Использование методики CLIL на уроках со вторым языком обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Машрапова, А. С. Использование методики CLIL на уроках со вторым языком обучения / А. С. Машрапова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 18.1 (152.1). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/archive/152/43289/ (дата обращения: 18.12.2024).



На сегодняшний день изменились подходы к изучению иностранного языка. Язык рассматривается как основной инструмент для получения качественных знаний, отвечающих международным требованиям. Одним из таких подходов является предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL). Данный термин был впервые введен исследователем в области многоязычного образования Дэвидом Маршем в 1994 г. в процессе работы по координации исследований о состоянии языкового образования в Европе. CLIL представляет собой «изучение предметов посредством второго или третьего языков и совершенствование владения языками через изучение предметных областей, т. е. достижение предметных и языковых целей одновременно». Это понятие иногда называют «понятие-зонтик», включая в него в широком смысле следующие аспекты: международные проекты, обучение за рубежом, модульную систему обучения, билингвальное обучение и т. д. Концепция CLIL (Content and Language Integrated Learning) предполагает создание на уроках иностранного языка профильно и профессионально ориентированной среды за счет насыщения учебного материала проблематикой, актуальной для изучаемой дисциплины, разработку программ и курсов по обучению языку, основанных на контенте конкретной учебной дисциплины. Данный подход играет важную роль в развитии металингвистических и метакогнитивных навыков учащихся, а также способствует формированию у учащихся целостного представления, о явлениях, происходящих в мире. С помощью CLIL обучения на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся.Подход CLIL строится на четырех тесно взаимосвязанных принципах:

- Предметное содержание (Content)

Согласно Интегрированной образовательной программе, разработанной на основе модели трехъязычного обучения, язык изучается не ради самого языка, а ради получения конкретных знаний. То есть, языковые навыки развиваются не только на языковых дисциплинах, но и через другие предметные области.

 Коммуникация (Communication)

Язык, являясь инструментом коммуникации, развивает осознанную коммуникацию при изучении языка через предметные области. Реализуя трехъязычное обучение в АОО, учителя развивают четыре вида речевой деятельности, как на языковых, так и на неязыковых дисциплинах, создавая активную коммуникативную среду.

 Познание (Cognition)

Интеграция предметов является одним из средств активизации познавательной деятельности учеников. Изучая предметные области на втором и третьем языках, ученики развивают метакогнитивные и металингвистические навыки посредством изучения сквозных тем на трех языках, которые также интегрированы с различными предметными областями, таким образом, каждая из тем изучается с разных перспектив.

 Культура (Culture)

Культура является ядром предметно-языкового обучения. Роль культуры, понимание ценности своей культуры и уважение культуры других народов, является неотъемлемой частью предметно-языкового обучения. Данный принцип реализуется при изучении предметов на казахском языке в классах с русским языком обучения, при изучении предметов на русском языке в классах с казахским языком обучения и при изучении большинства предметов в старшей школе на английском языке.

Необходимо отметить что, при преподавании предметов с использованием подхода (CLIL) необходимо определение уровня языковой подготовленности учащихся. Согласно «Общеевропейской рамке владения языками» (CEFR — Common European Framework of References for Languages) необходимо, чтобы учащиеся владели вторым и третьим языками на уровне не ниже Базового пользователя (Basicuser) (А1/А2). Это означает, что учащиеся должны понимать на слух речь учителя и своих одноклассников в ситуациях повседневного общения; уметь представлять себя и других; задавать вопросы и отвечать на них; понимать короткие простые тексты, находя в них конкретную, легко предсказуемую информацию; писать простые короткие записки и сообщения. Данные уровни сопоставимы с такими понятиями как BICS и CALP.

Планирование урока с использованием (CLIL).

При планировании интегрированного урока учителям необходимо придерживаться основного утверждения «все учителя также являются учителями, обучающими языку». Урок c использованием подхода (CLIL) имеет две цели: предметную и языковую. Планирование урока предполагает, что учитель должен предвидеть возможные языковые затруднения своих учеников в освоении предметного материала и обеспечить опоры для «снятия» этих трудностей. В качестве предметного содержания может быть выбрана любая тема из предметов школьного цикла, которая преподается на втором или третьем языках обучения, однако взятая в достаточно узком ракурсе. Языковое содержание планировать сложнее, так как оно, с одной стороны, связано с предметным содержанием, а с другой — должно обслуживать как когнитивную, так и коммуникативную сферы и при этом обогащать знания учащихся о языке.

На уроке (CLIL) должны, по возможности, присутствовать все виды речевой деятельности, хотя особенности подхода (CLIL) таковы, что чтение занимает большую часть учебного времени. Тем не менее, учитель может спланировать урок так, что часть материала может быть представлено в виде аудиотекста, а, используя поисковые методы обучения, возможно, прийти к пониманию материала через диалог и беседу. Аудирование можно сочетать с письмом (заполнение таблиц, построение схем, восстановление пропусков). При подборе учебного материала, необходимо подбирать разнообразные по стилю аутентичные тексты, которые отвечают возрастным особенностям и уровню языковой подготовленности учащихся. Можно также использовать аудио и видео материалы. Учебный материал должен способствовать достижению двух целей: предметной и языковой. Тексты воспринимаются лучше, если они разбиты на небольшие части и сопровождаются иллюстрациями, схемами, картами и т. д.

Тексты должны содержать предтекстовые (prereading) и послетекстовые (afterreading) задания. Эти задания должны формировать не только языковые, речевые, но и когнитивные навыки. В отношении последних важно помнить, что когнитивные навыки необходимо формировать по наращиванию (распознавание, идентификация, понимание) к высшим формам мышления (анализ, синтез, оценка). Тексты, снабженные диаграммами или таблицами, идеально подходят для стадии распознавания. Занося материал из текста в таблицу, ученик, таким образом, классифицирует информацию, отделяет главное от второстепенного, вырабатывает понимание и готовит почву для «переноса» знаний. Планирование урока, который преподается на втором/третьем языке обучения, требует сотрудничества между учителями языковых и неязыковых дисциплин и должен строиться на четырех принципах предметно-языкового интегрированного обучения.

При планировании урока учителю можно опираться на следующие вопросы:

Предметное содержание:

 Каковы цели/задачи урока?

 На какие ожидаемые результаты обучения я ориентируюсь?

 Какие фразы и специальные термины мне необходимо подготовить?

 Должен ли я проверить грамматические знания учащихся (например, степени сравнения прилагательных)?

 Как буду проводить дискуссии и обсуждения?

Коммуникация:

 Какие фразы и специальные термины мне необходимо подготовить?

 Должен ли я проверить грамматические знания учащихся (например, степени сравнения прилагательных)?

Познание:

 Какие вопросы я должен задать, чтобы развивать навыки критического мышления?

 Какие задания я должен подготовить для развития навыков критического мышления?

 Как интегрировать язык и предметное содержание в развитии навыков критического мышления?

При проведении урока необходимо:

 четко оговаривать цели и ожидаемые результаты урока;

 создавать благоприятную образовательную среду для изучения языков;

 развивать четыре вида речевой деятельности (чтение, слушание, письмо, говорение);

 повторять непонятные для учащихся предложения и фразы несколько раз, если возникает необходимость;

 использовать лексику доступную для восприятия учащимися;

 проводить работу с ключевыми словами;

 на начальном этапе изучения предмета, на втором или третьем языках при использовании на уроке учащимися первого языка, необходимо отвечать на втором/третьем языке;

 поощрять учеников за использование на уроке второго/третьего языков;

 использовать разные виды деятельности для повышения мотивации учащихся.

Немаловажным аспектом является взаимопосещение урока коллег, что прямо способствует обмену опытом и ресурсами между учителями (преподающих на втором или третьем языках обучения). Во-первых, для этого необходимо выбрать «критического друга», это может быть коллега, с которым вы работаете параллельно или же учителя-предметники могут выбрать в качестве «критического друга» учителей языковых дисциплин и наоборот. Во-вторых, необходимо каждый шаг в обучении согласовать между собой заранее.

Для успешной реализации задач обучения требуется создать условия для учителей и учащихся. Администрации АОО для успешной реализации (CLIL), предусматривающей преподавание предметов на втором и третьем языках обучения, созданы следующие условия для педагогов: для установления взаимодействия между учителями языковых дисциплин и учителями-предметниками при составлении расписания уроков определено время для организации сотрудничества между учителями. При планировании работы методических объединений составлен совместный план взаимодействия методических объединений языковых и неязыковых дисциплин. Активизировано взаимопосещение уроков между учителями языковых и неязыковых дисциплин с проведением дальнейшей рефлексии урока. Для поддержки учеников с недостаточным уровнем языковой подготовленности рассмотрена возможность организации дополнительных курсов. Для создания языковой среды в план воспитательной работы школы включены внеклассные мероприятия для поддержки второго и третьего языков. Для поддержки учителей языковых дисциплин и учителей-предметников, библиотекарь организовывает различные мероприятия на втором и третьем языках. Образовательная среда способствует изучению и совершенствованию трех языков (оформление стендов и т. д.). При изучении предметов на втором/третьем языках обучения, куратор поддерживает связь с родителями и информирует их о достижениях детей. Подход CLIL предусматривает интеграцию между языковыми и неязыковыми предметами не только на уроке, но и вне уроков. Для обеспечения и поддержания предметно-языкового интегрированного обучения можно проводить совместные внеклассные мероприятия, предметные недели, кружки, факультативы, интеллектуальные турниры на двух/трех языках обучения.

В целях обеспечения коммуникации между учебными структурами АОО, а также создания профессионального сообщества был создан онлайн-форум поддержки учителей. Данный вид онлайн-общения может быть использован для обмена материалами по применению предметно-интегрированного подхода между учителями. Однако на сегодняшний день остро стоит вопрос нехватки учителей, способных преподавать предметы на двух/трех языках обучения. Для решения данного вопроса необходимо постоянно проводить семинары по обмену опытом, мастер-классы и конференции по применению CLIL между учителями языковых и неязыковых дисциплин в рамках профессионального развития учителей.

Также наработанный опыт в данной области должен регулярно освещаться через выпуск методических пособий с лучшими материалами и разработками интегрированных уроков, сборников статей конференций и др.Все вышеперечисленные условия валяются временным решением вопроса в условиях перехода к использованию подхода CLIL. В перспективе проблема нехватки учителей CLIL может быть решена через подготовку и переподготовку учителей. В нестоящее время для учителей-предметников, владеющих английским языком, есть возможность пройти обучение по одному из моделей теста ТКТ (The Teaching Knowledge Test) — CLIL.

Данный модуль CLIL проверяет знания, необходимые учителю для преподавания одного или нескольких учебных предметов с помощью английского языка, а также умение планировать и вести урок, использовать в ходе урока определенные приемы и виды учебной деятельности, а также осуществлять контроль за усвоением предмета. Однако данный модуль предназначен только для учителей, владеющих английским языком на уровне В1. Но остается нерешенным вопрос подготовки учителей, способных преподавать предметы на двух языках обучения (казахский/русский). Один из путей решения данной проблемы на уровне АОО видится в организации взаимного обучения учителей «Равный-равному». В данном случае можно рассматривать учителей, прошедших обучение по методу CLIL как тренеров для своих коллег. Если говорить о решении данной проблемы на республиканском уровне, то в высших учебных заведениях необходимо рассматривать вопрос подготовки будущих учителей CLIL для обеспечения достаточного количества учителей, преподающих по CLIL для школ.

Новые методы обучения направленные на развитие всех пяти видов речевой деятельности (говорения, аудирования, чтения, письма, перевода), формирование лингвистической, социолингвистической и прагматической компетенций, а также на создание принципиально новых учебных материалов, с помощью которых можно научить обучающихся, эффективного общения на английском языке. Внедрение различных форм коммуникаций с использованием инновационных технологий, расширение творческого и научного потенциала обучаемых обеспечивают становление языковой личности, способной реализовать себя в современном обществе.

Литература:

  1. КІРІКТІРІЛГЕН БІЛІМ БЕРУ БАҒДАРЛАМАСЫ. Қазақстан тарихы. Негізгі мектепке (7–10 сынып) арналған оқу бағдарламасы. Астана. Наурыз 2016 ж.
  2. Дипломная работа Машраповой А. С. На тему: «Интегрированное обучение в преподавании обществоведческих дисциплин как средство повышения функциональной грамотности учащихся». ПГПИ. Павлодар 2015.
  3. Назарбаев Зияткерлік мектептерінде пән мен тілді кіріктіріп оқыту әдісін (CLIL) қолдану. (әдістемелік нұсқаулық). Құрастырушылар: Нұрақаева Л. Т., Шегенова З. К. Астана 2013ж.
Основные термины (генерируются автоматически): CLIL, язык обучения, язык, английский язык, предметное содержание, учитель, второе, изучение предметов, планирование урока, речевая деятельность.


Задать вопрос