Правовая культура населения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №19 (153) май 2017 г.

Дата публикации: 10.05.2017

Статья просмотрена: 1334 раза

Библиографическое описание:

Чубоева, О. К. Правовая культура населения / О. К. Чубоева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 19 (153). — С. 250-253. — URL: https://moluch.ru/archive/153/42059/ (дата обращения: 17.10.2024).



После обретения независимости Республики Узбекистан, быстрыми темпами осуществляется работа по повышению правовой культуры и улучшению правового воспитания населения как одно из основных направлений государственной политики. Необходимо отметить, что оказывается всестороннее содействие политическим, экономическим, социальным реформам, проводимым на пути строительства в республике правового государства и глубокому осознанию населением сущности принимаемых в этом направлении законов.

Становление Узбекистана как демократического правового государства предполагает высокий уровень правовой культуры граждан, социальных групп, и институтов гражданского общества. А это требует принятия эффективных мер по организации правового воспитания населения как общегосударственной задачи, охватывающей все слои населения.

В любом обществе проблема формирования и совершенствования правовой культуры населения является неизменно актуальной. В нашем государстве особое внимание уделяется построению правового демократического государства, защите прав и свобод человека, повышению правовой культуры населения. Как отмечает Первый Президент И. А. Каримов: «Только по-настоящему образованный человек может высоко ценить достоинства человека, сохранять национальные ценности, повышать национальное самосознание, самоотверженно бороться для того, чтобы жить в свободном обществе, чтобы наше независимое государство заняло достойное, авторитетное место в мировом сообществе» [1].

Правовая культура представляет качество правовой жизни общества и степень гарантированности государством и обществом прав и свобод человека, а также знание, понимание и соблюдение права каждым отдельным членом общества [2, 34]. Правовую культуру определяют степень развитости правосознания населения, уровень развития правовой деятельности, а также степень совершенства всей системы правовых актов.

Таким образом, сущностью правовой культуры является мера освоения правовых ценностей, накопленных обществом и их использование различными субъектами в правовой сфере.

Успешное решение задач правового регулирования возможно только при высоком уровне цивилизации, политической и правовой культуры. Само право следует рассматривать в качестве одного из проявлений человеческой цивилизации и культуры. Область культуры столь специфична, что регулирование отношений людей здесь с помощью законов является делом не менее тонким, чем регулирование экономических отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве определенной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превращаться в законы неправовые. Можно также утверждать, что для большинства числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативно — правовых предписаний, никогда не знакомились с правовыми актами. Следует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из вида «производительную» роль культуры в процессе законодательной деятельности. Но при реализации права гражданами их культуре доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, ее отсталости, с ориентированности на социальные ценности.

Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обусловливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, то есть объекту регулирования.

Недостаток нынешнего состояния правовой культуры молодежи — не достаточное знание законов. Нередко бывает и так, что молодые люди знают законы, но соблюдать их не спешат, потому что не верят в их силу, не признают их роли в обществе (правовой нигилизм) или готовы использовать законы только в корыстных личных целях (правовой цинизм). Также существует еще правовая безграмотность, которая выражается в незнании или в очень плохом знании норм права, но может сочетаться с достаточно высоким уровнем нравственного развития. Весь мир права сводится у малограмотных людей только к уголовному законодательству. Они забывают о гражданской, административной, трудовой и других отраслях права, без знания которых легко запутаться в трудных вопросах повседневной жизни [3, 63].

Конфликт может возникнуть и в результате произвола, когда человек ставит свое «Я» выше норм права и морали общества, рукаоводствуясь при этом идеями прогресса. Общество карает личность за произвол. В обиходной жизни мы забываем об ограничении правил и норм поведения, но они все же остаются для нас незыблемыми. На стадии правосознания они высвечиваются и выступают уже как осознанные регулятивы.

Правосознание во многом ориентируется на рационально-нравственные оценки. Между нравственностью и правом существует теснейшая связь: право в самом себе имеет и нравственный смысл. Если поднять культуру правосознания до самого чистого добродетельного образа мыслей, то закон также станет мотивом сообразных с долгом поступков. И в самом деле, лишь те, кто опирается только на разум и совесть, живут на основе права и закона.

Правосознание суть той формы общетвенного сознания, в которой выражаются знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов социально-экономической деятельности различных субъектов права –индивида, организации предприятия, трудовых коллективов, должностных лиц и т. п.

Если высокий уровень нравственности и правовой культуры необходимы гражданам, то еще более высокий уровень составляет саму сущность государственной власти, ибо вся власть есть сила, уполномоченная народом к управлению другими, что предполагает и воспитывающее возхдействие на них.

Соблюдением законов обеспечивается государством, которое в тех случаях, когда это необходимо, прибегает к принуждению. К сожалению, простые люди (да и не только они) находятся на довольно низкой культуре правового сознания, но это уже различие ступеней правосознания, а не его сути.

Понимание правовой культуры предполагает понимание того, что законно или незаконно, и осознание того, что исполнение его обязательно. По словам Ф. М. Достоевского, подавлять в себе долг и не признавать обязанности, требуя в то же время всех прав себе, есть только свинство. Право — необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если ты хочешь быть свободным, ты должнен ограничить свою свободу, дабы предоставить свободу другим [4, 62].

Таким образом, повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, преодоление правового нигилизма, с другой — преодоление правового идеализма. И то, и другое вызывает необходимость в осуществлении большой работы по повышению юридической грамотности всех слоев населения, а также по надлежащему кадровому обеспечению государственных учреждений, осуществляющих юридическую деятельность.

Приоритеты гражданского общества реализуются в Национальной программе на основе тесной взаимосвязи реформ систем образования и подготовки кадров с проводимыми в обществе преобразованиями, построением развитого, демократического, правового государства.

Уровень юридической грамотности, правовой культуры членов общества зависит в первую очередь от характера, духа социальной практики, складывающейся в сфере правового регулирования, функционирования власти. Но следует признать, что немаловажное значение имеет и целенаправленная работа по правовому воспитанию населения, если она будет осуществляться в условиях благоприятной для права социально-политической практики. Под правовым воспитанием понимается систематическая и целенаправленная деятельность государства, негосударственных объединений, направленная на формирование у граждан правовых знаний, навыков правомерного поведения, уважительного отношения к праву, на развитие и поддержание у них позитивной активности в сфере права. Правовое воспитание может проводиться в различных формах. Это, прежде всего, юридическое образование, просвещение, правовая пропаганда, широкая гласность в правотворческой и правоприменительной практике. Оно осуществляется путем преподавания основ права в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, проведение занятий в системе повышения квалификации, правовой пропаганды и просвещения через печать и телевидение, посредством организации лекций и бесед на правовые темы для населения. Все это в комплексе оказывает влияние на формирование правосознания и правовой культуры на индивидуальном, групповом и общественном уровнях.

Актуальным на сегодняшний день является рассмотрение правовой культуры молодежи, ее анализ как самостоятельной социально-демографической группы.

В условиях государственной независимости молодежь оказывает возрастающее воздействие на все стороны социальной жизни. Разрешение молодежных проблем во многом зависит от того, какую позицию занимает в этом вопросе правовое регулирование. Государство решает широкий комплекс молодежных проблем, связанных с ее правовым статусом. Для решения этих задач, а также для создания условий демократизации общественной жизни и формирование основ правового государства была принята Национальная программа правовой культуры в обществе, утвержденная постановлением Олий Мажлис Республики Узбекистан от 29 августа 1997 года. Цель национальной программы — создание всеохватывающей постоянно действующей системы формирования правовой культуры, с тем чтобы все слои населения овладели правовой грамотностью, достигли высокого уровня правосознания, могли применять правовые знания в повседневной жизни.

Знание молодежью норм различных отраслей права, правовых принципов, порядка образования и деятельности государственных органов составляет необходимую предпосылку формирования у молодых людей правовой культуры.

Сущность правовой культуры и правового воспитания молодежи нельзя рассматривать лишь как приобретение некой суммы знаний о нормах и принципах действующего законодательства. Целью правового воспитания и правовой культуры молодежи является формирование у личности законопослушания и уважения к закону. Уважение к закону означает не простое соблюдение норм права как внешних по отношению к индивиду предписаний и запретов, а органическое восприятие их в качестве совпадающих ценностей для личности и общества [5, 12].

Правовое воспитание связано с усвоением личностью правового опыта, соответствующих культурных ценностей, которые имеются в обществе.

Правовое воспитание представляет собой процесс воспитательного воздействия на человека. Но это и результат данного процесса, т. е. правовая воспитанность личности. Если в первом случае правовую культуру можно рассматривать и как одно из основных направлений, целей правового воспитания, и как важнейшую его предпосылку, то во втором случае, т. е. в отношении правовой воспитанности, правовая культура выступает уже как совокупность качеств личности, характеризующих ее правосознание и правовое поведение в их неразрывном единстве [5, 13].

Литература:

  1. Каримов И. А. Гармонично развитое поколение — основа прогресса Узбекистана. Выступление на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан. Учитель Узбекистана. 3 сентябрь 1997 год.
  2. Саидов. А. Х. Правовое воспитание — важный фактор формирования гармонично развитого поколения.
  3. Якушев А. В. Теория государства и права. М.: ПРИОР, 2000. С. 161.
  4. Спиркин А. Г. Философия. М.. 2000. С. 801.
  5. Абзалов Э. Проблемы совершенствования правовой культуры молодежи. Автореф. диссер. канд. наук — Т.: ТГЮИ, 2000. С. 15.
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовое воспитание, правовое государство, высокий уровень, национальная программа, общество, правовая культура молодежи, правовое воспитание населения, правовое регулирование, правовой нигилизм.


Задать вопрос