Ключевые слова:концептуальный подход, исследовательская деятельность учащихся, модели аргументирования, модель Тулмина, модель «Гамбургер».
Воспитание будущих исследователей, изобретателей начинается со школьной скамьи. Как формировать исследовательские навыки на уроках информатики? Казалось бы, исследовательская деятельность специфична на уроках биологии, анатомии или физики. Мы попытаемся поделиться опытом реализации исследовательской деятельности на уроках информатики.
В педагогических источниках под исследовательскими умениями и навыками выделяют следующие умения:
видеть проблемы;
выдвигать гипотезы;
отбирать и обрабатывать информацию из источников;
наблюдать и классифицировать;
проводить эксперименты;
и делать выводы и умозаключения,
доказывать и защищать свои идеи [1].
Алгоритм построения исследовательской деятельности учащихся представлен на рисунке 1.
РРис. 1
Для современного ученика урок должен стать «открытием», «исследованием», где учитель не дает готовых констатирующих знаний, он «путеводитель». Сложность для учителя заключается в подготовке такого урока: как на первый взгляд, «неисследовательскую» тему превратить в «исследование», вызвать интерес у ученика. Найти проблему часто труднее и поучительнее, чем решить ее. Важным моментом является выбор концепта урока. Концептуальный подход к уроку определяет направление исследовательской деятельности. Выбор ключевой концепции позволяет рассматривать объект исследования с разных сторон. Рассмотрим концептуальный подход на примерах. Урок информатики в 7 классе: «Безопасность Интернета». Учитывая возрастные особенности, выход на тему урока можно начать с рисунков, анализируя которые, ученики выдвигают гипотезу(ы). Учитель фиксирует гипотезу(ы) на маркерной доске и предлагает привести аргументы для доказательства или опровержения гипотезы. Анализ рисунков поможет ученикам разделиться в мнениях: интернет приносит пользу, интернет вредит человеку, от угроз интернета можно защититься. Подбор рисунков неслучаен, так как выбранная концепция урока: мера. Роль учителя заключается в направлении исследовательской деятельности учеников в правильном русле, которое приведет их концептуальным выводам: польза или вред Интернета определяется «мерой» отношения, которую должен соблюдать человек при работе в Интернете; мера — сбалансированное отношение ко всему, что делает или использует человек. Таким образом, у учащихся закрепляется представление о понятии меры.
Каждый урок должен формировать научное мировоззрение, определять место изучаемой темы в целостной картине мира. Это реализуется через концепт урока, определяющий направление исследовательской деятельности учащихся. Например, концепт урока «изменения»должен направлять исследовательскую деятельность учащихся на выяснение изменений, происходящих в жизни общества в результате использования Интернета. Выводы, сделанные учениками в конце урока были следующими: «Интернет может вызвать положительные и негативные изменения. Изменения могут отличаться по масштабу и времени». Практика показала, что ученики «постепенно» переходят от частных обобщений к более обширным, постепенно рассматривают изучаемое явление более масштабно и глобально. Способы проверки гипотез делятся на две большие группы: теоретические и эмпирические. Первые предполагают опору на логику и анализ других теорий. Эмпирические способы проверки гипотез предполагают наблюдения и эксперименты. Таким образом, гипотезы дают возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Делая предположения, обычно используются слова: может быть, предположим, допустим, возможно, что если [2]. Как выбранный концепт урока определяет гипотезу? Например, для концепта урока «мера», учащиеся определили гипотезу: «предположим, мы не соблюдаем меры безопасности в онлайн оплате, это может привести финансовым проблемам». В случае концепта урока «изменения», гипотеза урока могла быть определена так: «если Интернет будут применять дошкольники без контроля родителей, то это приведет к изменениям в физическом и психологическом здоровье дошкольника». Следующим этапом, после выдвижения гипотезы является работа с источниками информации. Первоначально учитель предоставляет учащимся достоверные видео, аудио, текстовые первичные или вторичные источники информации. В старших классах отбор источников информации будут выполнять сами учащихся. Научить ученика работать с достоверными, надежными и актуальными источниками, значит обеспечить основу исследовательской деятельности. Для выбора темы исследования можно предложить технологию WWWW (When, Where, What, Who), которая позволяет ученикам самостоятельно определять смарт-цель исследования. Существуют разные модели аргументирования, например модель аргументирования Тулмина, модель «Гамбургер» (рис. 2). В сокращенной модели Тулмина выделяют компоненты аргументирования: данные (факты), утверждение (заявление), основание.
Рис. 2
Обобщая хотелось бы отметить: у учащихся наблюдается неподдельный интерес к урокам, так как выдвижение собственной гипотезы для ученика является «вызовом» и активизирует его поисковую деятельность. Технология WWWW позволило учащимся провести ряд исследований на уроках информатики, например: «Как использовать социальную сеть в образовательных целях», «Как повлияло развитие социальных сетей на развитие экономики в Казахстане».
Литература:
- Савенков А. И. Исследовательское обучение — возможность преодолеть «образовательный предел» // Директор школы. — 2003. — № 10.
- http://festival.1september.ru/articles/410304/
- Леонтович А. В.. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности. — Журнал «Завуч», № 1, 2001г.
- http://festival.1september.ru/articles/584172/
- The uses of argument (2nd ed.). Cambridge, UK: Cambridge University. Toulmin’s Schema (2011).