Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маканова, А. К. Развитие навыка говорения у учащихся 7 класса / А. К. Маканова, А. Ж. Казанбаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18.1 (152.1). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43288/ (дата обращения: 17.10.2024).



На сегодняшний день для развития практики учителя необходимо сотрудничество с другими коллегами, совместное обсуждение целей обучения, планирование уроков, наблюдение того, как это работает на практике. Работа в небольших группах с учителями разных дисциплин позволяет пересмотреть подходы с целью улучшения навыков учащихся и для совершенствования практики учителя.

Нами, учителями языковых предметов, было решено создать творческую группу для проведения исследования в 7-м классе. На первом заседании в ходе совместного обсуждения была определена фокус-группа, состоящая из 3 учащихся.

Таблица 1

Ученик А

(с высокой мотивацией)

Ученик В

(со средними способностями)

Ученик С

(с низкой мотивацией)

-принимает активное участие на всех этапах урока;

- берет на себя роль лидера в группе;

- творчески подходит к выполнению заданий как во время индивидуальной, так и при групповой работе;

- свободно высказывает свои мысли по теме.

- принимает участие в работе группы;

- самостоятельно выполняет предложенные задания;

- может взять на себя инициативу;

- свободно рассуждает по теме урока.

- отвлекается во время совместной работы в группе;

- нуждается в поддержке учителя;

- часто неактивен, невнимателен;

- не сформирован навык говорения на казахском языке, не может свободно выразить свою мысль.

Целью нашего исследования стало выявление наиболее эффективных приемов для развития речемыслительной деятельности у учащихся 7 «В» класса.

Задачи исследования:

- изучить работы педагогов и исследователей по изучаемой проблеме;

- использовать для развития устной речи учащихся различные приемы и техники;

- выбрать наиболее эффективные стратегии и приемы для развития речевой активности учащихся на уроках языковых предметов: на первом, на втором и на иностранном языке.

Актуальность:

Говорение – многоаспектное и сложное явление. Оно выполняет функцию средства общения между людьми. Являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с ориентиром на него.

Методология: наблюдение, опрос, обратная связь (как от учителя, так и от ученика), результаты формативного и суммативного оценивания, фотосъемка.

В ходе проведения исследования были запрошены результаты психологических тестов у психологической службы школы, которые в дальнейшем были использованы для применения тех или иных техник для улучшения навыков учащихся.

Таблица 2

Характеристика учащегося

Ученик А

Ученик В

Ученик С

Тип интеллекта по Гарднеру

логико-математический; пространственный; межличностный; внутриличностный.

логико-математический; пространственный; музыкальный; межличностный; внутриличностный.

логико-математический; пространственный; двигательный; музыкальный; межличностный

Тип мышления по Кольбу

Деятель -4; Теоретик -7; Рефлексирующий - 9; Прагматик -8.

Деятель -7; Теоретик -7; Рефлексирующий - 10; Прагматик -5

Деятель -7; Теоретик -5; Рефлексирующий - 5; Прагматик -6.

Тип мышления по Брунеру

образное мышление

знаковое мышление

знаковое мышление

Уровень креативности (Высокий, Средний, Низкий)

высокий

высокий

средний

Предпочитаемая форма работы на уроке: индив., парная, групповая

индивидуально

в паре

в группе

С помощью каких видов деятельности вы лучше понимаете урок?

решать задачки и искать ответы, выступать объяснять одноклассникам, исследовать и находить ответы

решать задачки и искать ответы, делать постеры, придумывать что-то новое, исследовать и находить ответы

работать в Интернете, делать постеры, выступать объяснять одноклассникам

В рамках исследования было проведено 6 уроков (1 урок английского языка, 2 урока казахского языка и 3 урока русского языка). В связи с сложившимися обстоятельствами исследование было продолжено только на уроках казахского и русского языков. На уроках применялись различные приемы и стратегии в ходе индивидуальной, парной и групповой работы.

На развитие тех или иных навыков учащихся влияет ряд факторов, среди которых стоит отметить психологический климат в классе, совместимость с членами группы. Очень важно создавать для учащегося ситуацию успешности, позволить ему быть в роли спикера, в роли оценивающего, а также оказать поддержку. В качестве поддержки применялись карточки с вопросами, с пунктами плана, предлагался шаблон для построения высказывания в виде сложноподчинённого предложения, составные союзы, предлоги для аргументации своего мнения. Одним из успешных и эффективных приемов, способствующих развитию не только устной речи, но и письменной является использование ПОПС-формулы. Самостоятельный поиск информации из различных источников также совершенствует речевые навыки учащихся. В ходе наблюдения за деятельностью учащихся выяснилось:

Ученик В активно работает на всех этапах урока, свободно выражает свои мысли, может не соглашаться с мнениями других учащихся и доказывать свою позицию как на уроках русского, так и казахского языка;

Ученик А также активно работает и в группе и в паре, но не всегда может отстаивать свою позицию;

Ученик С активно работает в группе, но часто его активность зависит от настроения; для свободного выражения своих мыслей на уроках казахского языка не хватает словарного запаса. Во время индивидуальной работы с заданиями справляется достаточно быстро (в силу особенностей характера и типа темперамента), но часто поверхностно, не углубляясь в суть задания.

Ученика В по наблюдениям в ряде уроков было решено определить как ученика А.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы: на развитие навыка говорения влияет создание благоприятных условий для усвоения материала (психологического климата в классе) и варьирование различными приемами и стратегиями, среди которых следует выделить несколько: стратегия «Углы», которая позволяет выражать участникам свое мнение, приводя аргументы, опираясь на данные, на факты, полученные во время изучения темы и с опорой на жизненный опыт. В ходе работы ученику С также удалось выразить свое отношение к проблеме отсутствия свободного времени у современного человека. Учащиеся А и В свободно высказывались, приводя в качестве аргументов приемы и стратегии правильного распределения времени для овладения тайм-менеджментом. «ПОПС-формула» – это один из универсальных способов, который легко применяется на различных уроках гуманитарного и естественно-математического направления. Использование этой стратегии позволило учащимся грамотно построить законченное высказывание в виде сложного предложения с аргументами и соответствующими выводами по поднимаемой проблеме. «Кубик Блума». Начала вопросительных предложений, которые написаны на гранях кубика, помогают учащимся высказаться по теме, при этом не повторяться и рассмотреть проблему со всех сторон. Результаты суммативного оценивания за раздел и за четверть по навыку говорения свидетельствуют об эффективности применяемых способов.

Основные термины (генерируются автоматически): казахский язык, урок, ученик В, ученик С, ученик А, групповая работа, знаковое мышление, психологический климат, тип мышления, этап урока.


Похожие статьи

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Профориентационная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Похожие статьи

Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках иностранного языка

Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах

Развитие знаний по экологической безопасности на уроках ОБЖ в 8 классе

Развитие креативных способностей учащихся на уроках математики

Профориентационная работа на уроках русского языка в коррекционной школе

Формирование познавательной сферы на уроках математики у учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида

Развитие творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

Развитие творческих способностей детей на уроках социально-бытовой ориентировки

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

Задать вопрос