Рассматриваются вопросы шумового загрязнения города Улан-Батор от транспортных средсв. Проведен анализ измерения шума от автотранспортов и поездов. Результаты исследований позволяют прийти к выводу о необходимости обеспечения шумовой безопасности как составной части экологической безопасности городских территорий.
Ключевые слова: город, транспортное средство, шумовое загрязнение
Современные крупные города характеризуются высокими уровнями шума, неблагоприятно воздействующего на жителей. Эквивалентные уровни звука в таких городах как Париж, Рим, Нью-Йорк, Мехико, Москва достигают 75–80 дБА. Уровень шума в городах возрастает ежегодно в среднем на 0,5–1,0 дБА в год. Эта тенденция сохраняется, несмотря на ужесточение норм к средствам транспорта. Хотя за последние два десятилетия шум автомобилей снизился на 8–10 дБА, шум от автомобильного транспорта в крупных городах не уменьшился, а в отдельных случаях даже несколько увеличился, в связи с увеличением числа эксплуатируемых автомобилей [1]. Исключением не является и Монголия, в частности г, Улан-Батор, По данным 2015 года в городе насчитываются 441836 автомашин, что составляет 62,1 % из общего количества автотранспорт страны [9]. Также на уровень шума оказывает влияния интенсивный рост населения, плотность новых жилых квартирных районов и расширение юрточных районов. Чтобы уменьшить площадь юрточных районов, которые являются источниками всех загрязнения городских сред, обеспечить потребности населения в жилых квартирах и реализации генерального плана города активно строятся новые жилые районы. К сожалению некоторые новые районы расположены близко к железной дороги, что их жители подвергаются различным рискам в том числе под вредным влиянием шумового загрязнения.
Повышенный шум — одна из основных причин жалоб населения, поэтому решению этой проблемы уделяется внимание во всем мире. Из всех вредных экологических факторов шум — самый массовый. Под его воздействием находится от 50 до 70 % населения.
Проблема защиты населения от повышенного шума — это в первую очередь, проблема сохранения здоровья. Особенно остро этот вопрос стоит у жителей мегаполисов и крупных городов. Шумовое загрязнение приводит к повышенной утомляемости человека и животных, понижению производительности труда, физическим и нервным заболеваниям. В европейском Союзе, где был проведен очень представительный опрос населения (таб. 1).
Таблица 1
Основные источники шума, воздействующие на население [2]
Источники шума |
% населения, обеспокоенного повышенным шумом |
|||
Очень высокая степень беспокойства |
Высокая степень беспокойства |
|||
День |
Ночь |
День |
Ночь |
|
Транспорт: — автомобильный — трамваи —поезда — авиация |
84,8 |
83,1 |
78,3 |
76,8 |
70,5 |
66,7 |
65,3 |
63,0 |
|
2,5 |
2,1 |
2,2 |
2,5 |
|
6,2 |
13,2 |
5,7 |
9,0 |
|
5,6 |
1,2 |
5,0 |
2,3 |
|
Предприятия |
8,1 |
5,7 |
10,2 |
8,8 |
Прочие |
2,6 |
5,4 |
4,5 |
6,5 |
Основной источник акустического загрязнения — транспорт (от 75 до 85 %), при этом на втором месте находится железнодорожный транспорт. Доля железнодорожного транспорта составляет от 6 до 13 %, его вклад возрастает в ночное время почти в 2 раза.
Методы иматериалы исследования
Для измерения шумового загрязнения от автотранспорта проводились с помощью шумомера SMARTSENSOR АR844, работающий в соответсвии со стандартом IEC 61672–1:2003. Измерения проволись три раза по 15 минут в 8–9 часов утра, 13–14 часов дня, 19–20 часов вечера в нечетных днях недели в протяжении 4 месяца /с декабря по март/ на 4 точках (таб. 2). Выбранные часы, характеризуются как самые нагруженные движением автотранспортами.
Таблица 2
Места проведения измерения шумого загрязнения
№ |
Район |
Характеристика |
1 |
Центральный офис почты |
Центральный район, Один из самых оживленных районов |
2 |
Унур микрорайон |
Жилой район |
3 |
Баянхошуу |
Юрточный район |
4 |
Ган хийц |
Промышленный район |
Эквивалентный уровень шума от источника авторанспорта определяется по формуле [3]:
LAeq=A50+(A10-A90)2/602
где:
L10– уровень шума, выше 10 % обшего числа измерения
L90– уровень шума, выше 90 % обшего числа измерения
L50–уровень шума, выше 50 % обшего числа измерения
Leq–эквалентный уровень шума
В качестве нормы допустимого уровня шума взят установленный в стандарте MNS:4585–2016 «Качество воздуха, основные требования» [4] эквивалентный уровень шума для территории, непосредственно прилегающей к жилой застройке, равный 60 дБА. Данные нормы взяты для промежутка времени с 7.00 до 23.00 часов. В таблице 3, 4 приведены значения предельных допустимых уровень (ПДУ) шума.
Таблица 3
Стандарты уровня шума вразличных районах города развитых странах иЕС [7]
Страна |
Промышленная зона |
Коммерческая зона |
Селитебная зона |
Тихая зона |
||||
День |
Ночь |
День |
Ночь |
День |
Ночь |
День |
Ночь |
|
Австралия, дБа |
55 |
55 |
55 |
45 |
45 |
35 |
45 |
35 |
Индия, дБа |
75 |
70 |
65 |
55 |
55 |
45 |
50 |
40 |
Япония, дБа |
60 |
50 |
60 |
50 |
50 |
55 |
45 |
35 |
США, ЕС, ВОЗ, дБа |
70 |
60 |
60 |
50 |
55 |
45 |
45 |
35 |
В развитых странах ПДУ шума определены для различных районов земдепользования города, что помогает уменьшить воздействия на здоровье населения также не препятствовать жизнедеятельности города.
Таблица 4
Сравнение стандартов уровень звука Монголии иРоссии [4, 6]
Стандарт |
7.00–23.00 ч |
23.00–07.00 ч |
||
Экв, дБа |
Мах, дБа |
Экв, дБа |
Мах, дБа |
|
СНиПе 23–03–2003 «Защита от шума» национальный стандарт России |
55 |
70 |
45 |
60 |
MNS:4585–2016 “Качество воздуха, основные требования” национальный стандарт Монголии |
60 |
- |
45 |
- |
*Как видно из табл, 1, ПДУ шума Монголии и России отличаются не только количественно но и по смысловой нагрузке. В монгольском стандарте не учитывается максимально допустимый уровень шума.
В стандарте Монголии следует отметить, что шум нормируется для ночного и дневного времени, предельно допустимые значения эквивалентных уровней звука на территории жилой застройки составляют соответственно 45 и 60 дБА.
В последные годы, чтобы уменьшить площадь юрточных районов, которые являются источниками всех загрязнения городских сред, обеспечить потребности населения в жилых квартирах и реализации генерального плана города активно строятся новые жилые районы. К сожалению некоторые новые районы расположены близко к железной дороги, что их жители подвергаются различным рискам в том числе под вредным влиянием шумового загрязнения. Согласно стандарту MNS:6060–2010 — требования к линии железной дороги [5] железнодорожная дорога должна быть отделена от жилых районов санитарно-защитной зоной с шириной 100м.
С помощью инструмента Буфер геоинформационной системы ArcGIS10.01 определены районы, расположенных в саниторно-защитной зоне железной дороги (рис 1).
Рис. 1. Один из жилых районов, расположенных в санитарно-защитной зоне ЖД линии [8]
В настоящее время почти на всем протяжении железнодорожных линий нарушена 100-метровая ширина зоны санитарного разрыва и строятся новые жилые районы. Например: Шинэ хотхон, Эрин, Өнөр хороолол, Тохилог өргөө, Их монгол, Crystal town, Сүмбэр орд, Нарны хороолол — единственный район имеющий частично шумозащитный экран. Проезд железнодорожного состава обуславливает возрастание уровня шума в среднем на 10–20 дБА над фоновыми значениями шума на прилегающей жилой территории, что вызывает большое количество обращений жителей с жалобами на повышенный шум.
Таблица 5
Некоторые жилые районы, построенные всанитарно-защитной зоне
Название |
Растояние от ЖД, м |
Наличие звуко-защитной экраны |
Высота стены /экрана/ |
Их Монгол |
15–20 |
- |
2м |
Нарны хороолол |
20–80 |
+ |
10м |
Вдоль железной дороги выбрались 2 точки, один из них найболее близко расположен /Их Монгол/ к железной дороги, а другой имеет шумозащитный экран /Нарны хороолол/.
Для определения шумого уровня от железнодорожного транспорта использовался метод расчета разработанный в организации защиты окружающей среды Южной Австралии [3].
Где:
Pi — Длительность каждой передачи в секундах
Li — уровень шума LAeq
Tp -Длительность общего периода оценки (т) в секундах.
С помощью формулы можем рассчитать эквивалентный уровень дня /16 часов/ и определить самый неблагоприятный час с самым высоким уровням шумового загрязнения /1 час/ и для ночных времени /8 часов/.
Результат исследования
Данные представленные в таб. 6 показывают Leq, L10, L50 и L90 шума от автотранспорта в городе в трех интервалах времени час пика движения (т. е. 08–09, 13–14, 19–20 часов).
Таблица 6
Эквалентный уровень шума города Улан-Батор, дБа
№ |
Район |
Время, ч |
L10 |
L90 |
L50 |
Leq |
1 |
Центральный оффис почты — коммерческий район |
8–9 |
72,8 |
58,2 |
64,6 |
64.7 |
13–14 |
70,9 |
58,9 |
64,2 |
64.2 |
||
19–20 |
72,8 |
58,5 |
64,3 |
64.4 |
||
2 |
Ган хийц — Промышленный район |
8–9 |
60,8 |
41,1 |
48,4 |
48.5 |
13–14 |
61,8 |
41,1 |
51,4 |
51.5 |
||
19–20 |
61,4 |
40,9 |
48,8 |
48.9 |
||
3 |
Унур микрорайон — Жилой район |
8–9 |
72,6 |
59,9 |
65,1 |
65.1 |
13–14 |
72,8 |
60,3 |
65 |
65.0 |
||
19–20 |
72,7 |
60,5 |
65,7 |
65.7 |
||
4 |
Баянхошуу -Юрточный район |
8–9 |
65,3 |
46,9 |
55,4 |
55.5 |
13–14 |
65,6 |
46,4 |
56,2 |
56.3 |
||
19–20 |
69,2 |
48,6 |
57,6 |
57.7 |
В юрточном и промышленном районах уровень шума немного меньше чем в центральном и жилой районах, где уровень шума перевышает ПДУ стандарта 60 дБа. Также то что значения Leq и L50 равняются друг с другом показывает что источник шума имеет не прерывный характер.
Для определения уровня шума от железнодорожного транспорта проводились измерения в двух режимах. Чтобы определить фоновой уровень шума перед проходом поезда и после прохода измерили 15 минут, также измерены уровень шума создаемые во время гудка поездов. Также 24 часовые измерения проводились для расчета дневного и ночного эквивалентного уровня шума от железнодорожного транспорта.
Таблица 7
Характеристики уровня шума от врайонах от ЖД транспорта, дБа
Районы |
Lmax |
Lmin |
Lфона |
День |
Ночь |
||
LAeq. 16ч |
LAeq. 16:17ч |
LAeq. 8ч |
LAeq. 2:40–3:40 ч |
||||
Их монгол хороолол |
93 |
49 |
48–55 |
58,3 |
66 |
59,5 |
64,6 |
Нарны хороолол |
68 |
53 |
53–62 |
53,2 |
- |
- |
- |
Данные представленные в таблице 7 показывают фоновой и повышенной уровень шума в районах. В районе Их монгол Lмах достигает 93 дБа, фоновой уровень колеблется от 48–55дБа, что показывает источник шума от ЖД транспорта сильно влияет на шумовую среду района. А в районе Нарны хороолол Lмах — 68 дБа, фоновой уровень и Lmin 53,2 дБа. Это указывает что в районе источник шума автотранспорта больше влияет на уровень шума.
Рис. 2. Уровень шума, созданный от ЖД транспорта
Lmax измеряется во время гудка поездов и сохраняется 1–2 минут (рис.2). В районе Их монгол самый неблагоприятный час по отношению шумовой среды 16:00–17:00 /LAeq, 16:00–17:00ч — 66 дБа/. А ночные время 2:40–3:40 /LAeq, 2:40–3:40 ч -64,6 дБа/.
Вывод. Для города Улан-Батор основным источником шумого загрязнения являются автотранспортные средства. С каждым годом увеличивается количества автомашин, что создает условие замедления и пробки движения тем самым ухудшяет состояние шумовой среды города. В центральных районах эквивалентный уровень шума постоянно перевишает ПДУ национального стандарта. Вторим источником шума является ЖД транспорт, особенно в районах расположенных в санитарно-защитной зоне ЖД уровень шума увеличивается в ночные время за счет движения поездов.
Литература:
- Васильев А. В. Шум как фактор экологического риска в условиях урбанизированных территорий, NOISE Theory and Practice 2015, стр. 27–40.
- Куклин Д. А., Оценка и снижение шума железнодорожного транспорта, XXVII сессия Российского акустического общества, посвященная памяти ученых-акустиков ФГУП «Крыловский государственный научный центр» А. В. Смольякова и В. И. Попкова, Санкт-Петербург,16–18 апреля 2014 г.
- South Australia Environment Protection Authority “Guidelines for the assessment of noise from rail infrastructure” 2013.april
- “Агаарын чанар, техникийн ерөнхий шаардлага” MNS:4585–2016 /национальный стандарт, на монг.языке/
- “Төмөр замын зурваст тавих шаардлага” MNS:6060–2010 /национальный стандарт, на монг.языке /
- СНиП 23–03–2003 «Защита от шума». — Режим доступа: http://www.complexdoc.ru/ntd/551515 от 27.10.2010.
- WHO (2011). Burden of disease from environmental noise.
- ArcMap 10.2.2 –Basemap
- Официальная электронная страница ДТП Монголии. — Режим доступа: http://traffic.police.gov.mn/news/content/id/630/type/18