Данная исследовательская работа направлена на изучение мотивации учебной деятельности, а также на выявление уровня мотивации младшего школьника и влияние детско-родительских отношений на эмоциональную сферу ребенка.
Ключевые слова: мотивация, мотив, познавательные способности, младший школьник, учебная деятельность, исследование
Keywords: motivation, motive, capability, schoolboy, educational activity, exploration
Мотивация является важнейшим регулятивным механизмом развития способностей. Влияние данного механизма обеспечивает изменение качества способностей и делает эти способности личностными.
Исследования личностно-регулятивных механизмов очень важно для развития способностей в младшем школьном возрасте. Учителям начальных классов необходимо исследовать совокупность мотивов в учебной деятельности младшего школьника и изучить их связь с продуктами деятельности, а значит, с познавательными способностями.
Обществу необходима гармонично развитая личность, способная обучаться, применять полученные знания в различных областях, одним словом, ребенок должен уметь учиться. Но это только половина успеха, конечно же, неотъемлемую часть составляют родители, их умение контролировать действия ребенка, направлять в нужном направлении, при этом, не оказывая психологическое давление на младшего школьника.
Наблюдая за соседскими детьми, мы часто задаемся вопросом, что же влияет на их поведение, те или иные поступки, какое влияние оказывают их родители и окружение на те самые принятые решения.
Что ж, однозначно ответить на этот вопрос нельзя, потому что, как и в любой изучаемой сфере, имеются исключения.
Для гармонии ребенка с самим собой важны ласка родителей, осознание того, что они дороги и любимы, чувство защищенности, знание того, что родители всегда рядом и придут на помощь, благоприятные условия для получения школьных знаний, освоения предметов начальной школы. Именно наличие здоровой эмоциональной и благоприятной обстановки влияет на интеллектуальную сферу ребенка, позволяя беспрепятственно осваивать неизведанные сферы окружающего нас мира.
Дети, которые не чувствуют той самой эмоциональной стабильности и любви, зачастую замкнуты (но, как сказано выше, имеются исключения), сосредоточенны на налаживании отношений внутри семьи, что влияет на успеваемость. Но ошибочно утверждение, что дети из таких семей не способны усваивать предлагаемый школьный материал, и развиваться в других сферах, к примеру, в науке и литературе. Они развиваются и пополняют свои знания в менее ускоренном темпе, нежели дети с благоприятной эмоциональной сферой.
В повседневной жизни люди часто употребляют слово «мотивация», но не всегда задумываются над его значением. Но хуже всего то, что родители путают слова, а точнее значения слов «мотивация» и «подкуп» ребенка. Например, покупают дорогостоящие игрушки за выполнение домашнего задания или за то, что наше чадо прочитает книгу, заданную в школе на лето. Получается, что многие родители платят детям за то, что они должны делать самостоятельно и без напоминания, по собственной инициативе. Тем самым, получая обратный результат. Школьники становятся избалованными, требовательными, знают, где нужно «надавить» на взрослых, чтобы добиться желаемого.
Именно данная тенденция воспитания и «мотивации» младшего школьника и сподвигла автора провести исследование оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов, а также мотивации учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста. Автор использовал анкету Н. Г. Лускановой и модифицированную анкету М. Г. Пирожковой.
В тестировании приняли участие 20 учащихся 3 «Б» класса.
Результаты проведенного исследования, на определение уровня школьной мотивации младшего школьника следующие:
Среди тестируемых, преобладает низкий уровень мотивации. В чем мы можем убедиться, обратившись к нижеизложенным результатам анкеты:
Низкий уровень мотивации наблюдается у трети тестируемых учащихся. Подобные результаты имеют место быть, так как школьники предпочитают пропускать занятия, испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Но, тем не менее, ребенок получает хорошие оценки за выполненные домашние задания, тем самым, предотвращая попадание в категорию неуспевающих.
Третий уровень мотивации показал, что более трети учащихся имеют положительное отношение к школе, но школа их привлекает только внеурочной деятельностью. Дети любят кружок театрального искусства и с удовольствием посещают секцию пионербола.
Хорошую школьную мотивацию имеет половина протестированных учеников. Школьники с интересом и азартом подходят к выполнению заданий. Школьники любят быстрее всех выполнять задания и получать за это отметки, так же, их привлекают дополнительные упражнения, вне зависимости от предмета.
Следующим этапом данного исследования является методика «Модифицированная анкета для изучения мотивации учебной деятельности», разработанная М. Г. Пирожковой, в ходе проведения которой были выявлены следующие результаты:
1) У всех тестируемых наблюдается преобладание личных мотивов.
2) Больше половины (75 %) тестируемых имеют познавательные мотивы.
3) Праксические мотивы характерны для 25 % тестируемых, тем более, что прослеживается высокий уровень мотивации к обучению в школе.
4) Групповые мотивы имеют 45 % тестируемых.
Проанализировав вышеперечисленные результаты, можно сделать следующий вывод: на уровень мотивации учащихся младших школьников влияют не столько родители, учителя и внешние факторы, сколько самомотивация и самоконтроль, а также желание учиться чему-то новому.
Выдвинутая гипотеза о том, что положительная мотивация к учебной деятельности способствует развитию способностей младшего школьника и продуктивной учебной деятельности доказана.
В заключение хотелось бы отметить, что в обучении ребенка должна участвовать не только школа, но и родители. Ведь именно благодаря им ребенок сначала учится говорить, ходить, узнавать мир. Поэтому, становясь школьником, ребенок не должен терять поддержку родных, их заинтересованность в его успехах, и конечно же, он должен чувствовать себя важным, любимым, нужным, а также знать, что не разочарует их своими поступками, будь то блестящие достижения или же поражения. Именно при таких взаимооотношениях ребенок вырастет достойным человеком, способным на хорошие поступки не только ради себя, но и ради своей семьи и окружающих его людей.
Литература:
- Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методики и тесты — М.: АльмаМатер, 2009. — 544 с.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности человека — М.: Институт психологии РАН, 2014. — 464 с.
- Пирожкова М. Г. Практикум по психологии младших школьников. Выпуск 2. Деятельность. Учебно-методическое пособие. — М.: Просвещение, 2004. — 272 с.
- Лусканова Н. Г.. Методы исследования детей с трудностями в обучении. — М.: Фолиум, 1999. — 268 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
- Журавлев Д. И. Мотивация и проблемы в обучении. — М.: Просвещение, 2003. — 130 с.