Влияние российско-китайских отношений на деятельность Шанхайской организации сотрудничества | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №18 (152) май 2017 г.

Дата публикации: 09.05.2017

Статья просмотрена: 1227 раз

Библиографическое описание:

Маюров, А. Х. Влияние российско-китайских отношений на деятельность Шанхайской организации сотрудничества / А. Х. Маюров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18 (152). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43184/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются ключевые аспекты взаимодействия России и Китая в ШОС. Выявлены сходства и различия стратегических интересов двух стран, которые имеют практическое значение для развития Шанхайской организации сотрудничества. На основе полученных результатов автор делает вывод о степени влияния разногласий России и Китая на функционирование и принятие решений в рамках ШОС, что влечет за собой ослабление общего влияния организации в Центральной Азии.

Ключевые слова: ШОС, Россия и Китай, Центральная Азия, российско-китайское экономическое сотрудничество

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является региональной структурой с центром в Центральной Азии, регионе располагающим богатыми запасами стратегических природных ресурсов и вызывающим интерес со стороны внешних сил. В Центральноазиатском регионе присутствуют разнообразные политические и экономические организации, также, учитывая наличие террористических и религиозных группировок, структуры безопасности. Китай и Россия — крупнейшие страны-участники ШОС, которые позволяют сформировать оптимальные условия для решения региональных вопросов, развития социальной, политической, экономической сфер и обеспечения безопасности.

В настоящее время к главным функциям ШОС относятся развитие экономического сотрудничества и борьба с террористической угрозой. Страны-участницы ШОС в сфере экономики заинтересованы в комплексном развитии Центральноазиатского региона. Следует учитывать, что экономики стран-участниц имеют различный уровень развития, в связи с этим они заинтересованы в развитии экономических связей для улучшения и стабилизации экономического роста каждой страны отдельно. Однако наибольшее значение и роль в ШОС на сегодняшний день, как с точки зрения экономики, так и безопасности, имеют Россия и Китай, обладающие огромными возможностями: человеческими ресурсами, территориями, природными ресурсами и большим объемом рынков [5].

Интересы России и Китая в ШОС и их отношения в различных сферах деятельности — это главное условие и гарантия развития организации. Сложившаяся ситуация на современном этапе развития ШОС указывает на наличие определенных проблем, которые основаны на расхождение интересов России и Китая и на потенциальной возможности конкуренции двух стран за мировое господство. Таким образом, изучение проблем ШОС, зависящих от отношения стран-лидеров организации, является актуальным и от решения и нахождения способов преодоления, возникающих препятствий, зависит дальнейшая деятельность ШОС и ее степень влияния в Центральной Азии.

Рассматривая российско-китайские отношения и интересы в рамках ШОС, следует выделить четыре ключевых спорных вопроса, тормозящих динамичное развитие и функционировании организации в регионе (рис. 1).

Рис. 1. Расхождение российско-китайских интересов в ШОС

Опираясь на рисунок 1, проанализируем каждую из четырех проблем в отношениях России и Китая. С одной стороны, геостратегические интересы двух стран в Центральной Азии создали основу для развития ШОС, с другой стороны, они послужили базой возникновения условий для будущих разногласий в двухсторонних отношениях.

Россия и Китай считают, что Центральноазиатский регион имеет важное значение для обеспечения государственной безопасности, в связи с этим вероятно развитие конкуренции между странами по расширению влияния. В последние годы приоритетом российского внешнеэкономического и внешнеполитического развития является освоение Центральной Азии. В области экономики наша страна стремится к укреплению сотрудничества со странами региона и интеграции с СНГ, а также к укреплению своего влияния и формированию экономической зоны. В сфере безопасности для России приоритетно военное сотрудничество со станами Центральной Азии. В 2002 году была создана Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) стран СНГ, в которую вошли Россия, Белоруссия, Казахстан, Кыргыстан и Таджикистан, позже Узбекистан. Таким образом, Россия построила стабильные всесторонние отношения и повысила свое влияние, положение в регионе [4].

Китай в последние годы активно развивает отношения со странами Центральноазиатского региона и укрепляет сотрудничество во всех сферах. В качестве основных инструментов выстраивания сотрудничества Китай использует инвестиционные ресурсы. Многие инфраструктурные проекты Китая привлекательны для государств ЦА, т. к. позволяют решать стратегические задачи их развития. Например, для Таджикистана помощь Китая позволяет диверсифицировать транспортную инфраструктуру, замкнутую на Узбекистан, с которым сохраняются нестабильные отношения. Стратегически важным проектом для Киргизии является строительство Китаем высоковольтной линии электропередач «Север-Юг», объединившей энергосистему страны [6]. Большая доля экспорта из Китая в страны региона приходится на Казахстан — 53 % и Киргизию — 22 % (рис.2) [7]. В Центральной Азии наблюдается множество признаков растущей роли Китая. Местные рынки полны китайских товаров, инфраструктура строится в основном китайскими фирмами на китайские ссуды, а за визитами высокопоставленных лиц следуют объявления о крупных сделках. Кроме того, КНР играет все более важную роль в сфере безопасности. Тем не менее, Китай ведет себя в регионе осторожно, или даже нерешительно, и продолжает заявлять о первостепенной роли России в Центральной Азии. Также Пекин старается не ввязываться в местные экономические и политические неурядицы [2].

Активная кредитная политика Китая в Центральной Азии привела к быстрому росту долговой зависимости стран региона от восточного соседа. В 2015 году доля КНР во внешнем государственном долге Таджикистана достигла 43 % (0,9 млрд дол.), Киргизии — 35 % (1,2 млрд), Казахстана — 8,5 % (13,3 млрд) [7].

Рис. 2. Структура экспорта Китая в Центральную Азию в 2014 году, %

Очевидно, что постепенное углубление сотрудничества Китая со странами Центральной Азии в области безопасности, политики и экономики влечет усиление влияния страны в регионе и уменьшение экономической зависимости стран региона от России. По сути, Китай осуществляет скрытую борьбу за господство в регионе с Россией, поэтому, несмотря на активное способствование развитию ШОС, наша страна не желает уступать место ведущей в организации. Кроме того, Россия поддерживает тесное сотрудничество со странами Центральноазиатского региона в рамках ЕАЭС и ОДКБ, которые имеют приоритетное значение относительно ШОС. Для КНР Шанхайская организация сотрудничества — основная платформа для укрепления положения в регионе, а также стратегическое пространство обеспечения безопасности энергоресурсов.

В целях и приоритетах сотрудничества Россия и Китай также имеют расхождения интересов в ШОС. С учетом сложившихся нестабильных отношений России с западными странами, США и НАТО, стране необходима поддержка Китая в рамках ШОС, а приоритетом данной поддержки являются сферы безопасности и политики, затрагивающие антитеррористическую деятельность. Сразу после основания ШОС существовали мнения, что организация будет союзом Китая и России против США. Однако, несмотря на неоднократные заявления двух стран о необходимости уходить от модели однополярного миропорядка, Китай не намерен отказаться сотрудничать с США. Напротив, КНР ведет активную политику совместно с США по сдерживанию Северной Кореи и не рассматривает в качестве приоритета в ШОС военную сферу. Китай с США имеют также тесные экономические отношения, торговый оборот КНР с США превышает аналогичный показатель с Россией в 4 раза [2].

Таким образом, главным приоритетом Китая в ШОС является укрепление экономического сотрудничества со странами-участницами, что угрожает России потерей лидирующего места в регионе как традиционной территории своего влияния.

Третьим аспектом противоречий российско-китайского сотрудничества в ШОС является борьба с «тремя силами зла»– терроризм, сепаратизм, экстремизм. В настоящее время общая обстановка в Центральной Азии является стабильной, страны-члены ШОС достигли заметных успехов в политической, экономической и социальной сферах. В то же время «три силы зла» по-прежнему свирепствуют, многие факторы, угрожающие безопасности и стабильности стран-членов ШОС и региона, пока не устранены.

Китай призывает к борьбе и активно участвует в совместных военных учениях. Россия помимо призывов к борьбе с терроризмом использует ситуацию как предлог к военному присутствию в Центральной Азии, а также Россия опасается, что под эгидой «противодействие национальному сепаратизму» будет притеснение русских на территории стран Центральной Азии, что осложнит защиту интересов этнических русских в регионе [3]. Кроме того, в процессе проведения совместных учений стран-участниц ШОС, Россия в какой-то мере преследует цель продемонстрировать США и Западу военную мощь и показать свои стратегические интересы в регионе. В противовес КНР рассматривает учения как борьбу с «тремя силами зла».

Наконец, четвертым расхождением в интересах России и Китая является вступление новых государств в ШОС. Две страны достаточно осторожно относятся к вопросу принятия в организацию других стран, что обуславливает отсутствие в ШОС четкого регламента вступления стран потенциальных участниц. Россия не поддерживает вступление Пакистана, имеющие традиционные связи с Китаем, а КНР в свою очередь высказывает опасения относительно Индии, Грузии, Ирана. Однако, несмотря на противоречия, процедура вступления Индии и Пакистана началась в 2015 году и в Астане 8–9 июня 2017 года ключевым итогом саммита станет ожидаемое предоставление членского статуса Индии и Пакистану, значительно расширяющее потенциал организации в сферах политики, безопасности и экономики. В данном вопросе особое внимание было уделено процессу встраивания новых членов в механизмы взаимодействия в рамках ШОС с прицелом на дальнейшее развитие и углубление сотрудничества [1].

Обобщая вышесказанное, следует сказать, что Россия и Китай имеют как точки соприкосновения, так и аспекты расхождения своих интересов в ШОС. Некоторые из приведенных противоречий уже находят свое решение путем согласования и урегулирования двухсторонних отношений. Залогом преодоления проблем является наличие общего стратегического интереса по формированию мощного экономического блока стран-членов ШОС, основными направлениями которого должны стать экономическая кооперация, развитие транспортных коммуникаций и информационных технологий, создание совместных предприятий.

Литература:

1. Индия и Пакистан расширят потенциал ШОС в сфере экономики и безопасности // ТАСС информационное агентство. URL: http://tass.ru/politika/4210309 (дата обращения: 4.05.2017).

2. Китай в Центральной Азии — всерьез и надолго? // ИноСМИ. URL: http://inosmi.ru/economic/20160623/236955241.html (дата обращения: 4.05.2017).

3. Ковтунов С. Ю., Ишмеева А.С,. Россия и экономическое сотрудничество в рамках ШОС // Символ науки. — 2015. — № 5. — С. 115–117.

4. Лю Цян. Расхождение интересов Китая и России в рамках Шанхайской организации сотрудничества // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 2. — С. 105–108.

5. Маюров А. Х. Проблемы и перспективы сотрудничества стран-членов Шанхайской организации сотрудничества // Международная экономика. Выпуск 5. Монография. — Краснодар: Экоинвест, 2016. — С. 273–293.

6. Мордвинова А. Э. Экономическая стратегия Китая в Центральной Азии: задачи, инструменты, результаты // Российский институт стратегических исследование. URL: https://riss.ru/analitycs/28788/ (дата обращения: 2.05.2017)

7. Попов Д. С. Центральная Азия в китайской концепции экономического пояса Шёлкового пути и стратегические интересы России // Российский институт стратегических исследование. URL: https://riss.ru/analitycs/30016/ (дата обращения: 2.05.2017)

Основные термины (генерируются автоматически): Китай, Россия, Центральная Азия, США, Центральноазиатский регион, КНР, регион, Казахстан, Киргизия, Шанхайская организация сотрудничества.


Ключевые слова

Центральная Азия, ШОС, Россия и Китай, российско-китайское экономическое сотрудничество

Похожие статьи

Укрепление сотрудничества Китая и России: история и перспективы

В данной статье рассматривается история международных отношений двух стран — России и Китая. Анализируются этапы развития двусторонних отношений между странами, их позиции по различным историческим прецедентам. Анализируются концепции внешней политик...

Современные тенденции дальнейшего развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в условиях глобализации

В статье сделана попытка провести мониторинг современных тенденций функционирования межправительственной международной организации — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В работе изучаются цели и принципы функционирования ШОС. Авторы акцентир...

Общие политические черты Китая и России и их влияние на взаимовыгодное сотрудничество двух стран

В данной статье рассматриваются общие политические черты двух стран — Китая и России, анализируются их политические позиции, история их международных отношений, их членство в международных организациях, рассматриваются основные направления внешней по...

Концептуальные основы изучения теоретических и историко-политических аспектов исследования афганского фактора в региональной безопасности Центральной Азии

В статье дается оценка сложившейся в центрально-азиатском регионе обстановки, выявляются исходящие из афганской конфликтной зоны вызовы и риски, воздействующие на сферу безопасности пяти государств Центральной Азии (ЦА). Уделено внимание росту наркот...

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях постбиполярного мира

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими. В статье изучен вопрос формирования ново...

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: сравнительный анализ

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии. Дана характеристика интересов двух государств — России...

Экономические риски в нефтегазовом секторе на примере взаимоотношений России и Китая

В статье рассмотрены экономические риски во взаимоотношениях Китая и России в сфере нефтегазового комплекса. Стимулом к развитию этих отношений, которые являются перспективными для обеих стран, стали торговое противостояние США и Китая и введение ант...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Политика и межкультурная коммуникация: политика России, США и Великобритании

В статье рассматривается влияние межкультурной коммуникации на политику России, США и Великобритании. Авторы обращают внимание на особенности коммуникационного стиля каждой из стран и как они могут привести к недопониманию и конфликтам. В заключении ...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Похожие статьи

Укрепление сотрудничества Китая и России: история и перспективы

В данной статье рассматривается история международных отношений двух стран — России и Китая. Анализируются этапы развития двусторонних отношений между странами, их позиции по различным историческим прецедентам. Анализируются концепции внешней политик...

Современные тенденции дальнейшего развития Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в условиях глобализации

В статье сделана попытка провести мониторинг современных тенденций функционирования межправительственной международной организации — Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В работе изучаются цели и принципы функционирования ШОС. Авторы акцентир...

Общие политические черты Китая и России и их влияние на взаимовыгодное сотрудничество двух стран

В данной статье рассматриваются общие политические черты двух стран — Китая и России, анализируются их политические позиции, история их международных отношений, их членство в международных организациях, рассматриваются основные направления внешней по...

Концептуальные основы изучения теоретических и историко-политических аспектов исследования афганского фактора в региональной безопасности Центральной Азии

В статье дается оценка сложившейся в центрально-азиатском регионе обстановки, выявляются исходящие из афганской конфликтной зоны вызовы и риски, воздействующие на сферу безопасности пяти государств Центральной Азии (ЦА). Уделено внимание росту наркот...

Россия и Китай: стратегическое партнёрство в условиях постбиполярного мира

Работа посвящена рассмотрению российско-китайских отношений на современном этапе. После распада СССР между Россией и Китаем начался процесс установления партнёрских отношений, которые называют стратегическими. В статье изучен вопрос формирования ново...

Внешнеэкономические приоритеты Российской Федерации и Китайской Народной Республики в сфере энергетического сотрудничества в Северо-Восточной Азии: сравнительный анализ

Исследованы стратегические направления развития экономики и энергетики на Востоке России на современном этапе развития с учетом энергетической корпорации России со странами Северо-Восточной Азии. Дана характеристика интересов двух государств — России...

Экономические риски в нефтегазовом секторе на примере взаимоотношений России и Китая

В статье рассмотрены экономические риски во взаимоотношениях Китая и России в сфере нефтегазового комплекса. Стимулом к развитию этих отношений, которые являются перспективными для обеих стран, стали торговое противостояние США и Китая и введение ант...

Перспективы и совершенствование регулирования развития государственно-частного партнерства в странах Центральной Азии

Государственно-частное партнерство (ГЧП) является важным инструментом для экономического развития в странах Центральной Азии, таких как Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Кыргызстан. В статье рассматриваются примеры успешных проектов в области тран...

Политика и межкультурная коммуникация: политика России, США и Великобритании

В статье рассматривается влияние межкультурной коммуникации на политику России, США и Великобритании. Авторы обращают внимание на особенности коммуникационного стиля каждой из стран и как они могут привести к недопониманию и конфликтам. В заключении ...

Интеграционная политика Республики Армения: причины и перспективы выбора евразийского вектора развития

В представленной статье рассматривается интеграционная политика Армении в период с 1991 по 2015 год, результатом которой стало вступление республики в Евразийский экономический союз. Показана взаимосвязь интеграционных процессов с проводимой Республи...

Задать вопрос