В статье рассматривается процесс адаптации детей с ОВЗ при переходе из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу ДОО.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, адаптация, инклюзивная группа
Как известно, процесс адаптации детей дошкольного возраста к посещению детского сада протекает с теми или иными осложнениями, тем более данный процесс приспособления к новым условиям детского социума протекает сложней и гораздо проблематичней для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ОВЗ очень часто испытывают более значительные трудности адаптации к детскому учреждению, чем обычные дети. Только созданием благоприятной обстановки в дошкольном учреждении полностью решить проблему успешной адаптации очень сложно, а в некоторых случаях практически невозможно. Вследствие дезадаптации ребенок просто перестаёт посещать ДОО, что, в целом, неблагоприятно сказывается на всем его дальнейшем развитии
Если мы обратимся к ФГОС ДО, то увидим, что одной из основных задач является обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
Большинство исследователей (И. С. Ильина, И. А. Коробейников, Р. В. Тонкова-Ямпольская и др.) рассматривают адаптацию как процесс вхождения индивида в новые социальные условия и принятия новой социальной роли. Адаптация к изменившимся социальным условиям может протекать довольно сложно. Вхождение в коллектив часто сопровождается тяжелыми переживаниями, снижением активности, иногда нарушениями здоровья. Нередко человек не может адаптироваться к новым социальным условиям, что ведет к асоциальному поведению, невротическим реакциям и другим проявлениям состояния дезадаптации [1].
Несмотря на то, что дети переходят из группы кратковременного пребывания в общеобразовательную группу, имея уже определенные навыки общения со сверстниками, сформированные элементарные навыки самообслуживания, встречает очень много трудностей при адаптации в новом для него детском социуме.
Рассмотрим более подробно, как происходит данный процесс в нашем детском саду и какова роль воспитателя в процессе адаптации.
Сам процесс адаптации состоит из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
Подготовительный этап начинается с посещения ребенком группы кратковременного пребывания. Далее по решению комиссии ПМПк детского сада решается вопрос о переводе ребенка из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу. Как только получено положительное решение, начинается постепенное ознакомление ребенка с новой группой. Основной задачей данного этапа является формирование определенных устойчивых форм поведения ребенка, которые помогут ему без особых затруднений приобщиться к новым для него условиям детского социума. Для начала ребенок ходит «в гости» в новую группу, знакомится с детьми, начитает посещать основные режимные моменты, проводимые для детей данной группы развлечения и утренники.
Данный этап характерен тем, что начинается очень плотное взаимодействие с родителями ребенка. Обо всех имеющихся у ребенка особенностях развития и характерных его чертах поведения воспитатель узнает от родителей, что в свою очередь будет способствовать нахождению оптимальных подходов к ребенку, для формирования доверительных отношений между воспитателем и ребенком. Постепенно ребенок начинает привыкать к условиям новой группы.
Второй (основной) этап начинается при переходе ребенка из группы кратковременного пребывания в инклюзивную группу. Воспитателям необходимо заранее подготовиться к приему «нового» ребенка, продумать, где он будет раздеваться, где сидеть за столом. На данном этапе необходимо разговаривать с детьми о том, что мы принимаем в нашу группу нового ребенка, которому необходима наша забота и помощь.
Первые дни ребенок начинает посещать детский сад по 2–3 часа в день. Если он остается очень трудно, то первые дни родители (законные представители) могут совместно с ребенком посещать группу, находиться в поле его видимости. Постепенно увеличивается время пребывания ребенка в группе. Следует помнить, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуются настроение, самочувствие ребенка и аппетит.
Основные методы, которые использует воспитатель на данном этапе адаптации, направлены на снижение уровня тревожности у ребенка, включении его в совместные действия со сверстниками (например «Подари улыбку» и т. д.)
Конкретных границ между этапами прохождения адаптационного периода не существует, переход от одного этапа к другому осуществляется плавно с сохранением преемственности.
На первый взгляд процесс адаптации ребенка с ОВЗ протекает точно так же, как у большинства обычных детей. Отличие в том, что он может длиться очень продолжительное время, это связано в первую очередь с тем, что у детей с ОВЗ встречаются сложности в общении со сверстниками. Именно у детей с ОВЗ со сверстниками, а не на оборот, что связано с нарушением у них коммуникативных навыков. И основная роль воспитателя найти оптимальные способы и средства для преодоления данной проблемы.
Рассмотрим некоторые методы и способы, которые применяются в нашем детском саду. Можно применить постепенный ввод ребенка с ОВЗ в сюжетно-ролевую игру. На первых порах воспитатель выступает как проводник и сам играет роль, это может быть мама с ребенком, пришедшие в магазин, либо в больницу на прием к врачу (все зависит от тематики сюжетно — ролевой игры), и буквально взяв за руку ребенка, мы начинаем играть, вводить его в новые партнерские отношения. Далее воспитатель постепенно отстраняется и дети сами уже играют и «впускают» в данную игру ребенка.
Результаты «вхождения» ребенка в группу будут видны ни через месяц и не через два, на это уходит очень долгое время. И здесь воспитателю необходимо изо дня в день, постоянно и систематически проводить данную работу.
В образовательной деятельности можно организовать взаимопомощь между детьми или наставничество. Если ребенку с ОВЗ трудно дается выполнение определенных заданий, но следует сразу уточнить, что в основном имеется в виду деятельность в художественно- эстетической области (выполнение каких — либо поделок, аппликации, рисунков), то наставничество и взаимопомощь (не выполнение за ребенка, а именно взаимопомощь), принесут положительный результат.
Именно в процессе взаимодействия с другими людьми ребенок усваивает механизмы и нормы социального поведения, общественные ценности, у него формируется социальные мотивы деятельности, определенные черты личности, которые в целом и обеспечивают успешность ребенка в обществе [3; 173].
Индивидуальная работа и использование репродуктивного метода также могут и дают свои результаты, но мы должны приучать ребенка к тому, что вокруг него есть люди, которые могут ему помочь в трудной ситуации. И тут возникает вопрос, а как же быть с самостоятельностью ребенка, если постоянно ему будут помогать. Сразу оговоримся, мы помогаем ребенку «вливаться» в коллектив, стать полноправным членом данного детского социума на равных условиях, поэтому в первую очередь необходимо учить ребенка общаться с другими и принимать от них посильную помощь.
Необходимым условием при адаптации ребенка с ОВЗ является комплексное психолого-педагогическое сопровождение, поддержка специалистами.
Деятельность специалистов сопровождения направлена, в том числе на консультирование воспитателей для работы как с детьми с ОВЗ, так и с группой их сверстников, включающей ребенка с ОВЗ, на формирование социального интереса к этим детям, на корректность участников сопровождения в отношении используемой терминологии. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов [2].
Таким образом, от того, как воспитатель построит взаимоотношения между детьми, как будет организовано комплексное сопровождение и от того, как будет выстроена в целом работа детского сада, зависит прохождение процесса адаптации ребенка с ОВЗ в инклюзивной группе.
Литература:
- Бучилова И. А., Лесиканич А. А. Особенности психолого-педагогической работы по обеспечению адаптации детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи к условиям компенсирующей группы дошкольного учреждения комбинированного вида // http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskoy-raboty-po-obespecheniyu-adaptatsii-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-tyazhelymi-1 (дата обращения 7.03.2017 г.)
- Кустова Н. В. Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного (интегративного) образования и воспитания.// http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ovz-v-usloviyah-inklyuzivnogo-integrativnogo-obrazovaniya-i (дата обращения 01.03.2017 г.)
- Симановский А. С., Воронина С. Н. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами мультипликационной анимации. //Ярославский педагогический вестник — 2014 — № 2 — Том II.
- http://sad37.edusev.ru/activity/fgosovz/articles/kak_pomoch__rebenku_s_ovz_uspeshno_adaptirovat_sya_v_dou (дата обращения 01.03.2017 г.)