Lesson Study: «Как через использование различных приемов обучения улучшить монологическое высказывание учащихся как продукта речевой деятельности?» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Аужанова, Г. Г. Lesson Study: «Как через использование различных приемов обучения улучшить монологическое высказывание учащихся как продукта речевой деятельности?» / Г. Г. Аужанова, Д. Д. Кабиева, А. К. Кожахметов, А. Ж. Копеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18.1 (152.1). — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43235/ (дата обращения: 17.10.2024).



Заговори, чтоб я тебя узнал…

Сократ

«С давних времён речь человека была его визитной карточкой. Умение правильно и красиво говорить всегда высоко ценилось в обществе. Развитие речи школьников сегодня остается значимой проблемой. Уметь говорить, значит, уметь мыслить, рассуждать и выражать свое мнение, возможно, отличное от других. Это помогает выделиться в обществе, занять устойчивое положение, не потерять себя, находиться постоянно в окружении людей, общаться с ними и быть полноценным членом общества. Уметь правильно и красиво говорить, чётко и понятно выражать свои мысли – это минимум, что должен уметь современный образованный человек».[1]

C:\Users\auzhanova_g.pvl\AppData\Roaming\Skype\My Skype Received Files\IMG-20170301-WA0018(1).jpg

Поэтому, на наш взгляд, тема «Как через использование различных приемов обучения улучшить монологическое высказывание учащихся как продукта речевой деятельности?» важна.

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена ещё и тем, что, как показывает практика, ученики не совсем корректно могут излагать свои мысли, не могут строить свою речь в соответствии с критериями, хотя в современной педагогике накоплен достаточно большой опыт работы учителей по развитию устной монологической речи учащихся. Поэтому наша группа решила, что необходимо осмыслить, структурировать, обобщить материал по исследуемой теме и апробировать приемы и методы на 3-х последовательных уроках с целью совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся N-го класса.

Мы решили провести исследование, целью которого было выяснить, какие приемы и методы будут способствовать улучшению монологической речи учащихся.

Для достижения поставленной цели нами были сформированы задачи:

- совместно определить отвечающий установленным задачам метод преподавания, который в дальнейшем будет разрабатываться и совершенствоваться;

- совместно определить трех учащихся, каждый из которых станет типичным представителем определенной группы учащихся в классе;

- совместно планироватьLesson Study, в ходе которых будут использованы и тщательно изучены результаты методики в контексте результатов наблюдения за тремя исследуемыми учащимися;

- проводить Lesson Study и вести совместное наблюдение, акцентируя особое внимание на обучении и развитии исследуемых учащихся;

- опрашивать учащихся, чтобы понять их мнение о Lesson Study;

- проводить обсуждение Lesson Study;

- использовать полученные достижения в педагогической практике.

Определили и результат исследования: учителя узнают новые приемы, которые будут способствовать улучшению процесса обучения; учащиеся достигнут ожидаемого результата.

Ожидаемый результат:

Ученик А:

- излагает материал логично и последовательно (устанавливает причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делает необходимые обобщения и выводы);

— правильно и точно пользует языковые средства для оформления высказывания;

— строит высказывания в определенном стиле (научном, публицистическом, разговорном и др.) в зависимости от цели и ситуации общения;

— отвечает достаточно громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз, правильной интонации, правил произношения.

Ученик В:

- полно излагает материал;

- обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

- излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Ученик С:

- недостаточно полно излагает материал;

- не совсем достаточно обосновывает свои суждения, приводит не совсем убедительные примеры;

- излагает материал последовательно и допускает незначительные ошибки в языковом оформлении излагаемого материала, но ошибки исправляет сам.

Объектом исследования стала устная монологическая речь учащихся N-го класса

На первичном заседании Lesson Study мы сформулировали проблему, определили тему, ожидаемые результаты, установили основные правила, совместно проанализировали прием, который должны были апробировать на первом уроке, разработали Lesson Study-1.

Мы определили фокус-группу из трех учеников, являющихся типичными представителями различных групп обучающихся.

Ученик А:

- не всегда полно излагает материал;

- обнаруживает понимание материала, может достаточно обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры;

- излагает материал последовательно; допускает незначительные ошибки с точки зрения норм литературного языка.

Ученик В:

- недостаточно полно излагает материал;

- не совсем достаточно обосновывает свои суждения, приводит не совсем убедительные примеры;

- излагает материал последовательно и допускает незначительные ошибки в языковом оформлении излагаемого материала, но ошибки исправляет сам;

Ученик С:

- обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но:

- излагает материал неполно и допускает неточности в определении и формулировке понятий;

- не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

- излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого материала.

На заседании рассмотрели и изучили приемы, которые действительно помогли бы нам найти ответ на наш главный вопрос: «Как помочь ученикам совершенствовать устную речь?» Проанализировав все известные приемы, мы остановились на «ПОПС – формуле». Урок был разработан с учетом темы Lesson Study.

Также были расписаны ожидаемые результаты от каждого «исследуемого» ученика: ученик С должен к концу исследования быть примерно на уровне ученика В, ученик В подняться на уровень ученика А, ученик А должен развиваться на уроке, не оставаясь на том же уровне.

Определили, кто (наблюдатель) за кем (исследуемый ученик) наблюдает.

На первом заседании были разработаны основные правила для наблюдателей.

Наблюдатель должен:

Иметь копию плана, раздаточные материалы, используемые на уроке, листы наблюдений

Помнить, что наблюдения должны быть направлены на процесс обучения учащихся

Делать необходимые записи, фиксировать идеи, определять проблемы

Фиксировать ожидаемую реакцию от каждого из исследуемых учащихся

Избегать разговора с учащимися

Проведение урока LS-1

  1. Запланировано совместно
  2. На уроке запланировано опираться на формулу ПОПС.
  3. Обязанности наблюдателей:
  • Наблюдать и фиксировать действия наблюдаемых учащихся
  • Собирать предполагаемые доказательства
  • Отмечать ответы учащихся на различных этапах урока
  • Установить доказательства прогресса каждого из учащихся в сопоставлении с ожидаемыми результатами
  1. После проведения первого урока провести опрос учащихся

Вопросы для учащихся:

  1. Что тебе понравилось (не понравилось) на уроке?
  2. Научился ли ты чему-нибудь на сегодняшнем уроке?
  3. Какая часть обучения была удачна?
  4. Если тебе была бы дана возможность, то изменил бы что-нибудь на уроке? Почему?

Вывод: прием «ПОПС» помогает структурировать монолог. Учащиеся научились разграничивать вступление, основную часть и вывод. Но монолог получается неразвернутым.

Проведение урока LS-2

  1. Совместное планирование урока LS-2
  2. Апробирование приема «Easy hint»
  3. Опрос учащихся

C:\Users\auzhanova_g.pvl\AppData\Roaming\Skype\My Skype Received Files\IMG-20170225-WA0007.jpg

Вопросы для учащихся:

  1. Легко ли было излагать мысли, используя прием «Easy hint»?
  2. Что, на твой взгляд, дает этот прием?
  3. Что бы ты изменил в этом приеме?

Ученик С ответил, что в этом приеме его смутила последовательность вопросов. Он отметил, что ученику можно давать возможность менять последовательность вопросов.

Ученик В: «Можно не начинать ответ с вопроса «Что?», а давать возможность нам начинать ответ с любого вопроса».

Вывод: прием способствует тому, что ученик (если забыл материал) задавать себе же вопросы, тут же отвечает на поставленный вопрос. Монолог получается развернутым, полным. Необходимо в последующем учитывать предложения учащихся: «ученику можно давать возможность менять последовательность вопросов».

Проведение урока LS-3

  1. Совместное планирование урока LS-3
  2. Апробирование приема «ОЖБ», «Ыңғайлы кесте»
  3. Опрос учащихся
  4. Вывод: апробированные приемы помогают добиться хороших результатов.

Вопросы для учащихся:

  1. Эффективны ли приемы, которые были использованы на уроках казахского языка?
  2. Какой прием тебе понравился больше всего? Почему?
  3. Помогают ли эти приемы ясно, четко, последовательно излагать мысли?

Для анализа проведенных уроков взяли вопросы:

Что планировалось на уроке?

Что произошло на уроке?

Почему так произошло?

Какой прогресс сделал исследуемый ученик?

Как улучшить прогресс ученика?

Что изменить в методике?

Какие приемы использовать для того, чтобы улучшить результаты учащихся?

Результат нашего исследования: учащиеся самостоятельно составляют монолог, используя различные языковые средства; формулируют проблемные вопросы; выражают свою точку зрения. Учащиеся чувствуют себя более уверенно во время выступления, так как речь у них более точная, логически последовательная.

Литература:

  1. Развитие монологической речи обучающихся как основа. https://docs.google.com/document/d/1ehT4uLQEa2iCa1R0tMvtM9_5HRo7gaZGALVCG31Ud8M/edit?hl=ru
  2. "Подход LessonStudy- особая форма исследования в действии на уроках". http://sc0001.arshaly.akmoedu.kz/article/view/e391d43bc93df10d312f4e1064f34afb.html
  3. Lesson Study: руководство Пит Дадли. http://lessonstudy.co.uk/wp-content/uploads/2013/07/Lesson-Study-Handbook-Russian.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): материал, прием, учащийся, урок, ученик В, ученик С, излагаемый материал, опрос учащихся, проведение урока, ученик А, языковое оформление.


Похожие статьи

Как улучшить навыки письма учеников 9 класса через диалогическое обучение?

В статье описывается исследование влияния диалогического обучения на развитие навыков письма.

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Проектирование методов обучения на основе имитации элементов телевидения как педагогическое творчество преподавателя в педвузах Вьетнама

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Личностный аспект формирования самостоятельности мышления студентов высших учебных заведений

В данной статье мы пытались кратко изложить нетрадиционный подход в виде интеллектуальных упражнений и игр, которые можно вводить как в урок, так и проводить в виде дополнительных факультативных занятий.

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Похожие статьи

Как улучшить навыки письма учеников 9 класса через диалогическое обучение?

В статье описывается исследование влияния диалогического обучения на развитие навыков письма.

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как средство формирования диалогической речи у детей с нарушениями слуха

Проектирование методов обучения на основе имитации элементов телевидения как педагогическое творчество преподавателя в педвузах Вьетнама

Созидание через творчество, или Внеурочная деятельность как средство формирования эстетической культуры школьника (из опыта работы)

Личностный аспект формирования самостоятельности мышления студентов высших учебных заведений

В данной статье мы пытались кратко изложить нетрадиционный подход в виде интеллектуальных упражнений и игр, которые можно вводить как в урок, так и проводить в виде дополнительных факультативных занятий.

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Деловая игра как средство развития творческой активности студентов в условиях профессионального образования

В данной статье рассматривается организация уроков по общепрофессиональным дисциплинам в форме деловой игры как эффективного инструмента в формировании общих компетенций.

Конструирование из LEGO как инструмент познавательного и речевого развития детей (из опыта работы)

Задать вопрос