Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 07.05.2017

Статья просмотрена: 11498 раз

Библиографическое описание:

Шишкина, А. А. Малый и средний бизнес: проблемы и перспективы развития / А. А. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43179/ (дата обращения: 15.11.2024).



Развитие малого предпринимательства является неотъемлемой частью эффективного функционирования рыночной экономики. Радикальные трансформации, произошедшие в нашей стране за последние 20 лет, значительно преобразили её экономический уклад. Экономика перестала быть закрытой и постепенно стала частью мировой экономики.

По Гражданскому кодексу Российской Федерации предпринимательство определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» В данном определении мы видим специфические черты, характеризующие предпринимателя, предпринимательство. Предпринимательство направлено на получение прибыли, но эта деятельность сопряжена с определенными рисками. Предприниматели — это в большинстве своем новаторы, люди инициативные и действующие. Это своего рода инновация в общественное производство. «Инновации включаются в процесс общественного производства посредством трудовой деятельности работников с качественно новой потребительной стоимостью рабочей силы» [3]. Предпринимательство способно решать многие задачи: производство товаров, услуг, внедрение новых технологий, «производство» рабочих мест, активность общества. Предпринимательство принято разделять на крупный, средний и малый бизнес. Критерии отнесения к тому или иному виду определяются ФЗ № 209 от 24.07.2007 и Постановлением Правительства РФ от 09.02.13 № 101.

Таблица 1

Категории субъектов малого исреднего предпринимательства взависимости от средней численности работников

Категории субъектов малого исреднего предпринимательства

Предельные значения средней численности работников

Микропредприятия

от 1 до 15 человек

Малые предприятия

от 16 до 100 человек включительно

Средние предприятия

от 101 до 250 человек

Таблица 2

Категории субъектов малого исреднего предпринимательства взависимости от выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год

Категории субъектов малого исреднего предпринимательства

Предельные значения «выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС

Микропредприятия

60 млн. рублей

Малые предприятия

400 млн. рублей

Средние предприятия

1000 млн. рублей

Консалтинговыми компаниями был проведен мониторинг, вследствие чего удалось выяснить печальный факт: Россия не может пока предложить выгодные условия для ведения бизнеса. В обеих столицах страны, Москве и Питере, было опрошено 1, 9 тысяч фирм, которые долго на рынке, а их годовой оборот не менее 0, 5 млн. руб. Второй квартал этого года показал, что окупаемость бизнеса в Москве снизилась во многих сферах. Особо тяжело приходится автосервисам и автомойкам, шиномонтажу. В рентабельности продажи почти ничего не потеряли, она осталась той же, что и год назад — 28 процентов. У предприятий общественного питания тоже заметно снизилась прибыль. В Питере рентабельность предприятий вообще немного выше, а доходность низкая.

Многие граждане в стране остаются без работы или живут на низкую зарплату, в 2015 году членами правительства было решено субсидировать данную категорию граждан. Планировалось ввести продовольственные карточки для малоимущих с 2017 года. Но, как сообщает газета «Известия», на данный вид помощи деньги в бюджет следующего года не успевают внести, а это говорит о том, что лишь в 2018 году семьи с минимальным доходом могут рассчитывать на эту господдержку. Для помощи бизнесменам государством создана Корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства. Стратегии утверждены до 2030 года. Но налогообложение и внеплановые проверки увеличивают нагрузку на бизнес. На следующий год запланирован новый реестр организаций малого и среднего предпринимательства. [4]

Малый бизнес, как наиболее массовая и гибкая форма деловой жизни, в большой мере определяет экономическое благополучие государства, со стороны рыночной системы хозяйствования. В развитых странах, данный сектор экономики создаёт наибольшую долю национальных ресурсов.

Лицо любого малого предприятия — это его руководитель. Малый бизнес создать довольно сложно, так же сложно им управлять, т. к. необходимо решать задачи различного уровня. Поэтому многие предприятия сталкиваются с проблемой некомпетентного руководства. Некомпетентность может выражаться в отсутствии знаний в области маркетинга, финансов, менеджмента, производства, снабжения, в отсутствии управленческого опыта или неспособности решать нестандартные задачи. «Необходимы серьезные инвестиции в развитии человеческого капитала в России» [4, c.71]. Поэтому обществу необходимо создавать благоприятную среду для «воспитания» нового типа людей — людей «предпринимательского склада ума», творческих, инициативных, имеющих необходимые знания и навыки, адаптирующихся к меняющимся условиям, лидеров по натуре, способных принимать задачи различного характера.

Однако на успешное развитие малого и среднего бизнеса влияет множество аспектов, например такие как:

1) Стартовый капитал

Аналитики считают практически полное отсутствие в России института венчурного финансирования одной из основных проблем современного российского малого бизнеса. У малого бизнеса нет возможности получения стартового капитала от инвесторов, и он вынужден находить необходимые средства самостоятельно.

Формирование стартового капитала предприятий малого и среднего бизнеса является целой индустрией в странах с развитыми финансовыми системами. На данный момент Россия пока только движется в этом направлении.

2) Сроки выхода на прибыльность

Сроки, через которые бизнес может начать приносить доход, напрямую зависят от вида деятельности. Например, рекламная компания, или компания, предоставляющая какие-либо услуги, начнёт быстро приносить доход — в течении нескольких месяцев. И наоборот сроки получения прибыли у компании занимающиеся производством, например продукцией из металлов, могут достигать нескольких лет.

Так же не малую роль в том, сколько времени понадобится предприятию, для выхода на прибыльности, играет личность предпринимателя, можно так никогда и не начать работать в прибыль, если не проявлять должной инициативы.

3) Налогообложение и заработная плата

Не маловажное значение для рентабельности бизнеса и его способностью к существованию на рынке имеют расходы компании, самыми значительными из которых является заработная плата сотрудникам и связанные с ней налоги.

Доля зарплат в малом и среднем бизнесе зависит от сферы деятельности. В среднем в малом бизнесе расходы на зарплату варьируются в пределах 30–50 %.

Также реальна практика выдачи «белых» затрат, что значительно облегчает деятельность компании, так как в данном случае малому и среднему бизнесу не приходится находиться в постоянном поиске рефинансирования. Не платить налоги, конечно выгоднее чем их платить. И многие предприятия малого бизнеса пользуясь слабым внимание к их деятельности налоговых органов, предпочитает не платить «белых» зарплат. Тем не менее для успешного развития бизнеса проще в расчёте на будущие дивиденды выплачивать минимальные заработные платы, и покрывать часть расходов сотрудников за счёт фондов предприятия.

4) Кредитование бизнеса

Для малого бизнеса кредитование сложная процедура. Нас данный момент кредитная политика в России находится на очень низком уровне. Для малого бизнеса банки дают короткие сроки с высокими процентными ставками. В большинстве случаев банковские кредитные программы для начинающих предпринимателей не только малодоступны из-за отсутствия залогового имущества, но и слишком дороги ввиду больших кредитных ставок. Кредитование и инвестиции в бизнес малого и среднего предпринимательства производится только в приоритетные направления, развитие которых государство не может осуществить в полной мере самостоятельно.

В 2017 году малому бизнесу будет выгодно производить следующее:

Малого вложения потребует дело по монтажу ворот и заборов. Конкурентных организаций немного. Такой бизнес пойдет в периферийных городках, где множество частных домиков и коттеджей. Минусом тут можно посчитать сезонность.

Открытие нэйл-бара принесет выгоду и в кризисные времена. Студию красоты посещать уж точно будут, недорогие услуги по макияжу, маникюру-педикюру, наращиванию ресничек вообще ценны. Особо это касается проходных точек, например, в торговых центрах.

В наш век повсеместной компьютеризации можно заняться ремонтом соответствующей техники. Хотя конкуренция и высока, если грамотно и тщательно прорабатывать вопрос, то заработки будут неплохими.

Полезно и эффективно заниматься переработкой пластика. Сейчас острейшей проблемой экологии в России является утиль. С началом переработки и количество мусора уменьшится, и будет востребованный материал. Предприятий в России, кто этим занимается, единицы, поэтому можно смело начинать вести дела.

В 2017 году в России малому бизнесу, помимо пластика, выгодно производить:

1) Изготовление железобетонных колец.

2) Изготовление хот-догов.

3) Иван-чай. Изготовление в домашних условиях можно постепенно перевести в фирму по производству нескольких лекарственных растений.

4) Деревенским предпринимателям можно заняться разведением вьетнамских свинок и индюшек.

Это самые популярные на сегодняшний день идеи собственного дела. Если не бояться трудностей и стремиться все время вперед, «засучив рукава», ничего не бояться, то многого можно добиться в любых условиях. Итак, чтобы начинать или поддерживать дела, очень важна государственная поддержка. Финансирование малого бизнеса в России в 2017 году будет осуществляться. Но Минфином было предложено сокращение затрат по данному вопросу. Однако, точное решение правительства пока ожидается.

На основе приведённых проблем развития малого и среднего бизнеса, можно сделать вывод что, не у всех предпринимателей есть возможность успешно реализовать своё дело, и вынуждены прекращать свою деятельность. Нестабильность экономики и политики, неравная конкуренция, проблема доступа к ресурсам и высокие налоги, всё это наиболее актуальные проблемы малого предпринимательства.

Необходимо серьёзно пересмотреть политику финансирования и инвестирования в бизнес малого и среднего сегментов для возможности эффективного развития этих участников рынка.

Литература:

  1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г.
  2. Постановление Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» № 101 от 09 февраля 2013 г.
  3. Высоцкая О. А. О критериях отнесения субъектов предпринимательства к малому и среднему бизнесу // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Право». — 2012. — № 2(12). — с.94–96.
  4. Хасанова Г. А., Рабцевич А. А. Проблемы развития человеческого капитала в России // Международный научно-исследовательский журнал. — 2013. — № 5–2(12). — с.70–71.
  5. http://russinfo.net/
Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, Россия, категория субъектов малого, предпринимательство, среднее, бизнес, предприятие, заработная плата, общественное производство, стартовый капитал.


Задать вопрос