В динамично развивающихся условиях одним из приоритетных требований к процессу обучения на современном этапе является организация самостоятельного поиска знаний, использование различных источников информации для выражения собственной точки зрения и обоснования своей позиции. Сформировать и развить исследовательские навыки у учащегося возможно тогда, когда он научится правильно создавать вопросы. Еще английский драматург Бернард Шоу отмечал важность правильных вопросов. Посредством вопросов учащийся прокладывает дорогу в неизвестное. Умение задавать вопросы продвигают обучение, развивает креативное мышление, творческое воображение. Поэтому учитель должен создавать на уроке такие условия, чтобы у учащихся было желание задавать вопросы.
Уроки русского языка и литературы в Назарбаев Интеллектуальных школах согласно Интегрированной программе построены на развитии навыков чтения, говорения, аудирования и письма. «Одной из целей Интегрированной образовательной программы является социализация личности… В связи с этим необходимо развивать навыки общения, создавая стимулирующую и поддерживающую среду, в которой поощряется и ценится коммуникация в различных формах и где учащийся уверенно выражает свое мнение» [1, с. 3].
Неумение задавать вопросы или вообще их не задавать — с такой проблемой я столкнулась в начале учебного года с учащимися одного из 8 классов. Самым сложным заданием, оказалось, создавать проблемные вопросы, поэтому я обратилась к этой проблеме, чтобы научить учащихся 8 класса видеть особенности проблемных вопросов и отличать их от других видов вопросов.
Почему же я обратилась к данной теме? Учащиеся 8 Д класса задают вопросы, которые основаны на фактах, вопросы, требующие односложных ответов, или вообще не задают, а согласно Учебной программе и Учебному плану 8 класса они уже должны задавать проблемные вопросы. Неумение составлять хорошие вопросы повлекли за собой ряд следующих проблем: трудности в выражении своего мнения, обозначении своей позиции, отсутствие познавательного интереса. Алисон Кинг считает, что «умеющие мыслить умеют задавать вопросы» (King, 1994, p. 18).
Эти проблемы привели к следующим вопросам:
— как через использование речевых клише научить учащихся задавать проблемные вопросы?
—как выработать умение отстаивать свою точку зрения, выражать свое мнение, развивать познавательный интерес?
—какие методы будут эффективны для развития умений задавать проблемные вопросы?
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
- Изучить структуру проблемных вопросов;
- Научить моделировать проблемные вопросы через речевые клише
- Изучить опыт научных исследований;
- Развивать способности креативного мышления и творческого воображения.
С чего началось исследование?
Для начала нужно было наметить план действий: составить вопросы для проведения анкетирования по изучению данного вопроса, исследовать литературу по данной проблеме. Для каждого этапа исследования было определено время, запланировано проведение уроков с использованием новых методов и рефлексия по каждому этапу исследования.
Для того чтобы определить количество детей, затрудняющихся в составлении проблемных вопросов, было проведено анкетирование.
№ |
Вопросы |
да |
нет |
1 |
Знаешь ли ты толстые и тонкие вопросы? |
10 |
1 |
2 |
Умеешь ли ты создавать толстые и тонкие вопросы? |
2 |
8 |
3 |
Знаешь ли ты другие типы вопросов? Например, по Блуму? |
0 |
10 |
4 |
Испытываешь ли ты трудности в составлении разных типов вопросов? |
10 |
0 |
По данным диаграммы можно сделать вывод, что учащиеся имеют представление о типах вопросов, но затрудняются создавать их.
Дальнейшая работа была построена на изучении необходимого материала: статьи, различные стратегии, методы и приемы составления проблемных вопросов, разработки краткосрочных планов урока. Я посчитала, что сначала учащихся необходимо научить составлять тонкие и толстые вопросы, затем конструировать различные типы вопросов по ромашке Блума, а затем переходить к созданию проблемных вопросов. Предварительно разобрали определение проблемного вопроса. По мнению М. И. Махмутова, проблемный вопрос должен:
— иметь логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и с теми, которые подлежат усвоению в определенной учебной ситуации;
— содержать в себе познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного;
— вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным, неудовлетворительность имеющимся запасом знаний, умений и навыков [3].
За основу мы взяли следующий алгоритм постановки проблемного вопроса:
- Изучите информацию: выделите основные моменты события, задачи, точки зрения, теории…;
- выделите главное: мысли, идеи, особенности, условия…;
- выявите противоречия, несогласованность, неубедительность аргументов…;
- определите суть противоречий;
- определите структуру вопроса (Форма сложноподчиненного предложения, бессоюзного сложного предложения и т. д.)
- сформулируйте проблемный вопрос.
Отобрав необходимый для работы материал, адаптировала под себя, апробировала его на уроках.
В результате получилось следующее:
—у учащихся сформировались навыки составления проблемных вопросов;
—совместно составленная инструкция «Как при помощи речевых клише составить проблемный вопрос?»
— повышение качества знаний по результатам формативного и суммативного оцениваний;
Таким образом, итог исследования привел к следующему выводу:
умение задавать вопросы — очень важный навык, в результате которого творческое воображение учащихся развивается;
умение строить проблемные вопросы поощряет самостоятельный поиск ответов, развивает креативное мышление, исследовательские навыки
Литература:
- АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Интегрированная образовательная программа, Русский язык и литература Я2, Учебная программа основной школы с казахским языком обучения.
- Электронный ресурс http://evolkov.net/questions/Zagashev.I.Question.skill.html
- Электронный ресурс http://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-problemnogo-obucheniya-m-i-makhmutova-kak-didakticheskaya-sistema