В статье рассматриваются определения понятий «семья» и «семейные ценности» в социологическом аспекте. На основании результатов исследований определены ценности современных российских семей. Дана оценка роли средств массовой информации в формировании семейных ценностей аудитории.
Ключевые слова: семья, семейные ценности, СМИ
Система личностных ценностей закладывается в сознании человека ещё в детстве. Основную установку ценностям дает семья. Социологи определяют семью, как союз супругов, воспитывающих детей (родных по крови или принятых на воспитание), имеющий систему духовно-нравственных отношений, общий между членами семьи быт.
Именно в семье мы получаем ценностную установку о взаимоотношениях и распределении ролей в семьях, поведении в обществе; о традициях и обычаях, приоритетах, которые определяют члены семьи. На основании полученных в детстве установок, уже в сознательном возрасте личность определяет свой идеал семьи, порождая уже свою личную ценностную направленность.
Семейными ценностями мы считаем систему духовно-нравственных и морально-этических норм конкретной семьи, которые регламентируют не только взаимодействие между ее членами, но и их взаимодействие в обществе, с окружающей действительностью. Семейные ценности обеспечивают жизнедеятельность и развитие института семьи.
Ценности семьи остаются трендом в системе ценностей россиян. Такой тезис позволяют выдвигать государственная семейная политика и актуальные социологические исследования аудитории на предмет интереса к данной тематике в принципе и определения конкретного пула ценностей российских семей
Государство заинтересовано в развитии института семьи, что влечет за собой пропаганду и поддержание семейных ценностей. Правительством РФ в 2014 году была утверждена «Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [1]. Согласно данному документу, основными задачами политики нашего государства до 2025 года являются укрепление института семьи путем сокращения количества разводов; усиление мер поддержки семей с детьми инвалидами; создание инфраструктуры для семейного отдыха, досуга и оздоровления. Из данного документа мы выявили ценности семьи, которые выделяет государство: воспитание детей, культурный семейный отдых.
Политические установки были бы бессмысленны, если не находили отражение на практике.
Ценности традиционной семьи, были определены по результатам исследования 2013 года, которое было проведено независимой исследовательской группы «ЦИРКОН» [2]. Под традиционной семьей в данном случае мы понимаем консервативную нуклеарную семью (структура: дети-родители). Интервьюирование 1600 респондентов — россиян позволило определить следующие ценности: воспитание детей (причем количество детей от двух и более), супружеская верность, заключение единственного брака на всю жизнь, почитание старших (не только родственников) проявление уважения к старшим.
Однако традиционная семья не тождественна понятию «идеальная». В упомянутом выше исследовании был сформирован и образ идеальной семьи, по мнению респондентов, который, безусловно, мог сформироваться с учетом личностных ценностных установок о семье. Поэтому мы должны принять по внимание следующие дополнительные позиции: супружеская верность, воспитание детей обоими родителями, возможность совместного семейного отдыха, равноправие супругов в семье.
Дополним список ценностей семьи россиян результатами еще одного исследования, проведенного в ноябре 2016 года Фондом общественного мнения [3]. Респонденты в качестве семейных ценностей выделили взаимоотношения в семье; материальная достаточность; здоровье, крепкая физическая форма; интересная работа; романтические отношения; творчество и увлечения; популярность, общественное признание.
Таким образом, представляем совокупный список семейных ценностей россиян: супружеская верность; взаимоотношения в семье, в том числе уважение и привязанность; почитание традиций и обычаев семьи; здоровый образ жизни; культурный семейный отдых.
Средства массовой информации являются не только каналом трансляции семейных ценностей, но и могут способствовать их укреплению. СМИ формируют стандарты поведения, который в дальнейшем становится ориентиром в поведении россиян.
Сегодня СМИ «не просто освещают семейную проблематику, но и формируют имидж семьи посредством создания стереотипов и мифов» [4]
Научный сотрудник факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Замотина Н. Н, утверждает, что на формирование стереотипов родителей, в частности отца, которые складываются в нашем сознании, оказывают средства массовой информации» [5, С. 504]
Обзор социологических исследований позволил выявить семейные ценности современных россиян. Теоретики обозначили важность средств массовой информации в трансляции и популяризации данной темы. Отсюда актуальным остается вопрос о необходимости проведении качественного проблемно-тематического анализа журналистских публикаций современных СМИ на предмет отражения темы семейных ценностей.
Литература:
- Об утверждении Концепции государственной семейной политики в России на период до 2025 года // Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/docs/14494/ (дата обращения: 17.04.2017).
- Семейные ценности в современных СМИ // ЦИРКОН. URL: http://www.zircon.ru/upload/iblock/4de/Semeynie_cennosti_v_SMI_Analiticheskoe_resume.23.10.13.pdf (дата обращения: 18.04.2017).
- Ориентиры и ценности молодых россиян. Что важно для молодых? // Фонд общественного мнения. URL: http://fom.ru/TSennosti/13083 %20 (дата обращения: 29.04.2017).
- Замотина Н. Н. Семья в современной прессе: должное и реальное // Журналистика в 2012 году: социальная миссия и профессия. — сбор. материалов международной научно-практической конференции. — М.: Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, 2013. — С. 504.