записей. При составлении нормативной документации нужно учитывать требование стандарта ISO 9001 о компетенции персонала, выполняющего работы в рамках СМК. Это означает, что в нормативных документах должны описываться процесс доступа работников к нормативной документации, а также требования к компетенции персонала (уровень знаний, опыт работы), программа повышения уровня сотрудников в случае необходимости, система мотивации сотрудников.

  1. Непосредственно внедрение СМК.

Данный этап начинается с официального объявления сотрудникам, что компания начала работать в соответствии с утвержденным «Руководству по качеству» с использованием СМК. Для каждого сотрудника должен быть обеспечен доступ к нормативной документации каждого процесса. Важное значение в работе предприятия должно быть отведено внутреннему аудиту. Этот процесс проводится с определенной периодичностью (на ранних этапах — раз в неделю) специально назначенным сотрудником из службы качества. В процессе внутреннего аудита необходимо выявлять, а затем корректировать несоответствия между функционированием процессов, работой сотрудников и нормативными документами. Данный подход обеспечивает своевременное выявление проблем в работе организации и возможность быстрого их решения.

  1. Оценка степени внедрения СМК.

При построении СМК, необходимо выделить ряд показателей, с помощью которых можно оценивать степень ее внедрения. Требования к работе компании, соответствующие стандарту ISO 9001: 2000, необходимо описать в «Руководстве по качеству». Когда эти требования не выполняются, возникают несоответствия между существующей деятельностью и этим документом. Иными словами, в зависимости от числа выявленных несоответствий, зарегистрированных на предприятии, можно оценить, как идет внедрение СМК.

  1. Получение сертификата.

Получение сертификата является заключительным этапом в большом процессе внедрения СМК в компании. Пожалуй, этот этап является наиболее значимым во всем процессе внедрения СМК, и если перед ним прошло слишком много времени, мотивация руководителя и персонала пропала, сертификат компания рискует не получить.

Выдачу сертификата осуществляет сертифицированный орган. Специалисты сертификационного органа в течение месяца проводят экспертизу представленных документов (заявление, основные документы СМК, перечень потребителей и поставщиков). Экспертиза может включать визит представителей сертификационного органа на предприятие для проверки системы качества в действии. В результате экспертизы могут быть выявлены несоответствия СМК требованиями ISO 9001, которые должны быть устранены в кратчайшие сроки. Если все значимые несоответствия устранены, предприятию выдается сертификат. Повторные (наблюдательные) аудиты СМК сертификационный орган проводит с определенной периодичностью.

Как показывает практика, именно качество выпускаемой продукции характеризует успешность современных предприятий. Те компании, что рассчитывают успешно конкурировать не столько качеством, сколько ценой, жестоко заблуждаются и, как правило, проигрывают. Во-первых, современный покупатель скорее переплатит тому конкуренту, чей товар окажется качественнее. Во-вторых, чем эффективнее работает система качества, тем более дешевые товары она производит. Есть немало примеров среди российских компаний, сумевших сполна воспользоваться преимуществами от не только обладания сертификатом на систему качества, но также и от эффективной системы качества как таковой.

Литература:

  1. Кудрявцев А. С. Внедрение системы качества на малом предприятии // Вестник РГРТА. — 2007. — № 20.
  2. Сайфутдинов А. Р. Особенности организации СМК на малом предприятии // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2011. — № 4.
  3. Проблемы и решения в области СМК для малых и средних предприятий // quality.eup.ru. URL: http://quality.eup.ru/MATERIALY11/smk-small.htm.
  4. ISO 9001:2015 для малых предприятий: что надо делать? Советы Технического комитета ISO/TC 176.
Основные термины (генерируются автоматически): ISO, процесс, нормативная документация, предприятие, документ, внутренний аудит, процесс внедрения, сертификационный орган, система качества, малое предприятие.


Задать вопрос